Развитие психосоматического учения от античных времен до наших дней | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фатеева, В. В. Развитие психосоматического учения от античных времен до наших дней / В. В. Фатеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/430/17037/ (дата обращения: 16.12.2024).



Что означает слово психосоматика? Бывает такое, что люди болеют и не в состоянии найти причину своего недуга, а врачи даже не могут поставить диагноз, или название диагноза часто меняется.

Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, и прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии.

Психические факторы играют важную роль в зарождении, протекании, лечении и исходе многочисленных заболеваний, поэтому необходимо ко всем болезням, с которыми встречается врач, применять психосоматический подход.

Содержанием психосоматического подхода является привлечение психологических данных для лучшего понимания физических симптомов и патофизиологических процессов, познания и лечения психических расстройств.

Современная психосоматика изучает аспекты взаимоотношения психики и тела. В начале XIX века для дифференциации данных сфер употреблялись термины «психосоматический» и «соматопсихический». Рождение термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (И.-Х. Хейнрот), а термина «соматопсихический» — к 1822 г. (К. Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии и медицине [2, с. 112].

Понятие о взаимосвязи между соматическими нарушениями и психическими процессами берет начало в древних медицинских трактатам.

С периода глубокой древности отмечается важность слова и его влияние на состояние духа и телесные изменения человека. В медицине психосоматические знания получали развитие на каждом эволюционном этапе научных воззрений.

Психосоматическое учение прошло несколько этапов формирования. Рассмотрим более подробно развитие психосоматического учения в период античности.

Наука и культура лечения получили развитие в Древней Греции, где важным аспектом врачевания являлись мораль и нравственность.

Во времена Сократа и Платона психогенные нарушения телесных функций объединили понятием «истерия», что в переводе с греческого означало «матка». Так, предполагалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые связаны с болями в нижней части живота.

Сократ (469- 399 гг. до н. э.) — один из первых философов, поднявший вопрос о влиянии образа жизни на здоровье. Сократ был уверен, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной.

Известный ученик Сократа Платон (427–347 гг. до н. э.) рассматривал психические явления как реакции всего организма, выступая против того, что есть отдельно врачи для тела и отдельно врачи для души. Он также был убежден, что сумасшествие (мания) у многих людей возникает в силу соматического недуга. Платон сетовал: «Большая ошибка совершается там, где телесные и душевные болезни лечат разные врачи. Ведь тело неотделимо от души». Однако эта ошибка повторяется и в настоящее время. Вместо того чтобы подходить к лечению комплексно, изучать тело, душу и дух в их совокупности, углубляют специализацию, расчленяют человека все более дробно.

Ученик Платона греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) писал о психических расстройствах. Важным вкладом в психологию было описание Аристотелем сознания. Он считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Древнегреческий философ Демокрит (470–370 гг. до н. э.) целью жизни человека считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями. Он полагал, что душа часто может служить причиной бедствий тела. Врач и величайший мыслитель Гиппократ (около 460–370 гг. до н. э.) первым сформулировал положение о единстве души и тела. Он также высказывался о единстве телесного и духовного в человеке и призывал при лечении устранять причину болезни, а не устранять симптомы заболевания. Учение Гиппократа о природе человека было направлено

на разработку профилактических, диагностических и терапевтических методов, которые позволяли обнаружить склонности пациентов к определенным патологиям и предупреждать развитие таких патологий.

Гиппократ был убежден в необходимости изучения природы человека и различных сторон его жизни, включая поведение и психические функции, чтобы эффективно бороться с недугами. Именно Гиппократ ввел в науку понятие «темперамент» (в переводе с латинского это слово означает «надлежащее соотношение частей»). Под темпераментом великий ученый античности понимал как физиологические, так и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ выделил четыре темперамента — сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

В зависимости от темперамента предполагались, в частности, и склонности к тем или иным болезням.

Деятельность Гиппократа была продолжена некоторыми греческими и римскими врачами. Одним из таких врачей был К. Гален (130- около 200 гг. н. э.). Он придерживался взглядов Гиппократа и произвел огромный вклад в изучение анатомии нервной системы. Он также считал, что психологические расстройства могут быть вызваны как физическими причинами, так и душевными.

Значительные открытия в психосоматическом знании были сделаны философом Цицероном и врачом Сораном. Цицерон (106–43 гг. до н. э.) предположил, что физическое состояние может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Первым высказал суждение по поводу воздействия горя и волнения на здоровье человека и возникновение телесных болезней от душевных страданий.

Соран (98 — около 138 гг.) уделял большое внимание установлению дружеского контакта между врачом и пациентом. Соран отмечал важность при общении с детьми так называемого психосоматического компонента, который может быть причиной болезней [1].

В этот же исторический период на Востоке изучаются виды психологических особенностей взаимоотношений врача и больного и установлении более полного контакта между ними.

Таджикский мыслитель и врач Авиценна (980–1037 гг.) продолжил развитие правил лечения и взаимоотношений врача и больного и науки психогигиены. В трудах мыслителя можно встретить обоснование гипотезы возникновения недугов из-за воздействия отрицательных эмоций.

В Индии существует уже долгое время практики йоги, способствующие саморегуляции человека. Китайская медицина достигла высокого уровня развития во втором столетии. Чунг Чинг (около 200 г н. э.), прозванный китайским Гиппократом, видел первопричины в патологии органов и верил в то, что психологические состояния могут вызывать органическую патологию, большое значение придавал восстановлению эмоционального равновесия через соответствующие занятия.

Изучение этапов развития представлений о соотношении души и тела, являющиеся предпосылками возникновения психосоматики, позволяет нам лучше понять содержание данного научного направления.

При более глубоком изучении этапа развития психосоматического учения времен античности, замечаешь, насколько важен данный этап развития для современной психосоматической медицины.

Так, обнаруженная еще в философии Платона, жившего более 2000 тысяч лет назад, связь эмоций с патологией отдельных органов человеческого тела является центральной проблемой и современной психосоматической медицины.

Независимо от разных взглядов и споров, наука наших дней признает исключительную важность психосоматического подхода в профилактике и диагностике многих заболеваний. Так, заложенные в основание медицины еще древнегреческими мыслителями и философами принципы о единстве в структуре человеческого организма психического и физического (души и тела) возвращаются, невзирая на довольно длительный период забвения.

Таким образом, благодаря изучению истории зарождения психосоматического учения, мы более ясно понимаем предмет изучения современной психосоматики — психосоматические явления, их структура, функции, а также объект — личность пациента, страдающего психосоматическим расстройством, а индивидуальные психосоматические проявления — становятся главным и неотъемлемым элементом в данном междисциплинарном направлении.

Литература:

  1. Джарман О. А., Микиртичан Г. Л. Соран Эфесский — первый античный перинатолог и педиатр // Педиатр. — 2018. — Т. 9. — № 6. — C. 119–128. URL: https://journals.eco-vector.com/pediatr/article/view/11243 (дата обращения: 09.03.2022);
  2. Соловьевская Н. Л. История развития психосоматики // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. № 11–15 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-psihosomatiki (дата обращения: 10.03.2022).