Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Пушкарева С. С., Иванова Н. А. Сторителлинг как средство формирования экологической грамотности младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 154-156. — URL https://moluch.ru/archive/149/41683/ (дата обращения: 22.04.2018).



Данная статья представляет описание опыта работы по формированию экологической грамотности младших школьников с помощью информационной технологии сторителлинг.

Ключевые слова: экологическая грамотность, информационные технологии, сторителлинг

В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Более глубокий анализ происходящего показал, что решение данных проблем невозможно без расширения понятия экологической культуры общества, наиболее продуктивно заложение которой приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. Действительно, по мнению Т. Тарасовой, одной из главных задач современной школы является — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе. [4]

Сам термин «экологическая грамотность» означает наличие у человека определенных экологических знаний, постоянно обновляемых и актуальных в определенное время, в определенном месте и при определенной ситуации, позволяющих людям функционировать в режиме обеспечения экологической безопасности и двигаться по направлению к коэволюционному пути развития. [1]

Ядром экологической грамотности, по мнению доктора педагогических наук, Ермоленко Валентины Андреевны, выступают базовые знания в области экологии и процессов, происходящих в результате взаимодействия природы и общества. [2]

К таким знаниям можно отнести: знания об основных понятиях и определениях (экосистема, экологические факторы и параметры, круговорот веществ и энергетический баланс в биосфере, охрана природы, экологическая ответственность за будущее, рациональное природопользование, экологическое образование и воспитание и др.); знания об источниках загрязнений и ущерба природной среды; знание способов и методов предотвращения критических экологических ситуаций и их последствий; знание правовых основ охраны природной среды и др.

Перед педагогами начальной школы встает задача определить наиболее эффективные методы и средства, позволяющие в доступной интересной форме на уроках окружающего мира познакомить детей с элементами экологии, сформировать основы экологической грамотности. На помощь учителю приходят информационные технологии.

Сегодня традиционное обучение «Учитель-ученик-учебник» сменяется на «учитель-ученик-компьютер». Применение информационных технологий на уроках в начальной школе усиливает положительную мотивацию обучения, позволяют разнообразить формы работы учителя и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Как вы думаете на уроках «Окружающего мира», можно ли показать завораживающую красоту растительного и животного мира за 40 минут? Или совершить путешествие по планете? Конечно, нет. А с использованием средств ИКТ — можно.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Отсюда появляется вопрос: «Что же такое информационные технологии»? Информационные технологии — это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте». [3]

Использование информационно-коммуникативных средств на уроках окружающего мира позволяет учащимся легче и быстрее усвоить материал, развивает умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, позволяет обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Учителю в данной ситуации отводится роль учителя координатора информационного потока. В современной школе информационно компетентный педагог может примять следующие технологии: «1 ученик:1 компьютер»; «1 ученик — 1 смартфон»; «образование вне стен классной комнаты»; «BYOD — принеси свое устройство»; «перевернутое обучение»; «артефакт-педагогика», а также такие образовательные технологии, которые помогут учителю расширить рамки учебника, представить его образно и интересно — это «инфографика», «сторителлинг».

В своей деятельности, на практике в школе, я использовала технологию сторителлинг — рассказывание увлекательных историй с реальными или выдуманными персонажами, сопровождаемое видеороликом или можно найти на демонстрацией слайдов, которые учащиеся или педагог могут сделать самостоятельно, а можно найти эти ролики на специальных интернет-порталах.

По своей сути сторителлинг — это метод подачи информации, у него нет четкой формы, и он может быть выражен практически в любом формате. Наиболее популярны три из них: видео, баннеры и текст.

Хотя сторителлинг — это достаточно новое веяние маркетинга, оно уже успело зарекомендовать себя. Но нужно научиться грамотно строить свой контент на основе сторителлинга — иначе это будет выглядеть как фарс, и отвернет Вашу целевую аудиторию от Вас. Даже гуру сторителлинга Аннет Симмонс утверждает, что нельзя построить контент на одном лишь сторителлинге. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы. Но это действительно мощный инструмент.

Симмонс выделяет шесть типов историй, которые мы можем использовать для составления своих рассказов: «Кто я» и истории «Зачем я здесь», истории о «видении» рассказывают о событиях; поучительные истории дают Вашей аудитории шанс учиться на ошибках, не совершая их. Более того, предлагая свой вариант решения проблем в поучительных историях, Вы даете людям готовый алгоритм.

Истории, демонстрирующие «Ценности в действии» похожи на истории «видения» и поучительные истории. И последний тип историй, «Я знаю, о чем Вы думаете».

Эта форма взаимодействия с аудиторией обладает некоторыми особенностями:

  1. Истории синхронизируют мозг рассказчика и слушателя.
  2. Между рассказчиком и слушателями возникает эмоциональная связь, которая создает эмпатию по отношению к говорящему.
  3. Истории могут влиять на поведение.
  4. История помогает удерживать внимание аудитории.
  5. Информация, представленная в виде истории запоминается лучше, чем сухие факты.

Например, при изучении темы «Сезонные изменения в природе» можно рассказать детям историю дерева «Жизнь векового Дуба» (историю мы придумали сами, создали презентацию с помощью интернета).

«Живет в лесу старый Дуб. Сколько ему лет — знает только он один, и то, никому об этом не говорит. Красавец, стройный, высокий, могучий, богатырь! Крепкий, сильный, неохватный! — такая слава идет о нем в лесу. Дуб среди деревьев, что лев — царь среди зверей, что орёл — царь между птиц!

Весной, когда снег полностью растает, облачается Дуб в яркую зеленую рубаху с резными листочками, с молодыми желудями. Стоит все лето красавцем, с каждым днем рубаха все краше и краше.

Вот и осень наступает, Дуб рубашку свою на новую меняет — разноцветную: красно-желтую с зелеными пятнами. А к морозам ближе, одевает Дубок коричневый тулуп и стоит так почти до снега. В зиму снимет Дуб наряд и спать до весны ложится, чтоб весной порадовать окружающих своим новым нарядом. Вот такой он, Дуб-нарядник!»

Свою историю мы сопровождаем показом ролика, который создали сами, предварительно мы с детьми слепили из пластилина заготовки для нашего ролика — дерево в разные периоды, потом все это сфотографировали и создали слайд-шоу.

Другим примером, отражающим круговорот жизненных изменений, может стать готовый мультфильм «Круговорот жизни», который можно найти по следующей ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=xCFTNOspeAU.

Подобным образом можно знакомить детей с понятиями «цепи питания», «многообразие животных», «многообразие растений», «экосистема», «грибы», «овощи и фрукты» и др. Яркие истории в сопровождении видео всегда наиболее выигрышны, нежели мы будем просто объяснять тему по учебнику.

Поверьте, если соблюдать правила, то совсем нетрудно создать сторителлинг по любой теме самостоятельно. Главное придумать увлекательную историю. А смонтировать видеоролик вы можете, используя следующие сервисы:

ПО и сервисы для компьютера: Киностудия Windows, Movavi Video Editor (инструкция), Wevideo (инструкция), Loopster (инструкция), ВидеоМонтаж 3.0 (инструкция).

ПО для смартфона: для Android: PowerDirector Video Editor, AndroVid, Videoshop.

Для IOS: iMovie, Video Trim&Cut, Spilce, VivaVideo.

Литература:

  1. Гаврилюк В. В., Сорокин Г. Г., Фарахутдинов Ш. Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу: — Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. — 244 с.
  2. Ермоленко, В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. А. Ермоленко. — М.: РАО, 2002. — С. 21–22.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: «Академия», 2003. — 192 с.
  4. Тарасова Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. — 2000. – № 10. С. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической грамотности, экологической грамотности младших, грамотности младших школьников, уроках окружающего мира, экологической грамотности учащихся, формированию экологической грамотности, формирования экологической грамотности, информационные технологии, Ядром экологической грамотности, Video Editor, основы экологической грамотности, Информационные технологии, информационной технологии сторителлинг, расширения понятия экологической, природной среды, поучительные истории, уроках «Окружающего мира», лесу старый Дуб, режиме обеспечения экологической, Ермоленко Валентины Андреевны.

Ключевые слова

информационные технологии, экологическая грамотность, сторителлинг

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос