Одним из важнейших универсальных феноменов бытия, которые определяют качество жизни человека, является здоровье. Именно оно обуславливает жизнедеятельность не только индивидуума, но и всего общества, являясь, таким образом, универсальной, природно-жизненной и социальной ценностью. С точки зрения интегральной концепции человека, сущность которой состоит в том, что он (человек) представляет собой «единство биологической и социальной природы… в их диалектически неразрывной связи» [1], здоровье индивида зависит не только от природы, но и от характера общественных отношений, социальных условий.
На разных этапах историко-цивилизационного развития происходило формирование отличных друг от друга представлений о здоровье под влиянием тех социокультурных условий, в которых формировались конкретные типы мировоззрений. Осмысление понятия «здоровье» нашло отражение во всех религиозных доктринах, его аспекты исследуются на протяжении столетий представителями разных научных областей. Но вместе с тем на сегодняшний день нет ни единой теории здоровья, ни общепризнанного научного определения данного термина.
Основываясь на результатах проведенного нами анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод о продолжающейся в научном мире дискуссии относительно определения этого понятия. В современных исследованиях представлено более 300 дефиниций данного термина, которые отображают авторскую концепцию [2].
Для понимания трансформации понятия «здоровье» мы рассмотрим характерные особенности формирования представления о здоровье в разные эпохи развития человечества.
По мнению современных философов, приоритет в толкованиях сущности здоровья принадлежал греческим мыслителям [3]. Одним из первых авторов определений понятия «здоровье» считают философа Алкмеона Кротонского, который утверждал, что «здоровье является гармонией противоположно направленных сил» [4]. Этими «силами» он представлял «первоэлементы, образующие природу человека и определяющие разные состояния» [5]. С точки зрения Гиппократа, такими силами являются четыре основных сока живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), соответствующие четырем стихиям, правильно смешанным. Цицерон считал, что «здоровье — верное соотношение различных душевных состояний». Он утверждал, что «высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья». Дефиниции здоровья Цецерона и Гиппократа дополнены интерпретацией Платона: «согласие души и тела, это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие здорового существования человека» [5]. Итак, начиная с античных времен, имело место представление о здоровье «как о балансе между телом и разумом, состоянием, связанным с отсутствием дисфункций в организме, отсутствием болезней или болезненных состояний» [6]. На зависимость здоровья от социального статуса указывал Аристотель. [7]. Восточные мыслители того времени имели родственные взгляды с «европейцами» о сущности здоровья, однако, в отличие от них, считали, что в человеке должно быть воздержание не только в физических потребностях, но и умеренность ума.
В эпоху Средневековья претерпевает трансформацию античная концепция здоровья. Человек воспринимается в первую очередь как образ и подобие Бога. Доминанты здоровья — вера в Бога и соблюдение в духовной и мирской жизни Божьих заповедей. В это время появляются работы представителя восточного аристотелизма Абу Али Ибн Сина (Авиценна), который развил теорию о существовании двух независимых истин — веры и знания. Он считал, что развитие знаний о здоровье человека в условиях того, что они не вступают в противоречие с религией, не только возможно, но и необходимо.Вместе с тем, в Средние века доминирующей является теологическая концепция, которая гласит: здоровый человек –истинно верующий, дисциплинирующий собственное тело.
С точки зрения восприятия человека и его здоровья представляет интерес эпоха Возрождения. Именно в это время на первый план выходит человек и природа, религии отводится второстепенная роль [8]. М.Кузанский в раздумьях о человеке писал, что «сфера человечности охватывает своей человеческой потенцией Бога и весь мир», соединив «идею возвеличивания человека как индивидуальности с идеей человека как микрокосма» [9]. Данная эпоха характеризуется тем, что здоровье человека воспринимается как здоровье «тела», и не в смысле «организма», а в своей целостности.
Эпоха Нового времени характеризуется дальнейшим развитием человеческой индивидуальности. Если «в эпоху Возрождения формируются представления об индивидуальной социальности как производной от телесности, то в XVII веке общественную социальность так же выводят из телесности» [10]. В поздний период эпохи Нового времени человек рассматривается как телесно-социальная личность.
Переход к информационному обществу, относящийся к концу ХХ и началу XXI века характеризуется трансформацией, как общества, так и человека. Современный человек постепенно превращается в биотехносоциальное существо, и реально возможен в дальнейшем переход его в технобиосоциальное. Следует констатировать, что современная цивилизация существенно меняет, как окружающую среду, так и человека, и общество. Создаваемая «искусственная природа» негативно влияет на здоровье всего живого, и, в первую очередь, самого человека.
С нашей точки зрения, в настоящее время все больший интерес проявляется к восточной медицине. Именно эта цивилизация сумела сохранить специфический взгляд на здоровье со времен древнего мира. И сегодня на востоке прерогатива предоставляется здоровью, которое воспринимается в своей целостности, и практикам его сохранения, а не выявлению болезней и способам их лечения.
Таким образом, ретроспективный анализ представлений о здоровье позволяет констатировать факт отсутствия однозначно сформулированного понятия «здоровье», но в тоже время позволяет нам понять трансформацию данного феномена на разных этапах историко–цивилизационного развития человечества.
Литература:
- Лебедева-Несевря Н. А. Социология здоровья, с.10–11.
- Матрос Л. Г. Социальные аспекти и проблеми здоровя. М.: 1992.
- Кукса В. О. До эволюции признание понятия «здоровье».
- Кравец С. Л. Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1. — С. 499. — 768 с.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Г. Психология здоровья человека, учеб. пособ., М., 2001. — 352 с.
- Дюбо Р. Миражи здоровья.
- Аристотель. Политика. В 4-х т. Т.4.- Просвещение, 1984. — С.36.
- Спиркын А. Г. Философия. Эпоха Возрождения (Ренессанс).
- Кузанский Н. О предположениях // Кузанский Н. Соч.: В 2 х тт. — М., 1979. — Т. 1. / с. 259–260.
- Медведева Н. С. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального в человеке в философии эпохи Возрождения и философии эпохи Просвещения. Мультиверсум. Философский альманах. — М.: Центр духовной культуры, — 2004. — № 43.