Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 2629 раз

Библиографическое описание:

Шкатула, М. Ф. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики / М. Ф. Шкатула, Л. К. Фортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43161/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха является одной из самых главных задач. Так как для формирования правильного звукопроизношения важнейшей предпосылкой является умение четко различать каждый звук в слове и анализировать звуковой состав данного слова. Ведь речь человека состоит из отдельных звуков, которые объединяются в слова. Звуковые колебания воспринимаются слуховыми рецепторами человека, кодируются и затем передаются в мозговой слуховой центр. Но без понимания каждой единицы языка, все слова потеряют свое значение, и речь будет для человека набором отдельных звуков, не связанных друг с другом. А минимальными смыслоразличительными единицами являются именно фонемы. Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию.

Развитие фонематического слуха включает в себя несколько стадий и в норме заканчивается в дошкольном возрасте. Однако в случае искажения данного процесса наблюдаются отклонения, мешающие нормальному развитию речи.

Нарушения развития фонематического слуха проявляются в следующем:

‒ нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

‒ неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

‒ затруднениях при анализе звукового состава речи.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешной, если разработать и адаптировать комплекс занятий по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логопедической ритмики с последующим его включением в программу ДОУ.

Логопедическая ритмика представляет собой форму коррекционного обучения, которое направленно на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы, неречевых и речевых психических функций при помощи взаимосвязи слова, музыки, движения.

Использование ее средств, а именно ходьбы и маршировки в различных направлениях, упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции, речевых упражнений без музыкального сопровождения, ритмических упражнений, пения, игровой деятельности и других, во время занятия, направленного на развитие фонематического слуха непосредственно воздействует на все стороны фонематического слуха, фонематический анализ, синтез и представления. Так, например, использование ходьбы как средства логопедической ритмики как известно, помогает в развитии у детей внимательности, общей моторики. А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным. Одним из таких заданий является упражнение «Пингвинчики». Дети под тихую музыку ходят по кругу на внешней стороне стопы, по звуковому сигналу (выделение определенного звука из ряда других звуков, хлопок или команда) дети продолжают ходьбу на внутренней стороне стопы и т. д.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 3» города Владимира. В исследовании приняли участие 12 детей с ФФН (8 мальчиков и 4 девочки) шестилетнего возраста.

Предварительно нами был подобран комплекс заданий на обследование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на основе методических рекомендаций. изложенных в трудах Р. И. Лалаевой, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичевой.

В состав методики были включены следующие разделы:

I). Обследование состояния фонематического анализа.

II). Обследование состояния фонематического синтеза.

III). Обследование состояния фонематических представлений.

Результаты обследования позволили делать следующий вывод: у детей с ФФНР отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами фонематического анализа и синтеза, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, однако нарушения сложных форм фонематического анализа и синтеза наблюдаются в большей мере, кроме того у большинства детей наблюдаются нарушения развития фонематических представлений.

На основе полученных результатов нами был разработан комплекс занятий по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

В данный комплекс входили следующие задания:

‒ упражнения на развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

‒ игры на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики (маршировка, ходьба, упражнения, активизирующие внимание);

‒ упражнения на развитие ритмической способности у детей;

‒ речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Следует отметить тот факт, что каждое упражнение содержало в себе составляющую по развитию фонематического слуха. Кроме того, речевой материал соответствовал звукам, закрепляемым на данном этапе, уровням развития фонематического слуха.

В апреле 2017 года нами было вновь поведено обследование фонематического слуха у детей, с которыми в течение указанного времени проводилась работа. По итогам, которого было выявлено, что дети стали лучше воспринимать и различать: схожие звуки, слова, близкие по звуковому составу, окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги и т. п.

Таким образом, предлагаемая нами гипотеза была подтверждена, а занятия по развитию фонематического слуха на занятиях логопедической ритмики способствовали более успешному развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Литература:

  1. Бабушкина Р Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. — СПб.: КАРО, 2005. — 176 с.
  2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 45 с.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  4. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, логопедическая ритмика, старший дошкольный возраст, развитие, фонематический анализ, ребенок, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, звук, обследование состояния, упражнение.


Похожие статьи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Похожие статьи

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Задать вопрос