Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. В настоящее время в обыденном понимании агрессивность считается стандартом поведения в сложных жизненных ситуациях, а также эффективным средством достижения поставленных целей. По этой причине образцы агрессивного поведения получают все большую распространенность.
Особенно остро проблема агрессивного поведения проявляется в подростковой среде. Многие нравственные нормы и ценности подростки осваивают не сразу, поэтому агрессивное поведение может создавать серьезные трудности в социальной адаптации ребенка подросткового возраста. В то же время проявления агрессивного поведения приводят к нарушению контактов подростка с окружающими, следствием чего является слабое развитие навыков межличностного взаимодействия. Однако подростковый возраст является оптимальным периодом для развития этих навыков, поэтому агрессивное поведение может приводить к сложностям в межличностных отношениях в будущем.
Подростки, воспитывающиеся в условиях социального приюта, подвергаются особому риску. Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют образцов позитивного поведения. Также часто отношение окружающих к таким подросткам бывает особенно негативным, что служит еще одним фактором развития агрессивного поведения.
Изучением проблем агрессивного поведения подростков в условиях приюта занимались Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Гребенкин, Е. В. Змановская, Е. В. Николаева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и ряд других. Исследования авторов позволяют утверждать, что в настоящий момент агрессивное поведение подростков в условиях приюта требует детального изучения.
В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда другим. Типы агрессии выделяются на основании ее направленности, интенсивности, форм проявления. Агрессивное поведение возникает как результат агрессии и выражается в конкретных действиях, направленных на решение определенной проблемы. В зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке сложилось множество подходов к определению сущности агрессивного поведения.
Наиболее ранним является подход З. Фрейда, который считал, что агрессивные проявления следует понимать как устойчивую готовность индивида к активным, разрушительным актам и действиям. При этом они часто выражают собой вытесненные малооосознаваемые переживания и представляют своеобразный клапан для выхода опасных желаний [6].
В работах А. Бандуры и Р. Уолтерса агрессивное поведение понимается как результат социального научения. Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве [1].
По мнению Е. В. Змановской, важным аспектом агрессивного поведения является его волевая сторона. При этом в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Причина этого в том, что агрессия является результатом борьбы, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств [3].
Общим для всех исследователей является понимание того, что данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. С учетом того, что агрессивное поведение может принимать патологические формы и затруднять развитие ребенка в подростковом возрасте, возникает необходимость его преодоления.
Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими.
Г. П. Бочкарева выделяет характерные типы семей, в которых возможно возникновение агрессивного поведения подростков. К ним относятся семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям.
Семьи, в которых отсутствуют эмоциональные контакты между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи.
Семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [4].
Подростки, воспитывающиеся в условиях приюта, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы.
Агрессивное поведение подростков в приюте может определяться специфическим характером социальной ситуации, в которой оказывается подросток. Данная ситуация характеризуется следующими показателями: особый социальный статус ребенка, никто им не интересуется, он никому не нужен; ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние; наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития; дефицит индивидуального общения; ограничение социальной активности; принудительный характер общения со сверстниками; скудный выбор образцов для подражания; неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру [7].
Соответственно, подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых.
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении просветительской и профилактической работы.
Задача психолого-педагогического просвещения заключается в знакомстве педагогов и работников учреждений интернатного типа с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития подростка, сформировать потребность в расширении психолого-педагогических знаний, желание использовать их в работе с подростком или в интересах развития собственной личности.
Психолого-педагогическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах его развития. В зависимости от сложности ситуации развития подростка и личностных особенностей детей выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Для оказания конкретных мер помощи подросткам с агрессивным поведением используются диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность. Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально психических особенностях подростков и межличностных отношений, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает. Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление агрессивного поведения подростков. Для этого можно использовать такие формы помощи, как установление доверительных отношений с ребенком, индивидуальные и групповые тренинги, привлечение подростка к социально одобряемой деятельности [2,5].
Таким образом, агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими. Подростки, воспитывающиеся в условиях приюта, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы. Подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении диагностической, просветительской профилактической и коррекционно-развивающая работы.
Литература:
- Бандура, А. Подростковая агрессия. / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. — 739 с.
- Горшкова, Е. А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. / Е. А. Горшкова. — Москва & Архангельск, 2009. — 350 с.
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. / Е. В. Змановская — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 228 с.
- Иванова, Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. / Л. Ю. Иванова. — Москва & Архангельск, 2007. — 470 с.
- Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л. М. Семенюк. — М.: Просвещение, 2003. — 367с.
- Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд. — М.: Гуманит издат центр ВЛАДОС, 2002. — 455с.
- Фурманов, И. А. Детская агрессивность. / И. А. Фурманов. — Киев: Наукова думка, 2009. — 320 с.