В статье определены нормативные основы учёта затрат на предприятии, рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учёта затрат на производственном предприятии (в т. ч. использование счетов учёта затрат и способы группировки издержек производства), а также методы учёта затрат. Обозначены последние изменения в законодательстве в области учёта затрат для малых предприятий.
Ключевые слова: бухгалтерский учёт затрат, организация учёта затрат, способы ведения учёта затрат, порядок учёта затрат, счета учёта затрат, учёт затрат в производственной сфере, методы учёта затрат
Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости произведённой продукции осуществляется с целью управления себестоимостью и позволяет обеспечивать руководство предприятия необходимой оперативной информацией для его осуществления. Организация бухгалтерского учёта затрат призвана создать учётную систему, которая будет обеспечивать потребности стратегического управления, контроля и планирования деятельности предприятия в целом и её структурных единиц в частности.
Для современных российских предприятий проблема эффективного управления издержками приобретает всю большую актуальность. Это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране, ростом стоимости ресурсов, ростом конкуренции и прочими факторами, осложняющими условия выживания и деятельности предприятий. Особую значимость данный вопрос приобретает для производственных предприятий, что связано с их большей ресурсоёмкостью и сложностью производственного цикла. Соответственно, на эффективность управления непосредственно влияет организация и способы ведения бухгалтерского учёта затрат, позволяющие умело использовать имеющиеся возможности в рамках законодательства для достижения целей предприятий. Данный вопрос и будет рассмотрен автором в рамках статьи.
Учёт затрат на производство входит в состав общей системы бухгалтерского учёта предприятия. Бухгалтерский и производственный учёт имеют единые процедуры документального оформления хозяйственных операций и их стоимостной оценки, а соответственно тесно связаны между собой. Учёт при этом имеет управленческую ориентацию.
Основными принципами организации учёта затрат на производство продукции являются одинаковая методологии учёта в течение года, правильность разграничения текущих затрат и капитальных вложений, полнота отражения всех хозяйственных операций, верное отнесение расходов к соответствующим отчётным периодам, регламентация состава затрат.
Основными нормативными документов, регулирующим учёт затрат в РФ, является ПБУ 10/99 «Расходы организации» и налоговый кодекс. В ПБУ изложены основополагающие принципы формирования себестоимости, определяется перечень расходов, которые могут быть отнесены на себестоимость, а также затрат, которые осуществляются из других источников финансирования (чистая прибыль, специально созданные фонды предприятия, целевое финансирование). Также ПБУ регламентирует порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, устанавливает тарифы отчислений на социальные нужды. Состав затрат, а также более подробные вопросы учёта отражены в отраслевых нормах.
Также принципы организации учёта затрат на конкретном предприятии отражаются в учётной политике данного предприятия в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», основными из которых являются требования полноты и рациональности. Кроме того при организации учёта затрат необходимо ориентироваться и на требования части 1 статьи 13 закона «О бухгалтерском учёте», который говорит о том, что бухгалтерская отчётность предприятия призвана давать достоверное представление о финансовом положении и финансовом результате данного экономического субъекта [1]. В соответствии с частью 7 статьи 8 закона «О бухгалтерском учёте» для обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчётности учётная политика не может меняться предприятием в течение года, а нововведения могут быть введены только с начала следующего отчётного года.
Организация учёта затрат на производство осуществляется с учётом таких факторов как вид деятельности конкретного предприятия, структура управления, правовая форма предприятия и т. д. Она включает систему бухгалтерских синтетических и аналитических счетов затрат, которые используются предприятием, а также используемые подходы к группировке издержек.
Счета учёта затрат на производство отражены в III Разделе Плана счетов бухгалтерского учёта «Затраты на производство». В основном используются калькуляционные счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и собирательно-распределительные 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве». Однако каждая организация определяется свой план счетов по затратам с учётом собственных потребностей и руководствуясь нормативным Планом счетов [5].
На крупных и средних предприятиях помимо перечисленных используются также счёт 97 «Расходы будущих периодов», счёт 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» [5]. Расходы учитывают по дебету перечисленных счетов, списание расходов — по кредиту, в конце месяца затраты, учтённые на собирательно-распределительных счетах 25, 26, 28, 97 списываются на счета основного и вспомогательного производств. Далее с кредита счетов 20 и 23 списывают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), сальдо этих счетов отражает величину затрат в незавершённом производстве.
Отдельно необходимо остановиться на особенностях применения счетов 46 и 40. Счёт 46, как правило, используется в строительных, проектных и прочих организациях, которые осуществляют работы долгосрочного характера. Расчёты при этом зачастую производятся по этапам работ. Счёт 40 используется для учёта произведённой продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической себестоимости от нормативной/плановой. Данный счёт применяется предприятиями по необходимости. Его преимуществом является возможность не проводить достаточно сложные расчёты отклонений фактической себестоимости от плановой.
На малых предприятиях используется, как правило, значительно меньше счетов. В основном это счета 20,26,97, а иногда используется только 20 счёт.
Необходимо отметить, что в 2016г. был упрощён порядок ведения бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства и некоторых прочих предприятий (сфере деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов), в том числе в области учёта затрат в соответствии с информационным сообщением от 24.06.2016 № ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций». В соответствии с нововведением такие предприятия имеют право принимать материально-производственные запасы к бухгалтерскому учёту по цене поставщика, ранее же принимались только по фактической себестоимости. Другие затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде их возникновения и в полном объёме.
При упрощённом способе оприходование приобретённых МПЗ отражается по дебету счёта 10 «Материалы» и кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» по цене поставщика. Другие затраты, связанные напрямую с приобретением МПЗ, отражаются по дебету счёта 20 (либо других счетов учёта затрат на производство) и кредиту счетов учёта расчётов с контрагентами, персоналом и пр. в периоде возникновения в полном объёме [5].
В соответствии с новым порядком малые предприятия получили возможность включать стоимость затрат на производство и подготовку к продаже в состав расходов по обычным видам деятельности в полном объёме по мере осуществления затрат на них. Ранее данные затраты учитывались в качестве МПЗ до фактического их расходования.
Предприятия могут самостоятельно выбирать, какие способы ведения учёта будут применять с учётом действующего законодательства.
Рассмотрев вопрос применения счетов учёта затрат, целесообразно перейти ко второй составляющей организации производственного учёта на предприятии, а именно, к порядку группировки издержек по объекту затрат. При этом учёт может осуществляться по видам затрат, местам их возникновения, центрам ответственности и по носителям затрат.
Учёт издержек по видам предполагает их разделение на материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, социальные отчисления с заработной платы, прочие расходы [3]. Данный метод учёта позволяет проводить анализ структуры себестоимости, а также и определять возможности их снижения.
Учёт издержек по местам возникновения предполагает разделение, учёт, планирование и нормирование затрат по структурным подразделениям, что позволяет эффективно осуществлять контроль и управление затратами. Местом возникновения затрат может быть рабочее место, цех, отдел, бригада, участок и тому подобное. Данный метод позволяет осуществлять контроль и управление затратами в разрезе структурных подразделений, а также распределять накладные расходы между видами продукции, что важно при калькулировании.
Учёт по центрам ответственности предполагает осуществление учёта затрат по сегментам предприятиям, за результаты каждого из которых отвечает конкретный руководитель. Цель использования данного метода состоит в возможности отнесения ответственности на конкретное лицо при отклонении затрат сегмента от планового значения.
Учёт затрат по носителям предполагает осуществление учёта по видам продукции (работ, услуг) данного предприятия. Порядок распределения затрат и действующая учётная политика определяет перечень необходимых синтетических счетов и субсчетов к ним.
Способы ведения бухгалтерского учёта подразумевают целый комплекс вопросов, в том числе касаемо методов учёта затрат, способов начисления амортизации, методы оценки списания запасов и прочие.
В рамках данной статьи остановимся подробнее на методах учёта затрат. Российские компании в основном используют один из перечисленных ниже методов учёта:
- Попроцессный метод.
- Позаказный метод.
- Попередельный метод.
- Нормативный метод.
Первый метод (попроцессный) применяется в основном на предприятиях, где номенклатура товара небольшая, а незавершённое производство либо незначительно, либо отсутствует. При этом как прямые, так и косвенные затраты относятся на весь объём выпущенной продукции. Себестоимость единицы продукции, соответственно, рассчитывается делением совокупной суммы затрат на общий объём производства.
Позаказный метод применяется в мелкопартийном или индивидуальном производстве. В качестве примера можно привести сферу машиностроения, в которой изделий изготавливаются в основном по индивидуальным чертежам. При использовании данного метода прямые затраты аккумулируются на самом заказе, а косвенные — в месте возникновения затрат. Себестоимость заказа калькулируется из прямых и косвенных затрат, распределяемых в соответствии с утверждённой базой распределения, которой зачастую является коэффициент трудоёмкости.
Следующий метод (попередельный) является основным на предприятиях с большим количеством производственных стадий, а значит имеющих потребность в калькуляции себестоимости полуфабрикатов. При этом прямые и косвенные затраты учитываются по каждому переделу, а совокупные затраты предприятия аккумулируются на последнем переделе. Одним из примеров таких предприятий является отрасль металлопроката.
И, наконец, нормативный метод учёта состоит в учёте производственных затрат по нормативным калькуляциям. Себестоимость рассчитывается как сумма нормативных затрат и отклонений от них, а также принятых изменений этих норм. Определение отклонений от существующих норм осуществляется с помощью оперативного учёта. При использовании данного метода анализируются отклонения фактических показателей затрат от нормативных, что позволяет выявить слабые места в деятельности предприятия.
В данной статье автор рассмотрел основные вопросы организации учёта производственных затрат в бухгалтерском и управленческом учёте, а также методы учёта затрат, затронув в том числе недавно введённые изменения в данной области, а также специфику учёта для различных предприятий.
Литература:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.05.2016г.).
- Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями и дополнениями от 06.04.2015г.).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (с изменениями и дополнениями от 18.12.2012 № 164н).
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
- Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций».