Развитие франчайзинга во Вьетнаме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 12.05.2017

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Чу, Тху Тхао. Развитие франчайзинга во Вьетнаме / Тху Тхао Чу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43321/ (дата обращения: 23.12.2024).



Вьетнам активно развивает международные экономические отношения, подписал многие международные экономические соглашения, что создало условия для широкого распространения во вьетнамском бизнесе различных франчайзинговых операций. Перспективы развития франчайзинга во Вьетнаме, безусловно, благоприятны, что обеспечит приход в страну новых зарубежных брендов, существенно увеличит инвестиционные возможности и повысит конкурентоспособность вьетнамских предприятий [2, с. 131–137]. Соответственно, национальные вьетнамские предприятия также будут иметь возможность выхода на новые зарубежные рынки со своей продукцией и технологиями за счет развития различных направлений бизнеса, основанных на франчайзинге вьетнамских брендов.

Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «fran-chise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных странах. В ГК РФ (с.1027) это понятие получил название «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» и ему дается следующее определение: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.» [1, с. 1027].

В современной экономике существует немало вьетнамских и иностранных брендов, которые преуспели во франчайзинге, помогая расширить долю рынка и продвигать свои товары и услуги. Тем не менее, в связи с историческими особенностями развития страны и национальной экономики во Вьетнаме франчайзинг все еще воспринимается как достаточно новое понятие, поэтому правильное понимание и применение различных моделей франчайзинга остается для Вьетнама пока еще достаточно сложной проблемой. Наряду с тенденцией мировой экономической интеграции, развитие франчайзинговой деятельность во Вьетнаме получает всё более активное распространение. Тем не менее, несмотря на рост франчайзинга в стране, операции франшизы остаются вплоть до последних лет недостаточно эффективными, что ярко высвечивает необходимость быстрого завершения правовой основы для этой деятельности во Вьетнаме.

Современное состояние франчайзинга во Вьетнаме.

Франчайзинг оказался одной из успешных бизнес-моделей в последние десятилетия после Второй мировой войны. В развитых странах, таких как Северная Америка, Западная Европа, Япония, Австралия, франчайзинг является одной из ключевых моделей для предприятий и компаний, осуществляющих свою деятельность на мировом рынке.

Во Вьетнаме бизнес-модель франчайзинга впервые возникла в 1975 году через франчайзинговую систему Американских бензиновых станций, таких как Mobil, Exxon (Esso), Shell. Затем франшиза вновь появилась в середине 90-х годов 20-ого века. В связи с развитием этого вида бизнеса в 2005 году был принят Коммерческий закон (№ 284), регулирующий экономическую деятельность на основе франчайзинга.

В результате осуществления быстрой экономической интеграции Вьетнам стал рынком, который заметили крупные международные бренды и регионы. Сотни крупных международных брендов и регионов в области ресторанного бизнеса, продуктов питания, образования, здравоохранения из США, Австралии, Сингапура, Испании не пропустили прекрасную возможность найти партнеров эксклюзивной франшизы во Вьетнаме, такие как McDonald `s, Starbucks, KFC, Pizza Hut, Lotteria, The Coffee Bean & Tea Leaf, Cirkle K, Baskin Robbins, Burger King...

В то же время, отечественные предприятия также начали использовать франчайзинг в развитии рынка как «кредитное плечо», повышая качество бренда. Чунг Нгуен (Trung Nguyen) — вьетнамец, который применил эту бизнес-модель, развивая дилерскую систему в форме франчайзинга. К настоящему времени эта компания не только расширила свою сеть магазинов по всей стране, но также распространилась на некоторые страны, такие как Япония, Таиланд, Китай, Сингапур...

Фо 24 (Pho 24) один из самых успешных франчайзинговых бизнесов во Вьетнаме.Появившись в 2003 году, менее чем за 3 года Фо 24 уже имел более 20 франчайзинговых магазинов по всей стране, а затем распространился на Филиппины, Индонезию, Южную Корею, Австралию. Кроме того, франчайзинг включает в себя также Кинь До Bakery, мода Ninomax, Foci, обувь T&T, являющаяся одной из первых компаний, имеющих лицензию Министерства промышленности и торговли для франчайзинга в Малайзии и Австралии. Иностранные трейдеры во Вьетнаме осуществляют франчайзинг, в основном, в области ресторанов, в том числе фаст-фуды или торты, кофе и другие напитки; магазины модной одежды; супермаркет; магазины розничной торговли; образование — обучение. По данным статистики Министерства промышленности и торговли на начало 2016 года во Вьетнаме насчитывается 144 бренда из национального регистра франшизы. В то же время только 5 из Вьетнамских брендов имеют франчайзинговую регистрацию за рубежом, например, в области кофе, моды, таких как Чунг Нгуен, T & T, Фо 24... В будущем рынок франчайзинга во Вьетнаме продолжит расти на 25 % в год с поступлением международных брендов, особенно из региона АСЕАН [6, с. 90–91].

Проблемы развития франчайзинга в условиях международной интеграции.

По мнению экономических экспертов, после периода исследования, рынок франшизы во Вьетнаме постепенно становится заметным каналом инвестиционного бизнеса с высокой степенью адаптивности. Многие иностранные инвесторы также высоко оценивают огромный потенциал развития инвестиций во Вьетнаме в связи с большой долей молодежи в населении страны, быстрым ростом потребления, повышением доходов населения, особенно молодежи.

Однако, по мнению экономических экспертов, в настоящее время франчайзинг иностранных партнеров для предприятий Вьетнама останавливается на первом уровне модели франшизы (монопольный франчайзинг), международные бренды вручают права и возможности местным предприятиям, чтобы развивать филиальную сеть на всей территории в виде самого бизнеса и инвестиций, также известную, как развитие цепной системы. Небольшая часть международных брендов во Вьетнаме развивает рынок с формой франчайзинга второго уровня (также называемый вторичным франчайзингом), в то время как партнеры 1-го уровня продолжают франчайзинг в филиалах или областях для последующих вторичных партнеров.

В то же время отечественные франчайзеры сталкиваются не только с жесткой конкуренцией с ведущими иностранными франчайзерами на внутреннем рынке, но и со многими другими трудностями. Например, с недостаточностью капитала, отсутствием навыков управления и контроля, неумением стандартизировать процессы и брэндинг, отсутствием стратегического планирования и построения рациональной бизнес-модели, что затрудняет реализацию модели всеобъемлющего франчайзинга.

Кроме того, франчайзинг требует от инвесторов соблюдения правил, процессов и систем франчайзинга, что полностью противоречит духу самостоятельности, самоопределения руководства, что в настоящее время популярно во Вьетнаме. Таким образом, не все могут работать в рамках франчайзинга.

В развивающихся странах одними из важных секторов франчайзинга являются банки и финансовые институты, активно участвующие в необеспеченных кредитах, кредитах от общего объема инвестиций в проектах (до 70 % от общего объема инвестиционных затрат), кредитах на покупку оборудования и техники, а также кредит рабочего капитала для развития бизнеса. Благодаря этому во многих случаях также предоставляют кредит франчайзи в целях содействия развитию франчайзинговой системы. Поэтому франчайзинг в этих странах хорошо развит.

Но во Вьетнаме доступ к банковским кредитам для предприятий, особенно для франчайзи, не так прост. Там не существует ни одной организации или банка, которые официально объявляют о ипотечном кредите для партнеров франчайзи. Тем не менее, было несколько случаев банковских кредитов на покупку недвижимости в качестве приобретенных ипотечных активов.

По этой причине вторичный франчайзинг до сих пор не был широко развернут и число участвующих франчайзинговых брендов во Вьетнаме можно пересчитать по пальцам. В результате этого много предприятий Вьетнама потерпели неудачу, в том числе бренд, который считается успешным, как «Фо 24», также должен быть закрыт в трех франчайзинговых магазинах в Сингапуре и Вьетнаме.

Создание условий для партнеров и расширения рынка во Вьетнаме.

Для того, чтобы помочь отечественным предприятиям воспользоваться возможностью интеграции в целях развития франчайзинга, а также создать благоприятные условия для иностранных партнеров, чтобы расширить рынок во Вьетнаме, необходимо реализовать целый ряд мероприятий.

Во-первых, следует улучшить правовые основания франчайзинга. В соответствии с нормами интеграцией во Вьетнаме занимается Во Ван Куэн — директор Департамента внутреннего рынка, Министерство промышленности и торговли. Он заявил, что закон о франчайзинговой операции во Вьетнаме было принят около 10 лет назад, и он уже соответствует новым реалиям. Адвокат Фан Нгок Там из юридического университета Хошимин отмечает: «Правовой основе, существующей для франчайзинговой деятельности, еще предстоит охватить все аспекты ее. В частности, положения об административных штрафах за нарушения в области франчайзинга носят общий характер, санкции почти просто символические и не соразмерны с характером и правилами размера операции франчайзинга практике.»

Кроме того, нормативно-правовая база не может защитить деятельность франчайзинга от франчайзи в сделке франшизы. В частности, если франчайзи лопаются или распускаются, договор франчайзинга будет расторгнут досрочно. Тем не менее, в случае, если франчайзеры лопаются или распускаются, закон не определяет однозначные последствия для сторон договора.

На наш взгляд, правительство должно проводить политику, направленную на то, чтобы поддержать развитие этого типа бизнеса, содействовать административной реформе, создать возможности для благоприятного инвестиционного бизнеса, упростить налоговую процедуру и лицензирование для иностранных партнеров во Вьетнаме. В то же время, для отечественных предприятий часто планируют франшизы за рубежом, поэтому государство должно предоставлять информацию об основных рынках, создавать возможности предприятиям по участию в работе конференций, стимулировать отечественные предприятия для создания собственных брендов и их продвижения за рубежом.

Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на подготовке франшизы в контексте интеграции для сотрудников и партнеров франшизы [3, с. 54–68]. Только непрерывное обучение, полная передача философии бизнеса от франчайзеров франчайзи может обеспечить успех франчайзинга. В результате все процессы, правила, бизнес-модель... в франчайзи будут становиться стандартом. Кроме того, это обучение дает возможность для франчайзи обмениваться информацией с франчайзером, тем самым повышая уровень взаимопонимания, чтобы совместно поддерживать и развивать хорошую систему франчайзинга.

В-третьих, предприятия должны определить целесообразность франчайзинговой модели для своей профессии бизнеса, реструктуризации и консолидации внутренних ресурсов предприятия, прежде чем перейти на применение модели франшизы. В конце концов, построить поддержку и основательную базу для франчайзинга, включая платформы бренда и маркетинга, операторов и поставщиков, платформы людских ресурсов, подготовки кадров и разработки системы франшизы. Если этих условий для реализации франшизы не будет, то риск отказа системы будет очень высок.

В-четвертых, необходимо создать культуру честности и взаимного доверия между сторонами франчайзинга. Любая неоднозначность в построении системы также создаёт большой риск, влияющий на приверженность и доверие франчайзи против франчайзера. Таким образом, сообщения и политика из франчайзеров должны быть четко прописаны в франчайзинговом договоре, обязуясь осуществлять эту политику. С этих пор политика и процессы от франчайзеров будут эффективно осуществляться. Это является необходимым условием устойчивого развития системы франчайзинга во Вьетнаме.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. С. 1027.
  2. Гусов А. З., Кайбылдаева Ч. З. Сущность и основные факторы конкурентоспособности отраслей промышленности в современной экономике. / Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 41. С. 131–137.
  3. Гусов А. З. Управление предприятием как социально-экономической системой. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XII. С. 54–68.
  4. Гусов А. З., Моргунов А. В., Чиянова А. А. Сущность и основные направления инновационного развития промышленного предприятия //Путеводитель предпринимателя. — 2008. — № 1. — С. 71–81.
  5. Франчайзинг. Построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты
  6. Автор: Р. Б. Кац / Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ. / 2011 г. 136 с.
  7. Хоанг Тхи Туи. Проблема франчайзинга во Вьетнаме / Финансы журнал / Ханой, июнь 2016, с. 90–91.
  8. Нгуен Фи Ван. Франчайзинг – короткий путь, чтобы выйти в мир во Вьетнаме/Издательство молодежь, Ханой, ноябрь 2015, 440 с.
  9. Ли Кви Трунг. Франчайзинг — Секрет успеха в бизнесе франшизы модели/Издательство молодежь, Ханой, сентябрь 2005, 144 с.
  10. Ли Кви Трунг. Покупка франчайзинга — Новые возможности для бизнеса во Вьетнаме/Издательство молодежь, Ханой, май 2006, 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вьетнам, франчайзинг, Австралия, бренд, предприятие, время, партнер, Сингапур, франчайзер, Правовая основа.


Задать вопрос