Урок-практикум как форма работы на уроках литературы в 5-6 классах школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 2893 раза

Библиографическое описание:

Мамонова, И. В. Урок-практикум как форма работы на уроках литературы в 5-6 классах школы / И. В. Мамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 354-355. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1421/ (дата обращения: 19.12.2024).

Уроки-практикумы выступают одной из форм трансформации традиционных способов организации урока, наряду с уроком-семинаром, уроком-консультацией, уроком защиты оценки и др. Данный вид урока учитывает реализацию деятельного подхода в обучении с учетом задачи последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков анализа художественного текста. Цель урока-практикума – обучение учащихся созданию собственного речевого высказывания в одном из указанных аспектов и практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий.

Уроки-практикумы, с одной стороны, соотносятся с изученным материалом и способствуют прочному и неформальному его закреплению, отработке, формированию практических навыков. В то же время данные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться. Преподаватель всегда имеет возможность выбора художественных текстов, объема рассматриваемого материала и видов работы в зависимости от конкретных условий обучения учащихся.

В чем актуальность и значимость урока-практикума? Важно, чтобы учащиеся самостоятельно упражнялись в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

В науке различают несколько видов уроков-практикумов: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие, обобщающие. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении урока-практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает действия ученика. Традиционно структура уроков-практикумов включает в себя: 1) сообщение темы, цели, задач практикума 2) актуализация опорных знаний и умений учащихся 3) активизация мотивации учебной деятельности 4) ознакомление учащихся с инструкцией 5) подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения 6) выполнение работы учащимися под руководством учителя 7) составление отчета 8) обсуждение результатов проведенной работы.

При составлении уроков-практикумов в 5-6 классах мы предлагаем учитывать определенную последовательность, связанную с поэтапным освоением и закреплением наиболее важных читательских умений и навыков. Так, в 5 классе для уроков-практикумов могут быть предложены следующие темы: «Написание аннотации», «Проза и поэзия как формы художественной речи», «Заглавный образ в произведении и средства его создания», «Тема и идея в литературном произведении», «Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях». При работе в 6 классах темы уроков-практикумов усложняются: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

Каждый из уроков-практикумов имеет свои содержательные границы, включающие устные и письменные виды работы, анализ текста, повторение теории литературы, творческую деятельность. Например, при обращении к уроку-практикуму «Написание аннотации» содержательные границы урока будут включать: знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам; составление плана аннотации; обсуждение возможности оценки произведения в аннотации; самостоятельную работу над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок. Если урок проводится по теме: «Заглавный образ в произведении и средства его создания», то здесь важным будет определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, выявление средств создания художественного образа; обсуждение примерного плана рассказа о заглавном образе произведения; составление рассказа об одном из образов. Урок-практикум: «Письменный отзыв о литературном произведении» будет учитывать рассмотрение примерного плана письменного отзыва о литературном произведении; чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям; самостоятельную работу над отзывом о литературном произведении.

Обратимся к методическому содержанию проводимой работы при рассмотрении темы: «Сопоставительная характеристика персонажей». Основными видами работы на данном уроке-практикуме будут беседа по вопросам, выполнение практических заданий составление плана сочинения, формулирование возможных тем работы, подбор цитат. На уроке прозвучат термины: цитата, вступление, заключение, аргументация тезис, внутритекстовые и межтекстовые сопоставления. Важным будет закрепление навыков написания вступления, проведение подготовительной устной работы над основной частью сочинения-сопоставления, обсуждение заключения. После сообщения темы, задач урока возможно проведение проверки домашнего задания – небольшого сочинения, в котором учащиеся самостоятельно тренировались в использовании приема сопоставления на основе художественного текста. При чтении учителем выделяются наиболее удачные места в работах учащихся, связанные с использованием приема сопоставления, указывается на необходимость следовать определенному алгоритму сочинения, закрепляются сведения о замысле, композиции сочинения-сопоставления.

Далее в беседе уточним, что такое сопоставление и сопоставительная характеристика персонажей. Спросим, каким приемом мы пользуемся, рассматривая художественные образы, созданные автором, например, по контрасту? Всегда ли образы можно сопоставлять? Какую цель ставят для себя писатели, сближая и противопоставляя героев? Приведем определение сопоставления как приема анализа литературного произведения. Уточним, что использование сопоставление помогает понять замысел автора, идейное содержание произведение. Подчеркнем, что сопоставление основано на выделении в тексте двух или более сцен, описаний, в которых выявляются объединяющие и различные стороны сравниваемого. На доске построим схему, в которой укажем, что различают два типа сопоставлений: межтекстовые и внутритекстовые. При межтекстовом сопоставлении происходит сопоставление сцен, героев, образов из разных произведений, а при внутритекстовом – из одного произведения. Кроме того, учащимся сообщается, что сопоставляться могут не только образы литературного произведения, но и соответствующие им произведения искусства. Для сопоставления берутся объекты, в которых при явном сходстве присутствуют и контрастирующие черты.

С целью активизации мотивации учащихся попросим их вспомнить прочитанные ими произведения, в которых можно было бы при анализе использовать прием сопоставления; назвать имена персонажей, которых они бы сопоставили. Предложим учащимся ответить, почему возможны приводимые ими примеры сопоставлений.

 Используя презентацию, введем алгоритм, описывающий порядок работы: «Как подготовить сопоставительную характеристику двух персонажей» (выделить и назвать объекты сопоставления, определить цель сопоставления, уточнить наиболее существенные признаки сопоставления, рассмотреть, что объединяет и что различает сравниваемых персонажей, сформулировать вытекающие из сопоставительной характеристики выводы). Здесь можно обратиться непосредственно к анализу текста художественного произведения, в котором писателем использован прием сопоставления. Беседа по вопросам будет направлена на выявление сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. Далее необходимо прокомментировать в виде инструкции-алгоритма, как оформить сопоставительную характеристику двух персонажей: как пишется вступление, основная часть и заключение в работе сопоставительного характера. Отметим, что здесь возможны различные пути: сначала анализируется один персонаж, потом – другой (последовательное сопоставление). В ином случае дается попеременное описание героев, в котором сначала отмечаются их сходства, потом – различия (попеременное сравнение героев). Можно здесь пойти вслед за автором, обратив внимание на то, как он сопоставляет своих героев.

С учащимися составляются таблицы, подбираются цитаты, обсуждается последовательность расположения материала на конкретном тексте. По группам школьникам можно предложить составить варианты плана сочинения, прокомментировать подобранные цитаты, привести примеры их оформления. Учащиеся читают те выводы, к которым будет подведена их работа, посвященная сопоставительной характеристике персонажей. На уроке пишется вступление, которое будет скорректировано вместе с учителем.

 Домашнее задание позволит закрепить и продолжить начатую на уроке работу над сочинением в жанре сопоставления. Учащимся можно предложить закончить сочинение, вступление к которому было написано на уроке; сознать сказку или рассказ, используя прием сопоставления персонажей; сопоставить героев одной из басни.

Уроки-практикумы стимулируют читательскую активность школьников, способствуют развитию у них умений, связанных с осознанием содержания текста, его жанровых и стилистических особенностей. Важно, чтобы работа в рамках уроков-практикумов носила систематический характер, что будет способствовать повышению литературной компетентности учащихся.

 

Основные термины (генерируются автоматически): литературное произведение, сопоставление, заглавный образ, произведение, сопоставительная характеристика, учащийся, Домашнее задание, письменный отзыв, самостоятельная работа, художественный текст.


Похожие статьи

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Педагогические возможности дисциплины «английский язык» в формировании экономической культуры у учащихся 10-11-х классов

Учеба на факультете довузовской подготовки как первый этап адаптации первокурсников

Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников

Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников

Элективный курс «Экология насекомых» в предпрофильной подготовке учащихся общеобразовательных школ

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Похожие статьи

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Педагогические возможности дисциплины «английский язык» в формировании экономической культуры у учащихся 10-11-х классов

Учеба на факультете довузовской подготовки как первый этап адаптации первокурсников

Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников

Сюжетные занятия по основам математики для старших дошкольников

Элективный курс «Экология насекомых» в предпрофильной подготовке учащихся общеобразовательных школ

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Задать вопрос