Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Сорока О. А. Моделируя, познаем мир // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 448-451. — URL https://moluch.ru/archive/144/40306/ (дата обращения: 22.05.2018).



Воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, умеющей широко мыслить, чутко откликающейся на огромные изменения, происходящие сегодня в нашей жизни, — задача важная и ответственная. Учителю принадлежит значительная роль.

Неограниченные возможности заложены в познании окружающего мира.

Знакомство с учебным предметом окружающим миром на уроках в начальной школе предполагает в основном циклы бесед, лекций и перечитывание текстов учебников. Что не всегда способствует повышению интереса и мотивации по изучению окружающего мира в целом. Беседа только тогда превратится в важное средство познания окружающего мира, когда будет наполнена содержательным и практическим материалом, представляющим интерес для ребят.

На первый план сейчас выходят такие эффективные способы познания окружающего мира, как наблюдение, экспериментирование с последующей фиксацией знаний в виде практических измерений, составлением графиков, диаграмм, карт, схем, таблиц, макетов, моделей. Это проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева, А. А. Плешаков, З. А. Клепинина и другие.

Перед учащимися ставится задача открытия и освоения наиболее распространенных способов представления данных в их простейшем виде. Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, т. е. фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме (модели). Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. [2]

Схема способа действий позволяет детям строить свою работу при столкновении с новым материалом, выделять единое общее отношение в разных условиях, служит планом действий. Поэтому учитель должен строить работу детей так, чтобы схема cпoсоба действий становилась действительным психологическим орудием детей, помогала им на всех этапах их работы с предметом.

Академик Р. С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование». [1, с. 68]

Важно научить ставить цель моделирования и в процессе совместного исследования находить пути её достижения. Начиная с первого класса следует постепенно приучать детей самостоятельно планировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свои действия. Наводящие вопросы, которые бывает необходимо задать учащимся в процессе работы, должны побуждать детей к самостоятельным техническим, логическим, творческим размышлениям, поискам наиболее правильного рационального решения, способствовать выполнению задания с наибольшей самостоятельностью и выходом на собственно научные понятия

Это обстоятельство дает возможность не вести детей в течение года от задачи к задаче по строго определенной логике, но двигаться в содержании в последовательности, обусловленной детскими выборами. Такое движение соответствует зарождающейся в этом возрасте учебной самостоятельности детей. Работа со схемами должна проводиться на каждом уроке по мере их появления, но недолго по времени. У учащихся появляется сосредоточенный взгляд, необходимость найти слова, чтобы описать происходящее. Ученики, решающие задачу через схематизацию, могут разглядеть и зафиксировать в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей.

Учитель может предложить детям первого класса следующее задание: рассказать, что показывает схема или определенный знак и составить схему нужного способа из нарисованных на карточках символов. (Рис.1)

Например.Прочитай текст, где описывается процесс круговорота воды в природе. Покажи стрелками на рисунке, как это происходит. Вода под действием лучей солнца испаряется с поверхности озера и поднимается в виде пара в атмосферу. В воздухе пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды, из которых образуются облака. Затем, из облаков в виде дождя, вода выпадает на поверхность земли. И опять всё начинается сначала... [4].

Рис. 1.

Учитель может предложить детям второго класса следующее задание: выполнить действия в порядке, показанном на схеме. (Рис.2)

Например. А вот данные о составе российского мусора по сравнению с американским: стекла, пластмассы и металла

в российском мусоре в несколько раз меньше, зато дерева — в два раза больше, пищевых отходов — в 3 раза больше. [4].

Рис. 2.

Учитель может предложить следующее задание детям 3 класса: дополнить или изменить схему в соответствии с задачей. (Рис.3)

Например. В 1997 году в парке установили новые мощные светильники. Рассмотри план парка в разные годы. Представь данные наблюдения за деревьями в виде таблицы или графика. Выскажи свои предположения о причинах гибели деревьев в парке. [4].

Рис. 3.

Учитель может предложить следующее задание детям 4 класса: высказать предположения о том, что мы сможем наблюдать. (Рис.4)

Например. Раньше люди думали, что летучие мыши ориентируются в полной темноте потому, что у них очень острое зрение. Но появились те, которые утверждали, что им помогает летать в темноте тонкий нюх (обоняние). Как доказать, что верно? Предложи опыт для доказательства любой из гипотез. [4].

Рис. 4.

Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию. [3, с. 4]

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что никакая модель не может заменить само явление, но при решении задачи, когда нас интересуют определенное свойство изучаемого процесса или явления, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования, познания окружающего мира.

Литература:

  1. Гайсина, Р. С. Моделируя — познаем мир: воспитание и обучение/ Р. С. Гайсина// Начальная школа. — 2006. — № 9. — с. 67–71.
  2. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов/ В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  3. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996. — 51 с.
  4. https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-modelirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-uud-na-urokah-okruzhayuschego-mira-469949.html
  5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563234
Основные термины (генерируются автоматически): окружающего мира, познания окружающего мира, способа действий, средство познания окружающего, познании окружающего мира, способы познания окружающего, изучению окружающего мира, открытого способа действий, Схема способа действий, первого класса, схему нужного способа, способа удаления пыли, учебным предметом окружающим, поиску способов действий, исследование объектов познания, схема cпoсоба действий, виде практических измерений, психологическим орудием детей, обусловленной детскими выборами, основном циклы бесед.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос