Особенности исполнительного розыска ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 6346 раз

Библиографическое описание:

Деминова, В. Ю. Особенности исполнительного розыска ребенка / В. Ю. Деминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42063/ (дата обращения: 09.12.2024).



Розыск ребенка — лишь одно из направлений деятельности судебного пристава-исполнителя. От того, насколько качественно будет произведена данная деятельность, будет зависеть в целом реальное восстановление нарушенных прав ребенка, предусмотренные СК РФ, в частности права ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на общение с родителями и иными родственниками, право ребенка выражать свое мнение (ст. 54,55) [1]. Согласно ведомственной статистической отчетности по всей стране за 2016 год в ведении ФССП находилось 55 исполнительных производств по делам о розыске ребенка, в 2015 году — 56 [2]; из них прекращено фактическим исполнением в 2016 году — 52, в 2015–53.

Заметим, что ранее всякая деятельность по розыску детей (в том числе в рамках гражданского процесса) относилась к ведению МВД, затем ее часть была передана ФССП. В тоже время розыск детей, пропавших без вести либо при обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о криминальном характере их исчезновения остался в компетенции МВД России, и регламентируется Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3].

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» [4] (далее — ФЗ № 229) предусматривает исполнительный розыск ребенка в случае, если совершенные судебным приставом-исполнителем действия, предусмотренные законом, не привели к установлению местонахождения ребенка (ст.65).

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 статьи 65 ФЗ № 229 под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьей, исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Анализ названной статьи позволяет выделить два основных этапа всякого исполнительного розыска (в том числе розыска ребенка): 1) подготовка судебного пристава-исполнителя к совершению исполнительно-розыскных действий (организация); 2) совершение судебным приставом-исполнителем исполнительно-розыскных действий (производство розыска).

Для объявления исполнительного розыска необходима совокупность следующих фактов: возбуждение исполнительного производства; совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на установление местонахождения ребенка в срок, предусмотренный ст. 36 ФЗ № 229; безрезультатность принудительных действий (ст. 64 ФЗ № 229).

В целях наиболее детальной регламентации исполнительного розыска, в том числе розыска ребенка, Министерством юстиции были приняты «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов (утв. ФССП России 17.04.2014)» [5] (далее — Методические рекомендации). Данный акт описывает процедуру розыска и предшествующие ему действия судебного пристава-исполнителя, когда как Закон содержательную часть деятельности по розыску ребенка не регламентирует.

Согласно ст. 65 ФЗ № 229, п. 2.1.2. Методических рекомендаций исполнительный розыск объявляется по своей инициативе судебным приставом-исполнителем либо же объявляется по заявлению взыскателя по исполнительному документу, который содержит одно из следующих требований: 1) об отобрании ребенка; 2) о передаче ребенка; 3) о порядке общения с ребенком; 4) о возвращении ребенка незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации; 5) об осуществлении в отношении ребенка незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации на основании запроса центрального органа судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного или удерживаемого в Российской Федерации. Центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей [6] (далее — Конвенция 1980 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1097, определено Министерство образования и науки Российской Федерации [7]. Таким образом, в распоряжении судебных приставов-исполнителей имеется закрытый, не подлежащий расширению перечень предпосылок для возбуждения исполнительного розыска ребенка.

Согласно Конвенции 1980 г. действия родителя будут рассматриваться как международное похищение при наличии следующих условий: 1) ребенок постоянно проживал в России (или другой стране — участнице Конвенции); при этом гражданство ребенка и родителей не имеет значения и не учитывается при вынесении решения о возвращении (ст. 4); 2) ребенок перемещен или удерживается за границей с нарушением прав опеки, причем эти права эффективно осуществлялись до его перемещения (ст. 3); 3) ребенок не достиг 16-летнего возраста (ст. 4). При этом термин «похищение», употребляемый в Конвенции, нельзя толковать буквально. Конвенция 1980г. распространяется на случаи, когда целью перемещения или удержания ребенка является желание осуществлять в отношении его право, связанное с заботой о личности ребенка, включая право определять место его жительства или право взять ребенка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания.

Исполнительный розыск ребенка объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания ребенка. Основанием для осуществления такого розыска является объявление розыска на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств. В последнем случае учитывается наличие международного договора между Российской Федерацией и государством, на территории которого запрашивается правовая помощь (например, договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (подписан в г.Пекине 19.06.1992)), а также факт того, предусматривается ли данным договором оказание соответствующей правовой помощи. Непосредственно объявление розыска ребенка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство, при наличии оснований, указанных в ч. 3, 4, 5 статьи 65 ФЗ № 229.

Возбуждение исполнительного производства по розыску ребенка оформляется постановлением, которое выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

Начало исполнительного розыска ребенка, обусловленное вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о розыске, утверждается старшим судебным приставом либо его заместителем. Далее утвержденное постановление о розыске с приложением копии исполнительного документа, копии постановления о возбуждении исполнительного производства, копии заявления взыскателя об объявлении розыска (при необходимости такового), справки о проведенных процессуальных действиях по установлению местонахождения должника, его имущества или ребенка — направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

Второй этап проведения исполнительного розыска, выявленный при анализе ст. 65 ФЗ № 299 — производство розыска — включает в себя совокупность исполнительно-розыскных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в рамках производства розыска, в целях отыскания ребенка.

Пункт 10 ст. 65 ФЗ № 299, п. 3.4. Методических рекомендаций содержит положение, согласно которому при производстве исполнительного розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск ребенка, совершает следующие исполнительно-розыскное действия: запрашивает из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывает необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверяет документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществляет отождествление личности, опрашивает граждан, наводит справки, изучает документы, осматривает имущество, обследует помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Весьма важно отметить, что производство розыска ограничено перечисленными в п. 10 ст. 65 ФЗ № 229 исполнительно-розыскными действиями. При этом розыску детей, осуществляемому в рамках исполнительного производства, способствует привлечение частного сыска, что не запрещено ст. 65 ФЗ № 229. Напротив, согласно п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности» [8] поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, может осуществляться на договорной основе с взыскателем.

Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является розыскное дело. Кроме вышеуказанных документов, розыскное дело обязательно включает в себя План розыскных мероприятий, состоящий из конкретных исполнительных и исполнительно-розыскных действий, с указанием конкретных сроков исполнения. Данный План утверждается старшим судебным приставом территориального ПССП. В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ № 229 судебный пристав-исполнитель осуществляет розыскное мероприятие, по общему правилу, в нерабочие дни с 22 часов до 6 часов. Поэтому при планировании розыскных мероприятий необходимо учитывать данное требование Закона.

В процессе осуществления розыска ребенка судебный пристав-исполнитель распространяет биометрические данные ребенка в территориальных ПССП, в зданиях судов, местах массового скопления людей, в средствах массовой информации, а также на официальном сайте ФССП России в разделе «розыск».

Обнаружение разыскиваемого ребенка является основанием для прекращения розыскного дела. Далее незамедлительно выносится постановление о прекращении розыскного дела, которым фактически заканчивается исполнительный розыск. О прекращении исполнительного розыска уведомляются взыскатель и судебный пристав-исполнитель, на исполнении которого находится исполнительное производство.

Пункт 3.14 Методических рекомендаций содержит положения о прекращении розыскного дела. В частности, указывается, что по факту обнаружения разыскиваемого ребенка пристав-исполнитель сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя.

Несомненно, при совершении исполнительно-розыскных действий судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Также в ходе исполнительного розыска судебному приставу запрещается разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну [9]. При осуществлении исполнительного розыска, в частности, при решении вопроса о передаче ребенка, необходимо учитывать положения ст.57 СК РФ «Право ребенка выражать свое мнение».

Обращая внимание на формулировки норм об исполнительном розыске ребенка ФЗ № 229, в заключение мы не могли не заметить, что норма ст. 65 не должна содержать указание на розыск ребенка наряду с розыском имущества должника. В последнем случае речь идет о защите имущественного права лица, тогда как исполнительным розыском обеспечивается защита личных прав и интересов несовершеннолетних и иных членов семьи.

Таким образом, действующее законодательство наделило Федеральную службу судебных приставов РФ действенным механизмом исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, а именно возможностью организации и производства эффективного исполнительного розыска, о чем свидетельствуют данные ведомственной статистической отчетности.

Литература:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Ведомственная статистическая отчетность. [Электронный ресурс]. URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения: 20.02.2017).
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  4. Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 30.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 41. Ст. 4849.
  5. Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов: письмо> ФССП России от 18.04.2014 № 0014/10 (ред. от 15.09.2014), утв. ФССП России 17.04.2014) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=170808&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9756986944291657#0 (дата обращения: 19.02.2017).
  6. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (заключена в г. Гааге 25.10.1980) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 51. Ст. 7452.
  7. О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей: постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1097 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 141.
  8. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I (в ред. от 03.07.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 888.
  9. Михин А. В. Преимущества исполнительного розыска должника-гражданина в рамках исполнительного производства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-ispolnitelnogo-rozyska-dolzhnika-grazhdanina-v-ramkah-ispolnitelnogo-proizvodstva (дата обращения: 22.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): судебный пристав-исполнитель, Российская Федерация, исполнительный розыск, исполнительное производство, розыск ребенка, исполнительный документ, исполнительный розыск ребенка, действие, объявление розыска, ребенок.


Задать вопрос