Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Комарова О. Н., Стрункина В. А. Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 182-184. — URL https://moluch.ru/archive/182/46842/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного метода для формирования у младших школьников ценностного отношения к природе.

Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая культура, ценностное отношение к природе, исследовательский проект, социальный проект

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).

Формирование личностной культуры школьников предусматривает достижение учащимися определенных личностных результатов, связанных с знаниями о природе, отношением к ней и преобразованием окружающей среды.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [1].

Проблема воспитания бережного отношения к природе рассматривалась как в классических педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. А. Сухомлинский и др.), так и в современной педагогической литературе (Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, С. Д. Дерябо, А. А. Плешаков, И. В. Цветкова и др.). «В условиях реализации концепции образования для устойчивого развития особую актуальность приобретает эмоционально-ценностная составляющая общего образования, которая выражается в усвоении учащимися ценностей живой природы» [2, с.82].

Понятие «экологическая культура» понимается «совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три взаимосвязанных компонента — это экологическое сознание, соответствующее отношение и активная практическая деятельность» [3, с.138].

Неотъемлемой частью экологической культуры является сформированность ценностного отношения к природе.

«Ценностное отношение к природе представляет собой действенную сознательную связь человека с объектами природы по ее восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей» [3, с.142].

Ценностное отношение человека к природе заключается в том, что:

‒ он активно познает природу, воспринимает ее через красоту;

‒ понимает окружающий мир через гармоничное взаимодействие природы, общества и человека;

‒ получает знания о природе;

‒ осознает свою роль в деятельности по сбережению и восстановлению природы;

‒ мотивы собственной деятельности основывает на знаниях о природе, эстетического восприятия ее объектов и нравственном отношении к ней;

‒ преобразует когнитивный компонент в ценность природы для себя и общества в целом.

Таким образом, мы имеем дело с формированием у учащихся различных уровней личностных результатов: от знания к действию (через эмоциональное восприятие).

Л. Н. Толстой обозначил, что «отношение человека к миру определяется не только рассудком, но и чувством, всею совокупностью духовных сил человека» [4, с.121].

Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику:

‒ приобретение ребёнком экологического знания — экологическая грамотность (первый уровень результатов)

‒ переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к природе — ценностное отношение к природе (второй уровень результатов)

‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного действия — активная практическая деятельность (третий уровень результатов) [5, с.3].

Познавательная сфера детей младшего школьного возраста активно развивается: ребенок начинает интересоваться окружающим миром, исследовать его процессы и явления. «Общение с природой позволяет ребенку младшего школьного возраста понимать ее многообразие, универсальную ценность как образ всего окружающего мира. Природа дарит ребенку минуты духовного и физического отдыха и здоровья, поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья» [6, с.67–68].

Способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к природе может метод проектов, используемые как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.

Родоначальником данного метода можно назвать американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения на познавательной активности и любознательности ребенка. В России сторонниками метода проектов были С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

В современной педагогике метод проектов понимается как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7, с.66].

Современные подходы к образованию — личностно-деятельностный, культуросообразный и компетентностный — ориентируют на развитие самостоятельного мышления учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.

Существует огромное количество типов проектов. Их типология строится на основных признаках.

При формировании у школьников ценностного отношения к природе целесообразно использовать исследовательские, творческие или театральные и социальные проекты.

Первый из них характеризуется исследовательской деятельностью ребенка. Уже в младшем школьном возрасте, используя данный метод, учащийся может собрать информацию о природных объектах, осознать их взаимосвязь и значение для человека. Выполняя исследовательские проекты по окружающему миру учащийся сможет достичь первого уровня личностных результатов — знания о природе, которые формируют экологическую грамотность ребенка.

Творческий или театральный проект может повлиять на эмоциональное переживание ребенком какой-либо проблемы, восприятие каких-либо объектов или событий в мире природы. Работая над таким проектом у ребенка формируется ценностное отношение к природе через умение видеть ее красоту и беспомощность перед человеком. То есть достигается второй уровень личностных результатов, связанных с экологическим воспитанием.

Социальные проекты нацелены на становление нравственно-этического поведения в природе, нацеленного на ее сохранение и привлечение общественности к экологическим проблемам.

В 1–2 классах возможно проведение исследовательских проектов на темы: «Разнообразие растительного мира своего региона», «Разнообразие животного мира своего края», «Особенности климата и сезонных изменений в природе своего региона».

В 3 классе возможны театральные проекты, в ходе которых ребенок может выступать в роли природных объектов, пытаясь эмоционально переживать их состояние в той или иной ситуации. Творческий же проект поможет эмоционально воспринимать красоту окружающего мира. Это могут быть выставки рисунков, экологические праздники и конкурсы стихов о красоте природы.

В 4 классе у ребенка уже сформирована некая ценностная позиция по отношению к природе. Он может ее демонстрировать своим поведением, участвуя в различных экологических акциях. Это может быть сбор макулатуры, сбор батареек, пластиковых бутылок, проведение акции «Очистим свой школьный двор» и т. д.

Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных методов формирования у младших школьников ценностного отношения к природе. Создание условий для роста самостоятельности позволит достигнуть таких характеристик личности младшего школьника, как любознательность, желание активно и заинтересованно познавать мир, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать, любовь и уважение к природе своего края и Родины.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://docviewer.yandex.ru/?uid=122606277&url=ya-mail %3A %2F %2F161285161655209377 %2F1.3&name=poop_noo_reestr %20(14).doc&c=589c56a87688
  2. Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника // Наука и школа. 2012. № 1. С.81–84.
  3. Терентьева Л. И. Педагогическая сущность понятия «ценностное отношение к природе» / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. — Архангельск, Издательство: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 2009.
  4. Толстой Л. Н. Избр. Философ. Произв. / Сост. Н. П. Семыкин. — М., 1992.
  5. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.
  6. Савинова Л. Ю., Крылова Д. С. Особенности организации экскурсий как средства воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе. / Герценовские чтение. Начальное образование. Т.8, № 2. — СПб, 2017.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. — М: Издательский Центр «Академия», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): школьников ценностного отношения, младших школьников ценностного, личностных результатов, окружающего мира, общего образования, ценностное отношение, природе страны, природе целесообразно, уровень результатов, внеурочной деятельности, метод проектов, живой природе, «ценностное отношение, младшего школьного возраста, личностных результатов образования, метода проектов, определенных личностных результатов, уровень личностных результатов, сформированность ценностного отношения, уровней личностных результатов.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос