Элективный курс «Экология насекомых», призван сформировать у учащихся правильное представление об экологии, образе жизни насекомых. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7-8 классов по биологии и готовит их к изучению экологии в старших классах.
Теоретические познания необходимо активно и тесно связывать с практическими, что облегчает учащимся усвоение материала в целом и способствует развитию инициатив для дальнейшей самостоятельной работы. Предлагаемый элективный курс содержит обширный региональный материал об экологии насекомых, обитающих в Приморском крае.
Программа курса предусматривает проведение экскурсий в природу, которые имеют большое образовательное значение и играют важную роль в изучении биологических и экологических вопросов, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с миром насекомых, понаблюдать за ними в естественной обстановке. Во время экскурсий большое внимание уделено иллюстрации конкретных примеров, доступных обобщений на основе современных экологических исследований и наблюдений по насекомым.
Материал программы заметно развивает и углубляет знания учащихся, получаемые на уроках, а привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении насекомых в различных областях народного хозяйства и здравоохранения формирует прикладное умение, способствует природоохранному и этическому воспитанию и позволяет заинтересовать школьников повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Курс рассчитан на 20 часов, но по усмотрению педагога количество часов может быть увеличено.
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Занятия, ч. |
Всего часов |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. Экскурсия в «Музей природы» Уссурийского заповедника |
|
1 |
1 |
2 |
Основные понятия экологии насекомых |
1 |
|
1 |
3 |
Жизненные формы насекомых |
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Влияние факторов среды на жизнедеятельность насекомых |
2 |
2 |
4 |
5 |
Трофические связи насекомых |
1 |
1 |
2 |
6 |
Экологические связи насекомых |
2 |
2 |
4 |
7 |
Экскурсия по экотропе Уссурийского заповедника |
|
3 |
3 |
8 |
Защита проектов |
|
4 |
4 |
Всего |
6,5 |
13,5 |
20 |
Программа элективного курса
Тема 1. Введение (1 ч).
Экскурсия. Знакомство с энтомологической коллекцией «Музея природы» Уссурийского заповедника.
Тема 2. Основные понятия экологии насекомых (1 ч).
Содержание и задачи экологии. Значение насекомых в природе, сельском хозяйстве, ветеринарии и медицине.
Тема 3. Жизненные формы насекомых (1 ч).
Понятие о жизненной форме вида. Жизненные формы насекомых и их классификации.
Практическая работа. Работа с перфокартами.
Тема 4. Влияние факторов среды на жизнедеятельность насекомых (4 ч).
Главнейшие факторы среды. Влияние биотических, абиотических и антропических факторов среды на жизнедеятельность насекомых.
Семинар. Адаптации насекомых к факторам окружающей среды.
Тема 5. Трофические связи насекомых (2 ч).
Влияние пищи на рост и развитие насекомых. Классификация насекомых по характеру пищи. Пищевая специализация насекомых.
Практическая работа. Цепи питания насекомых.
Тема 6. Экологические связи и группы насекомых (4 ч).
Связь насекомых с растениями. Насекомые, вредители сельскохозяйственных культур. Типы повреждений. Адаптации насекомых к защитным реакциям растений. Естественные враги насекомых. Связи насекомых между собой и другими животными.
Семинар. Экологические группы насекомых.
Тема 7. Экскурсия по экотропе Уссурийского заповедника (3 ч).
Знакомство с насекомыми Уссурийского заповедника. Редкие виды заповедника.
Тема 8. Защита проектов (4 ч).
Примерные темы проектов
- Повреждение древесных пород насекомыми.
- Насекомые, имеющие медико-ветеринарное значение.
- Типы повреждений растений насекомыми.
- Методы и средства защиты леса.
- Биологический метод борьбы.
- Полезные насекомые Дальнего Востока.
- Влияние питания на рост, развитие, плодовитость и выживаемость лесных насекомых.
- Характер питания насекомых.
- Специализация питания.
Примерные вопросы к семинару «Экологические группы насекомых»
- Растительноядные насекомые;
- Насекомые падалееды;
- Насекомые, питающиеся древесиной (ксилофаги);
- Насекомые-паразиты;
- Насекомые-опылители растений;
- Водные насекомые;
- Почвенные насекомые.
Литература для учащихся
- Брэм А.Э. Жизнь животных. М.: Просвещение, 1992.
- Воронцов П.Т. Насекомые в природе. Л.: Нева, 1988.
- Гребенников В.С. Тайны мира насекомых. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.
- Жизнь животных. Т. 3. Под ред. Л.А.Зенкевича. М.: Просвещение, 1969.
- Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М., 1994.
- Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М.: Эксмо, 2007.
- Фабр Ж.А. Нравы насекомых. М., 1993.
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: школьные и внешкольные занятия. На них учитель излагает теоретический материал, обозначает цели и задачи каждого занятия, контролирует выполнение практикума и семинаров. Во внеурочное время выполняют проекты и готовятся к семинарам. Контроль знаний осуществляется на основе подготовки учащегося к семинарским занятиям, выполнения практической работы и защиты проектов.
Литература для учителя
1. Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология. М.: Просвещение, 1971.
2. Бромлей Г.Ф., Юг Приморья – уникальный памятник природы Дальнего Востока// Охрана природы на Дальнем Востоке. Вып. 1. Владивосток: ДВ филиал СЩ АН СССР, 1963. С. 35-43.
3. Гилмур Д., Метаболизм насекомых, пер. с англ. М.: Мир, 1968.
4. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология: беспозвоночные: Учебник для школ и классов с углубленным изучением биологии: 7 класс. М.: изд-во МГУ, 2002.
5. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии: Учебник для вузов. М.: КД Либроком, 2009.
6. Калинина О.И., Кузнецов В.Н. Полезные насекомые Дальнего Востока России. Владивосток: изд-во ДВГАЭУ, 2004.
7. Козлов М.А., Дольник В.Р., Насекомые. Атлас № 8, М.: изд-во МГУ, 2001.
8. Красная книга Российской Федерации (животные). М.: Астрель, 2001.
9. Насекомые в картинках. Наглядное пособие для педагогов. М.: Гном-пресс, 2003.
10. Определитель насекомых Дальнего Востока России. Т. 1-6. Владивосток: Дальнаука, 1989-1996.
11. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.
12. Флора, растительность и микобиота заповедника «Уссурийский» / 3. М. Азбукина, Л. В. Бардунов, Т. А. Безделева, А. В. Богачева, Е. М. Булах, Лар. Н. Васильева, О. К. Говорова, Л. Н. Егорова, Е. В. Жабыко, Т. В. Никулина, И. М. Родникова, П. Ф. Скирина, В. И. Таранков, Л. А. Федина, В. Я. Черданцева. Владивосток: Дальнаука, 2006. 300 с.
13. Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток – Приморье. Владивосток; Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 2005. 304 с.
14. Чернышев В.Б. Экология насекомых: Учебник. М.: изд-во МГУ, 1996.
15. Шумаков Е. Н., Брянцева И. Б., Вредные и полезные насекомые. Л., 1968.
16. Яхонтов В. В., Экология насекомых. М.: Просвещение, 1969.