С одной стороны, сложившаяся экономическая обстановка в России увеличивает степень экономической свободы личности, что создает возможности для развития предпринимательской и других видов экономической деятельности. С другой стороны, она требует от личности сформированных на достаточном уровне экономических знаний, умений самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, рационально планировать свою трудовую деятельность, умело ориентироваться в современных экономических условиях, диктуемых самой жизнью.
Выпускнику школы, вступающему в самостоятельную жизнь, необходим целый комплекс качеств – деловых, волевых, культурных – для того, чтобы быть жизнестойким и конкурентоспособным в современных экономических условиях. Необходимым условием адаптации человека к рыночному типу экономических отношений, является наличие комплекса знаний, умений, навыков и личностных характеристик, объединяемых понятием «экономическая культура» [1,2,3]. В связи с этим возникает необходимость формирования экономической культуры у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активные позиции в обществе.
Очевидно, что в настоящее время в обществе усиливается значение английского языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Развитие банковской системы, менеджмента, вхождение России в систему международных экономических отношений, расширение рынка ценных бумаг вызвали появление новых англоязычных понятий, терминов, осмысление и грамотное оперирование которыми лежит в основе формирования экономической культуры у старшеклассников.
Иностранный язык как учебный предмет обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Благодаря своему «беспредметному» [4] характеру он может служить формированию экономических знаний и умений, развитию экономически значимых качеств личности. Таким образом, английский язык может служить средством формирования экономической культуры у старшеклассников.
Чтобы в этом убедиться, мы организовали и провели экспериментальную работу по формированию экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения английскому языку, в которой приняли участие 102 учащихся 10-11 классов. Для определения уровня сформированности экономической культуры у старшеклассников мы определили три критерия:
1. экономические знания (функции денег, банковская система, оплата труда, виды налогов, формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста);
2. экономически значимые качества личности (бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие и предприимчивость);
3. экономические умения (получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценивания собственных экономических действий).
Мы полагаем, что экономические знания, экономически значимые качества личности и экономические умения – это составляющие экономической культуры старшеклассников. В связи с этим мы разработали и внедрили в образовательный процесс по английскому языку комплекс педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию экономической культуры у старшеклассников. Остановимся подробнее на каждом условии.
Специфика методов активного и интерактивного обучения заключается в том, что они побуждают старшеклассников к действию и способствуют общению друг с другом и с учителем. В ходе опытно-поисковой работы мы провели такие деловые игры, как «Подготовка ко дню рождения», «Презентация компании», «Экономический аукцион» (А.С. Прутченков) и другие. Также мы применяли другие методы активного и интерактивного обучения: «дискуссионные столы» и пресс-конференции. Устраивая дискуссии, мы ставили перед собой цель сформировать у старшеклассников умение выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, логично и обоснованно выражать свои мысли. Так, мы предлагали старшеклассникам высказать свое мнение о справедливости английских пословиц экономического содержания, которые сводятся к отношению человека к деньгам, богатству, труду. Сначала старшеклассникам предлагалось перевести пословицу на русский язык дословно, затем попробовать найти эквивалент в родном языке и, наконец, высказать свое мнение по поводу той или иной пословицы на иностранном языке. При этом мы ставили перед собой двойную цель: во-первых – развитие иноязычной коммуникативной компетенции; а во-вторых – способствовали формированию у них экономически значимых качеств личности. Затем мы провели пресс-конференцию на тему «Деньги: возникновение и разновидность». За неделю до ее проведения старшеклассники разделились на две команды: эксперты и журналисты. Команда экспертов получила задание подготовить материал на заданную тему на английском языке по следующему плану: 1. Понятие денег. 2. Причины появления денег. 3. Формы денег в истории. 4. Современные виды валюты. 5. Заменители денег: акции, чеки, облигации и т.д. Команда журналистов - подготовить вопросы по заданной теме.
Перейдем к описанию реализации второго педагогического условия – включение в учебный процесс текстов и видеоматериалов экономической направленности. На занятиях по английскому языку мы применяли следующие типы текстов:
1) учебные тексты, несущие информационную дидактическую функцию с целью формирования у старшеклассников экономических знаний, понятий и представлений;
2) тексты, имеющие мотивирующий характер и несущие главным образом развивающую и воспитательную функции с целью формирования у старшеклассников экономически значимых качеств личности.
К первой группе мы отнесли такие тексты, как «Import and export of goods. (Импорт и экспорт товаров) », «A day in an accounts department. (Один день в бухгалтерии) », «What the value of goods consists of. (Из чего складывается стоимость товара) » и др. Ко второй группе – «Famous people: what they used to be. (Знаменитые люди: кем они были раньше) », «The secrets of successful business. (Секреты успешного бизнеса) », «Can money make people happy? (Могут ли деньги сделать людей счастливыми?) » и др.
Также мы определили ряд требований к видеоматериалам экономической направленности на иностранном языке:
- демонстрация экономических отношений между людьми, экономической деятельности, в которую они вступают, сопровождаемая экономически насыщенной лексикой;
- создание проблемной ситуации экономического характера: в видеодокументе должен присутствовать некоторый вызов, проблема, решение которой будет зависеть от мнения старшеклассника;
- способность видеофрагмента вызвать коммуникативную реакцию у старшеклассников, то есть прокомментировать сюжет, высказать свое собственное мнение по поводу происходящего на экране;
- соответствие языковой и речевой сложности видеофрагмента уровню владения старшеклассником иностранным языком.
Сначала мы знакомили старшеклассников с новой лексикой, которую они закрепляли через систему речевых тренировочных упражнений, затем приступали непосредственно к просмотру видеофрагмента. Далее мы предлагали старшеклассникам включиться в выполнение различных коммуникативных упражнений: обсудить проблему, затронутую в фильме, охарактеризовать персонаж и его основные качества личности и т.д. Это задание они могли выполнить либо в форме устного монологического высказывания, либо написать эссе или сочинение в качестве домашнего задания.
Сталкиваясь с жизненными ситуациями экономической направленности, показанными в видеофрагменте и ранее не пережитыми в силу ограниченного опыта, старшеклассники имели возможность проецировать их на себя, осмыслить и просчитать возможность своего собственного поведения в подобных ситуациях.
Перейдем к реализации третьего педагогического условия - организации экономической деятельности старшеклассников на иностранном языке.
«Деятельность предполагает не только действия отдельного человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность» [5]. Принимая это во внимание, мы организовывали экономическую деятельность старшеклассников таким образом, чтобы в процессе этой деятельности они постоянно взаимодействовал друг с другом в достижении результата.
Так, мы предложили старшеклассникам осуществить проект по оснащению кабинета английского языка новым оборудованием, наглядными пособиями, мебелью и т.д. Обозначив сумму средств, которую администрация школы совместно со спонсорами готова предоставить на осуществление проекта в случае его одобрения, мы разделили старшеклассников каждой опытной группы на две команды. Затем мы предложили им обсудить на английском языке список того, что было необходимо приобрести в кабинет: начиная от обоев и линолеума и заканчивая техническими средствами обучения и методическими пособиями. После всеобщего согласования списка материалов и оборудования, которые необходимо было приобрести в кабинет, мы поставили перед ребятами задачу составить на английском языке подробную смету расходов с указанием количества требуемого материала и его стоимости в зависимости от его качества, внешнего вида, производителя и места покупки. Через три дня на торжественном заседании актива старшеклассников был объявлен лучший проект, одобренный администрацией школы и принятый к финансированию. Однако на этом деятельность старшеклассников не заканчивалась. Ребята по интересам разбились на команды по 5-6 человек, для того, чтобы организовать необходимые закупки требуемых товаров, договориться с поставщиками о доставке и т.д. В каждой такой группе был выбран командир, который отвечал за проделанную работу перед руководителем проекта и бухгалтером, которые тоже были выбраны из числа старшеклассников. Также командир организовывал деятельность ребят из своей группы, следил за ходом выполнения задания, при этом сам в нем активно участвовал. После проведения всех закупок и отчетов, старшеклассники совместными усилиями приступили к ремонту и оформлению кабинета. Также к данной работе были привлечены родительский комитет школы, учащиеся среднего звена, школьный технический персонал и т.д. В завершение всей работы старшеклассники организовали торжественное открытие нового кабинета, на которое были приглашены учителя, родители и спонсоры проекта. На праздничном вечере ребята рассказывали на английском языке о том, как проходил проект, какие возникали трудности. Данный проект имел огромное воспитательное значение и оставил у ребят большое впечатление и удовлетворение от его выполнения. Следует сказать, что после его выполнения старшеклассники начали предлагать идеи по тому, как можно облагородить территорию вокруг школы, спортивные площадки и т.д.
По окончании формирующего этапа опытно-поисковой работы мы измерили уровень сформированности экономической культуры у каждого старшеклассника. При этом мы использовали те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе. Проанализировав полученные данные, мы обнаружили, что на итоговом срезе количество старшеклассников, обладающих низким уровнем экономической культуры, уменьшилось на 62 %, а количество старшеклассников, имеющих высокий уровень, увеличилось на 50 % по сравнению с начальным срезом. Полученные результаты были подвержены математической обработке (χ2-критерий Пирсона), что подтвердило значимость повышения уровня экономической культуры у старшеклассников на конец опытно-поисковой работы.
Очевидно, что противоречивый характер явлений экономической действительности требует от молодежи способности вырабатывать свой взгляд на окружающую действительность. Зачастую молодые люди не находят ответов на сложные вопросы экономической современности, не могут определить возможности для своего участия в социально-экономических преобразованиях из-за недостаточной сформированности у них экономических интересов, потребностей и идеалов. Это говорит о необходимости формирования у старшеклассников экономической культуры. Средством успешного решения этой проблемы, как показало исследование, выступает учебный предмет «английский язык».
Литература:
1. Аменд А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1975.
2. Нисимчук А.С. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе. Дис. док. пед. наук. - Киев, 1988.
3. Сасова И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования Дис. док. пед. наук. – М., 1989.
4. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. / Иностранные языки в школе. – 1989. – № 1. – С. 13.
5. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности / Вестник МГУ, 1983. - №2 – С. 9-18.