Элективный курс «Экология насекомых» в предпрофильной подготовке учащихся общеобразовательных школ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сасова, Л. Е. Элективный курс «Экология насекомых» в предпрофильной подготовке учащихся общеобразовательных школ / Л. Е. Сасова, А. В. Куприн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/12/969/ (дата обращения: 19.10.2024).

Элективный курс «Экология насекомых», призван сформировать у учащихся правильное представление об экологии, образе жизни насекомых. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7-8 классов по биологии и готовит их к изучению экологии в старших классах.

Теоретические познания необходимо активно и тесно связывать с практическими, что облегчает учащимся усвоение материала в целом и способствует развитию инициатив для дальнейшей самостоятельной работы. Предлагаемый элективный курс содержит обширный региональный материал об экологии насекомых, обитающих в Приморском крае.

Программа курса предусматривает проведение экскурсий в природу, которые имеют большое образовательное значение и играют важную роль в изучении биологических и экологических вопросов, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с миром насекомых, понаблюдать за ними в естественной обстановке. Во время экскурсий большое внимание уделено иллюстрации конкретных примеров, доступных обобщений на основе современных экологических исследований и наблюдений по насекомым.

Материал программы заметно развивает и углубляет знания учащихся, получаемые на уроках, а привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении насекомых в различных областях народного хозяйства и здравоохранения формирует прикладное умение, способствует природоохранному и этическому воспитанию и позволяет заинтересовать школьников повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.

Курс рассчитан на 20 часов, но по усмотрению педагога количество часов может быть увеличено.

 

 

 

 

 

Тематический план занятий

Тема

Занятия, ч.

Всего

часов

теория

практика

1

Введение.

Экскурсия в «Музей природы» Уссурийского заповедника

 

1

1

2

Основные понятия экологии насекомых

1

 

1

3

Жизненные формы насекомых

0,5

0,5

1

4

Влияние факторов среды на жизнедеятельность насекомых

2

2

4

5

Трофические связи насекомых

1

1

2

6

Экологические связи насекомых

2

2

4

7

Экскурсия по экотропе Уссурийского заповедника

 

3

3

8

Защита проектов

 

4

4

Всего

6,5

13,5

20

 

 

Программа элективного курса

Тема 1. Введение (1 ч).

Экскурсия. Знакомство с энтомологической коллекцией «Музея природы» Уссурийского заповедника.

Тема 2. Основные понятия экологии насекомых (1 ч).

Содержание и задачи экологии. Значение насекомых в природе, сельском хозяйстве, ветеринарии и медицине.

Тема 3. Жизненные формы насекомых (1 ч).

Понятие о жизненной форме вида. Жизненные формы насекомых и их классификации.

Практическая работа. Работа с перфокартами.

Тема 4. Влияние факторов среды на жизнедеятельность насекомых (4 ч).

Главнейшие факторы среды. Влияние биотических, абиотических и антропических факторов среды на жизнедеятельность насекомых.

Семинар. Адаптации насекомых к факторам окружающей среды.

Тема 5. Трофические связи насекомых (2 ч).

Влияние пищи на рост и развитие насекомых. Классификация насекомых по характеру пищи. Пищевая специализация насекомых.

Практическая работа. Цепи питания насекомых.

Тема 6. Экологические связи и группы насекомых (4 ч).

Связь насекомых с растениями. Насекомые, вредители сельскохозяйственных культур. Типы повреждений. Адаптации насекомых к защитным реакциям растений. Естественные враги насекомых. Связи насекомых между собой и другими животными.

Семинар. Экологические группы насекомых.

Тема 7. Экскурсия по экотропе Уссурийского заповедника (3 ч).

Знакомство с насекомыми Уссурийского заповедника. Редкие виды заповедника.

Тема 8. Защита проектов (4 ч).

 

Примерные темы проектов

  1. Повреждение древесных пород насекомыми.
  2. Насекомые, имеющие медико-ветеринарное значение.
  3. Типы повреждений растений насекомыми.
  4. Методы и средства защиты леса.
  5. Биологический метод борьбы.
  6. Полезные насекомые Дальнего Востока.
  7. Влияние питания на рост, развитие, плодовитость и выживаемость лесных насекомых.
  8. Характер питания насекомых.
  9. Специализация питания.

 

Примерные вопросы к семинару «Экологические группы насекомых»

 

  1. Растительноядные насекомые;
  2. Насекомые падалееды;
  3. Насекомые, питающиеся древесиной (ксилофаги);
  4. Насекомые-паразиты;
  5. Насекомые-опылители растений;
  6. Водные насекомые;
  7. Почвенные насекомые.

 

Литература для учащихся

  1. Брэм А.Э. Жизнь животных. М.: Просвещение, 1992.
  2. Воронцов П.Т. Насекомые в природе. Л.: Нева, 1988.
  3. Гребенников В.С. Тайны мира насекомых. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.
  4. Жизнь животных. Т. 3. Под ред. Л.А.Зенкевича. М.: Просвещение, 1969.
  5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М., 1994.
  6. Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М.: Эксмо, 2007.
  7. Фабр Ж.А. Нравы насекомых. М., 1993.

 

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: школьные и внешкольные занятия. На них учитель излагает теоретический материал, обозначает цели и задачи каждого занятия, контролирует выполнение практикума и семинаров. Во внеурочное время выполняют проекты и готовятся к семинарам. Контроль знаний осуществляется на основе подготовки учащегося к семинарским занятиям, выполнения практической работы и защиты проектов.

 

Литература для учителя

1.            Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология. М.: Просвещение, 1971.

2.            Бромлей Г.Ф., Юг Приморья – уникальный памятник природы Дальнего Востока// Охрана природы на Дальнем Востоке. Вып. 1. Владивосток: ДВ филиал СЩ АН СССР, 1963. С. 35-43.

3.            Гилмур Д., Метаболизм насекомых, пер. с англ. М.: Мир, 1968.

4.            Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология: беспозвоночные: Учебник для школ и классов с углубленным изучением биологии: 7 класс. М.: изд-во МГУ, 2002.

5.            Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии: Учебник для вузов. М.: КД Либроком, 2009.

6.            Калинина О.И., Кузнецов В.Н. Полезные насекомые Дальнего Востока России. Владивосток: изд-во ДВГАЭУ, 2004.

7.            Козлов М.А., Дольник В.Р., Насекомые. Атлас № 8, М.: изд-во МГУ, 2001.

8.            Красная книга Российской Федерации (животные). М.: Астрель, 2001.

9.            Насекомые в картинках. Наглядное пособие для педагогов. М.: Гном-пресс, 2003.

10.        Определитель насекомых Дальнего Востока России. Т. 1-6. Владивосток: Дальнаука, 1989-1996.

11.        Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.

12.        Флора, растительность и микобиота заповедника «Уссурийский» / 3. М. Азбукина, Л. В. Бардунов, Т. А. Безделева, А. В. Богачева, Е. М. Булах, Лар. Н. Васильева, О. К. Говорова, Л. Н. Егорова, Е. В. Жабыко, Т. В. Никулина, И. М. Родникова, П. Ф. Скирина, В. И. Таранков, Л. А. Федина, В. Я. Черданцева.    Владивосток: Дальнаука, 2006. 300 с.

13.        Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток – Приморье. Владивосток; Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 2005. 304 с.

14.        Чернышев В.Б. Экология насекомых: Учебник. М.: изд-во МГУ, 1996.

15.        Шумаков Е. Н., Брянцева И. Б., Вредные и полезные насекомые. Л., 1968.

16.        Яхонтов В. В., Экология насекомых. М.: Просвещение, 1969.

  

Основные термины (генерируются автоматически): насекомое, владивосток, Уссурийский заповедник, Дальний Восток, жизнедеятельность насекомых, жизненная форма насекомых, защита проектов, практическая работа, Экология насекомых, общая энтомология.


Похожие статьи

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы в 5-6 классах школы

Организация и проведение проектной и исследовательской деятельности на занятиях в школьном объединении «Театр»

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Баскетбол»

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Организация экологического воспитания школьников «Экологический год»

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики

Похожие статьи

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Развивающие задачи как средство развития познавательных процессов школьников в пропедевтическом курсе информатики

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы в 5-6 классах школы

Организация и проведение проектной и исследовательской деятельности на занятиях в школьном объединении «Театр»

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Баскетбол»

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Организация экологического воспитания школьников «Экологический год»

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики

Задать вопрос