Понимание сущности человека как один из этапов развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 22.08.2018

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Калинина, Л. В. Понимание сущности человека как один из этапов развития личности / Л. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52426/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: личность, познание, принятие, опыт, сущность, трансформация личности, мотивация, физическое тело, ментальное тело, энергия, предел

Человек — это не просто сложный организм внутри физического тела, работу которого необходимо постоянно поддерживать и следить за тем, чтобы все его составляющие слаженно работали. Человек — это также эмоции и разум. Чтобы стать по-настоящему цельной личностью, необходимо непрерывное развитие и познание себя, своей сущности.

Что есть человек, для чего мы созданы, в чем смысл нашего пребывания на этой планете? На все эти глобальные вопросы, казалось бы, нет однозначного ответа. И это действительно так. Потому что в течение всей жизни люди, задумывающиеся над ними, проходят множество этапов развития и в итоге находят ответы, подходящие только им. Что означает, например, быть альтруистом, быть независимым, свободным, смиренным или удовлетворенным?

Канадская писательница, психотерапевт и основатель Центра ССТ (Слушай Свое Тело) Лиз Бурбо долгие годы занимаясь психотерапевтической практикой, в какой-то момент поняла, почему подавляющему числу людей не удается быть самими собой: им не удается сформулировать для себя правильное определение своего бытия. Желая дать определения вышеозначенным понятиям именно на уровне «быть» и связать их с личностным развитием, совместно с Мишлин Сен-Жак, одной из последовательниц школы Слушай Свое Тело, Л. Бурбо составила “Большую энциклопедию сущности”, книгу, которая помогает разобраться в себе, пересмотреть свой взгляд на многие вещи в окружающем нас мире и в личной жизни, решить разнообразные психологические проблемы и самостоятельно попытаться выявить и проработать психологические травмы, о существовании которых люди нередко даже не догадываются.

В любой тяжелой жизненной ситуации человек, (в самом начале такого периода), оказывается деморализован. Эмоции, которые он испытывает при этом, мешают разобраться в причинах произошедшего и проанализировать, для чего ему дан этот новый, хоть и негативный, опыт. Человеческое желание все контролировать является главным препятствием на пути разрешения проблем. Нам трудно согласиться с тем, что все, что с нами происходит, является частью важного для личностного развития опыта и “…что мы вполне можем довериться своему внутреннему “Я”, которое безошибочно знает, что нужно для его развития. Одним словом, мы чаще бываем реагирующими существами, чем собранными хозяевами своей жизни”. [1, с. 5]

“Столкнувшись с трудностью, человек собранный не реагирует, а отвечает. Он говорит: «Эта ситуация возникла в моей жизни неспроста. Это должно научить меня чему-то важному». Решение любой проблемы уже есть в нас”. [1, с. 5]

Следовательно, чтобы эффективно решить возникшую проблему, необходимо прислушаться к собственному телу (физическому, эмоциональному и ментальному). Все, что с нами происходит, помогает пробудиться нашему сознанию. Наше подсознание постоянно посылает нам сигналы. Таковыми являются различные эмоции, внутренний дискомфорт, недомогания и болезни, упадок сил, избыточный вес, несчастные случаи, бессонница и т. п. Таким образом подсознание сигнализирует, что с нашим образом мыслей что-то не в порядке. Во всех подобных случаях важно прислушаться к своему телу, послушать свой внутренний голос (интуицию).

Важно помнить, что “…даже конфликты с другими людьми нужны нам для того, чтобы привлечь наше внимание к собственным внутренним конфликтам. Вот почему говорят, что в итоге все что ни происходит, идет нам на пользу”. [1, с. 5]

Следовательно, в случае недовольства жизнью или полученными результатами, прежде всего следует постараться изменить прежние схемы мышления, убеждения и установки, свое поведение и попробовать воспользоваться новыми средствами. Это поможет улучшить условия нашей жизни и принести счастье и гармонию в нашу жизнь. [1, с. 5–6]

Для надежной и длительной “трансформации”, Л. Бурбо рекомендует в течение трех месяцев попробовать терпеливо вести себя по-новому, чтобы хорошо усвоить новый вариант поведения. Этого времени достаточно для получения положительных результатов.

Одним из самых важных для настоящей “трансформации” средств является приятие. “…мы принимаем всякий переживаемый нами опыт и узнаём, кто мы есть на самом деле. Люди — духовные существа, которые решили пережить определенный человеческий опыт в материальном мире. Все живое тянется к свету, и наша сущность также стремиться возвратиться к нему, а лучшим для этого средством, по мнению авторов, является безусловная любовь. Любить означает принимать невзирая на все наши установки. Нежелание принимать даваемый жизнью опыт, отказ от ответственности и недостаток любви — главные причины нашего сопротивления и наших трудностей. Принять и признать, что мы — существа ответственные и что всякая ситуация становится частью нашего внутреннего познания, — этого достаточно, чтобы достичь великой трансформации. Это пример безусловного приятия.” [1, с. 6]

В процессе познания себя, хорошим и результативным средством разрешения той или иной ситуации является так называемый “баланс жизни”. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию потери работы. На первом этапе данную ситуацию трудно принять, поэтому все предпринимаемые усилия в поиске нового места и сохранения оптимистического настроя не приносят желаемого результата. В данном случае может помочь составление “баланса” в письменной форме. Чистый лист бумаги нужно вертикально разделить пополам. С левой стороны написать «Пассив» (подразумевая свои слабые места), справа написать— «Актив» (свои сильные стороны). Самое главное честно заполнить обе стороны, ничего не приукрашивая и не преувеличивая. Так вы сможете облегчить состояние своей души и рассмотреть данную проблему с разных сторон.

Имея перед глазами весь баланс, легче сделать важные выводы и выйти из этого опыта “умудренным”. Для этого необходимо прежде всего перестать сосредотачиваться на отрицательных сторонах и переключиться на положительные — признать свои сильные стороны и развивать их дальше. Данный метод открывает множество новых возможностей. К примеру, можно поискать такую сферу деятельности, которая соответствует вашему складу характера и интересам; записаться на курсы или заняться самоподготовкой, получить новые, недостающие вам знания; заняться внутренним самосовершенствованием, развивать или исправлять определенные черты своей личности, которые мешают вам по-новому оценить себя и быть самим собой. [1, с. 14–15]

Еще один важный момент. Любая болезнь или физическое недомогание сопровождаются “…блокировкой энергии в физическом теле. Смысл болезни в том, чтобы привлечь внимание человека, который не осознает или не хочет осознать своих неблаготворных мыслей и чувств. Физическое страдание — это последнее средство, которое жизнь использует для того, чтобы человек опомнился и осознал свои психологические проблемы. Степень физического страдания определяется степенью внутреннего страдания, вызванного пренебрежением к своим потребностям; болезнь отражает то, что происходит во внутреннем мире.

Когда тело обращается к нам на языке недомоганий и болезней, оно тем самым сообщает, что мы дошли до своего предела. Таким образом, наше тело функционирует как барометр. Чем больше подавленных желаний у человека, тем больше он страдает”. [1, с. 21]

Запасы энергии человека являются важным фактором, влияющим на характер болезней физического тела. Чем больший запас энергии, тем дольше он будет достигать своего предела, то есть того или иного заболевания. Это объясняет, почему некоторые люди болеют сильнее других или заболевают в более раннем возрасте. Так как болезнь является “…одним из средств осознания и самопознания, она таится в каждом человеке без исключения, независимо от его возраста, социального положения или расы”. [1, с. 21] Таким образом, если признать, что только мы отвечаем за свою жизнь и за все, что в ней происходит, следует признать и то, что мы сами создаем и свои болезни соответствующим отношением к ней и окружающим нас людям. Следовательно, в наших же силах бороться со своими недугами и победить их.

Л. Бурбо выделяет также такое важное понятие, как “глубоко укоренившиеся в нашем сознании ментальные верования”. За каждым верованием всегда прячется страх, потребность или желание, которое необходимо удовлетворить. Таким образом, можно сделать вывод, что всякий раз, когда наша жизнь идет не так, как нам хочется, когда мы снова и снова переживаем страх или тягостные эмоции, когда подсознательно не удовлетворяется какая-то наша важная потребность, за этим прячется некое верование, усвоенное еще в детстве. Такой образ мыслей будет притягивать к нам неприятные ситуации для того, чтобы мы осознали, что то, во что мы верим, уже не приносит нам пользы. [1, с. 24]

Чтобы научиться познавать себя, нужно “…открыться сознанию, своему смыслу бытия, плану жизни на этой планете: это заставит нас переживать всевозможные новые опыты”. [1, с. 75].

Познавать себя можно наблюдая свои внутренние установки и отношение к себе и окружающему миру. Например, если человеку трудно выслушивать и воспринимать других людей, обычно это означает, что он не прислушиваешься и к собственным потребностям. Чрезвычайно эффективным средством в работе над собой является метод зеркала. Окружающие нас люди непрерывно отражают те наши свойства, которые мы не принимаем в себе.Главная польза от этого подхода заключается в том, что он помогает нам открыть те качества в себе, которые нам наиболее трудно принять. [1, с. 75–76].

Еще один результативный способ — понаблюдать за собой через свое питание, через характерные для нас, часто повторяющиеся недомогания и болезни —все это очень важные послания, которыми с нами общается наше тело. Полезно следить и анализировать свое поведение, свои установки и принципы, зависимости, эмоции, сновидения и т. п. Если вы действительно хотите изменить свою жизнь и ее восприятие, важно постоянно наблюдать за собой и обращать внимание на то, как вы реагируете на происходящее. Все наши переживания представляют ценность, и при определенных усилиях помогают лучше познать себя.

В нашем материальном мире всегда есть выбор: либо мы открываем такие стороны себя, которые заставляют нас реагировать и в конце концов становиться хозяевами собственной жизни, либо мы остаемся несознательными жертвами, неспособными изменить свою реальность в лучшую сторону. Идеальная установка — принимать саморазвитие как удовольствие и осознавать, что все приложенные усилия будут не напрасны. Необходимо помнить, что “…мы пришли на Землю, чтобы быть, то есть развивать нашу сущность, нашу индивидуальность. И, наконец, необходимо осознать, что мы всегда выигрываем, когда узнаем себя лучше и вспоминаем, что мы — существа поистине творческие, разумные, способные принимать сознательные решения относительно собственной жизни.” [1, с. 31]

Литература:

  1. Л. Бурбо, М. Сен-Жак. Большая энциклопедия Сущности. ООО Издательский дом «София», Москва, 2005 г.
  2. С. Гроф, К. Гроф. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. Независимая фирма “Класс”, изд-во Трансперсонального института, Москва, 2000 г.
  3. К. Троуб, А. Троуб. За пределы страха. Трансформация негативных эмоций. Издательская группа «Весь», Санкт-Петербург, 2015 г.
  4. http://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie_lichnosti
  5. https://www.psyoffice.ru/3–0-psytera-00090.htm
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, физическое тело, болезнь, материальный мир, образ мыслей, опыт, ситуация, собственная жизнь, сторона, тело, физическое страдание, эмоция.


Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного здоровья

Семья как важнейший институт социализации личности

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Волевые качества личности

В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Динамика профессиональных представлений в онтогенезе

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного здоровья

Семья как важнейший институт социализации личности

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Волевые качества личности

В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Динамика профессиональных представлений в онтогенезе

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков

Задать вопрос