В данной статье представлен механизм оценки рисков, который позволяет эффективно оценить риски, связанные с инвестированием в конкретный объект газотранспортной системы.
Ключевые слова: риски, экономическая оценка, механизм оценки рисков, газотранспортная система, объекты газотранспортного предприятия
Работа предприятий с полезными ископаемыми всегда сопряжена с экономическим риском. В газовой сфере ведущую роль в этом вопросе занимает сектор добычи и разведки. Но не стоит забывать и про их транспортировку. Предприятие, которое транспортирует газ, является сложным инфраструктурным объектом. Сложности возникают как в части функционального назначения филиалов данного предприятия, так и в части их географического распределения. Сегодня объекты газотранспортной системы являются представителями высокорисковых производств.
Анализ происшествий на предприятиях, транспортируемых газ, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Количество происшествий
Объект |
2014 |
2015 |
2016 |
Линейная часть |
10 |
12 |
13 |
Компрессорные станции |
14 |
11 |
13 |
Газоперекачивающие агрегаты |
14 |
15 |
16 |
Подземные хранилища газа |
2 |
3 |
4 |
Дороги |
11 |
18 |
17 |
Здания |
5 |
5 |
4 |
Технические средства |
3 |
5 |
9 |
Любые происшествия, случающиеся на высокорисковых предприятиях, могут вести за собой огромные экономические потери. По изучению различных источников был сделан вывод, что этому вопросу на данных предприятиях не уделяют особого внимания.
На данный момент существует много методов оценки рисков при ин6вестировании. Каждый из них имеет как свои плюсы, так и минусы. При анализе методов оценки рисков методов в связи с возможностью использования в газотранспортной промышленности была составлена таблица 2.
Таблица 2
Анализ методов оценки рисков инвестирования
При помощи данного анализа был составлен рекомендуемый механизм для оценки рисков газотранспортного предприятия, который представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Механизм оценки рисков
Рассмотрим его поэтапно.
1 Этап-это постановка задачи руководством. Т. е. ставит задачу выявить все риски, связанные с инвестированием в объект газотранспортной системы.
2 этап — сбор информации. Как уже известно, информации много и она разная, поэтому собранная информация должна касаться конкретного объекта, который решили финансировать. Она должна включать в себя:
‒ свойства данного объекта;
‒ отзывы;
‒ уровень затрат;
‒ уровень вреда на окружающую среду;
‒ необходимость данного объекта на данном предприятия;
‒ его плюсы и минусы;
‒ альтернативные варианты (для сравнения) и т. д.
3 этап — это обработка информация
Выбор актуальной информации, т.е конкретизация объекта газотранспортной системы
Свойства объекта могут быть разными. В данным механизме особую важность имеет снижение риска при инвестировании, то есть снижение потери средств. Поэтому при отборе информации следует обратить внимание на функции и свойства данного объекта.
4 этап — выявление всевозможных рисков, формирование таблицы
Т.е все рассчитанные риски мы приводим в % форму и все формируем в таблицу.
И 5 этап графическая интерпретация сил влияния. (Рисунок 2)
Рис. 2. Графическая интерпретация сил влияния
Экономический эффект равен сложению положительного и отрицательного влияния. И все это отображается на шкале. От сюда мы видим наглядное отображение сил влияния.
Т. е. (при двух поставщиках)
Z1= Пп1+По1 (1)
Z2= Пп2+По2 (2)
Z=Z1-Z2(3)
Если Z1>Z2- то рекомендуется принимать решение в пользу первого поставщика,
Если Z1
Если Z1=Z2- означает что риск одинаковый и решение смысла не имеет.
Данный механизм позволяет эффективно оценить риски, связанные с инвестированием в конкретный объект газотранспортной системы. Так же данный механизм позволяет комплексно рассмотреть все возможные риски, Он охватывает всю информацию: статистику, опыт экспертов. Так же, используя данный механизм мы можем провести наглядный тендер и сравнить, что будет лучше для конкретного предприятия. Он отличается от других механизмов тем, что он может оценить риски при инвестировании в любые объекты газотранспортной системы.
- Котов Д. В., Артамонова В. С. Экономическая оценка рисков при инвестировании в объекты газотранспортной системы// Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика. Материалы IV Международной научно-практической конференции -2016.-с.126–128
- Котов Д. В. Анализ перераспределения инвестиционного потенциала в интегрированной бизнес-группе с применением портфельных концепций // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 2. — С. 28–38.
- Котов Д. В. Пути повышения эффективности топливно-энергетического комплекса в условиях развития альтернативной энергетики // Нефтегазовое дело. — 2014. — № 12–1. –С. 183–189.