В настоящее время в школе активно совершенствуются формы организации учебно-воспитательного процесса. Все большее значение приобретают внеклассные формы работы. Одной из достаточно распространенных форм внеклассной работы в современных школах являются научные общества учащихся (НОУ). В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» подчеркивается, что в первую очередь учащееся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные секции, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности [6].
Организация НОУ позволяет осуществить раннее приобщение к исследовательской работе, определяет интерес к соответствующему профилю деятельности, формирует желание заниматься наукой [1]. По определению, проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [4]. Проектное обучение - вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний [5].
Цель такого обучения для ученика:
- углубить свои знания, приобретая дополнительную информацию из различных источников;
- использовать приобретенные навыки для работы над проектом;
- приобретать умения работы в группах, парах;
- развивать умения сбора информации, анализа, синтеза, наблюдения, обобщения;
- формировать умения публичного выступления наглядного оформления результатов.
В современной педагогической практике при использовании проектного метода обучения решаются задачи личностно - ориентированного обучения. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач[2].
Особую актуальность исследовательские работы приобретают в предметах естественнонаучного цикла.
Сущность исследовательской работы сводится к тому, что:
- учащийся вместе с учителем формулирует актуальную проблему;
- учащийся под руководством педагога определяет методы, объекты, предметы исследования, средства для достижения результата;
- учащиеся самостоятельно получают знания в процессе исследования, сравнения различных вариантов получаемых ответов [3].
Однако при выборе темы и примерного планирования действий учащиеся сталкиваются с рядом проблем, начиная с вопроса «Откуда брать материал?» и заканчивая проблемами с оформлением реферата, презентации и выступления. Одновременно с этим возникает и проблема, что учащийся в начале года с желанием выполняет работу, но не завершает ее. Одна из причин этого - неправильное распределение времени работы над проектом, отсутствие умений и навыков, необходимых для научной деятельности.
Зачастую исследовательские работы учащихся остаются на уровне школы, поскольку не отвечают требованиям научной работы.
Для решения этих проблем был разработан «Дневник исследователя».
Целю создания дневника систематизация индивидуальной работы учащегося по научно – исследовательскому направлению в предметах естественнонаучного цикла. Основными задачами применения данного дневника являются:
1.Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.
2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3.Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4.Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
5.Привлечение преподавателей ВУЗов к руководству научными работами учащихся.
6.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7.Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
8.Редактирование и издание ученических научных сборников.
Дневник исследователя включает в себя:
- теоретический материал по правилам написания и оформления научных работ;
- индивидуальный график работы учащегося над проблемой;
- виды деятельности, которые выполняет учащийся;
- страницы по использованию литературы и интернет – ресурсов;
- консультации специалистов по выбранной проблеме исследования.
В рамках этой разработки был проведен эксперимент.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской работой, были распределены условно на две группы. Школьникам, впервые решившим написать исследовательскую работу, были выданы «Дневники исследователя» (экспериментальная группа). Учащиеся, которые уже не первый раз участвуют в НОУ, работали в привычном для них режиме, т.е. консультации проводились по мере возникновения трудностей (контрольная группа).
Группы начали работать над исследовательскими проектами с начала учебного года.
Учащиеся экспериментальной группы еженедельно согласно заранее составленному графику посещали консультации научного руководителя. На первой консультации были расписаны по месяцам учебного года основные направления работы (выбор объекта исследования, работа с научной литературой, Интернет-ресурсами, подбор методов выполнения практической части, правила оформления работы, списка использованной литературы). Благодаря систематической работе учителя и учащегося все возникающие вопросы решаются по мере их возникновения, не накапливаются, их решение отражается в работе (меньше ошибок и неточностей). Для оценивания работ были разработаны критерии.
Критерии оценивания исследовательской работы
№ |
Критерий оценивания |
Максимальная оценка |
1 |
Актуальность выбранной темы |
2 |
2 |
Структура работы (титульный лист, содержание, главы, обзор литературы, практическая часть, результаты, выводы) |
5 |
3 |
Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования, |
10 |
4 |
Полнота изученной литературы |
5 |
5 |
Логичность и последовательность изложения материала |
5 |
6 |
Наличие анализа, сравнения |
5 |
7 |
Использование современных методов обработки данных эмпирического исследования |
5 |
8 |
Новизны разрабатываемой методики |
5 |
9 |
Наличие практической части |
10 |
10 |
Наличие и качество графического материала(графики, таблицы и т.п.) |
3 |
11 |
Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленным задачам |
10 |
12 |
Оформление списка литература |
3 |
13 |
Научно-практическая значимость работы |
5 |
14 |
Сложность выполнения работы |
3 |
15 |
Своевременность выполнения и представления работы научному руководителю |
3 |
16 |
Наличие поэтапной, плановой работы с научным руководителем |
5 |
17 |
Уровень самостоятельности при выполнении работы |
3 |
18 |
Защита работы (точность, четкость, краткость, эмоциональность, логичность) |
10 |
19 |
Оформление презентации |
3 |
|
Итого |
100 |
По результатам школьной конференции НОУ все учащиеся экспериментальной группы набрали больше 75 баллов, т.е. показали более стабильные результаты по сравнению с контрольной группой.
В итоге, работы экспериментальной группы отличаются своей научностью, четкостью, точностью и грамотностью оформления. Использование данного дневника значительно снижает нагрузку, которую испытывают учащиеся при подготовке к НОУ, особенно в период перед защитой работы. Все работы, начатые в начале года, были завершены к отчетному периоду. Это позволило учащимся получать дополнительные консультации не только у педагогов школы, но и других специалистов по теме исследования. Учащиеся более уверенно чувствовали себя и при защите работы, более грамотно были оформлены презентации.
Учителю использование данного дневника дает возможность реально оценить уровень выполненной работы, своевременно заметить и скорректировать ошибки и недочеты, помочь учащимся подготовиться к ее защите.
Таким образом, целесообразно говорить о необходимости введения данной методической разработки в практику подготовки учащихся к научно-исследовательской работе не только по предметам естественнонаучного цикла, но и по другим предметам.
- Литература:
- Латюшин В. НОУ вчера, сегодня, завтра/В.Латюшин//Народное образование, 1993.-№23.-С. 11-12.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?//Методист, № 1, 2004. С. 39-46.
- Подласый И.П. Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование,2007.-С. 294.
- Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова.-2-е изд.- М,2008.-С.65-66.
http://mon.gov.ru/press/news/5233/