Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никонова, А. В. Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста / А. В. Никонова, Е. Е. Павлова, И. Ф. Чумаченко, А. М. Алимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41652/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье особое место уделяется вопросам формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья.

Ключевые слова: интеллектуальная инициатива, поисковая деятельность, социально-коммуникативная компетентность

Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Придерживаясь данной концепции, педагоги МБДОУ «Детский сад № 466» г. о. Самара реализовали образовательный проект «Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья», с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам традиционной культуры народов Поволжья, истории родного края.

Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, позволяют узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному, трепетному отношению к природе, предкам, истории.

Задачи образовательного проекта:

− развитие эмоционально-познавательного интереса к культурному наследию России;

− воспитание уважительного отношения к традициям своего народа;

развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации;

− освоение историко-культурного наследия России через праздничные даты народного календаря;

− знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

В составлении программы предполагаемого праздника участие принимают не только педагоги учреждения, но и обязательно воспитанники старшего дошкольного возраста.

Стараясь дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа.

Работа по формированию нравственно — духовных качеств, предпосылок интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности, дошкольников через приобщение к праздничной культуре народов Поволжья построено на основе праздничного календаря: фольклорный праздник «Осенины», ярмарка «Кузьминки», неделя праздничной культуры народов Поволжья: «Венок дружбы», святочные посиделки «Пришла Коляда — отворяй ворота», развлечение «Широка наша Масленица».

Фольклорный народный праздник «Кузьминки» был организован в форме ярмарки способствующей организации детской деятельности в формировании инициативы.

В процессе подготовки к празднику проводилась комплексная работа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, знакомство с профессиями ремесленников, покровителями которых были святые братья Кузьма и Демьян, способствовало ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Участие в ярмарке дало возможность на практике прикоснуться к рыночным отношениям, подкрепить теоретические экономические знания практическим включением в деятельность.

Реализацию проекта начали с познавательной беседы о том, что ярмарка на Руси была местом для торговли, игр, забав и развлечений. Обязательно торговцы закликают и приглашают к себе, чтобы чем-то удивить или предложить свой товар. Но, чтобы купить себе понравившийся товар, нужно было иметь деньги.

Таким образом, перед детьми возникла проблемная ситуация: изготовить условные денежные знаки. Было предложено: нарисовать деньги, использовать счётные палочки, вырезать жетоны из цветной бумаги, взять настоящие деньги. Обсудив все варианты, дети выбрали жетоны и вырезали их сами из цветной бумаги.

Жетоны готовы, и отсюда сразу возникает вторая проблема: в чём мы их будем хранить? Здесь тоже было предложено много разных вариантов: стаканчики, конверты, настоящие кошельки и т. д. Каждая группа выбрала наиболее удобный для себя вариант: у детей коррекционной группы были стаканчики, которые дети украсили определённым орнаментом по своему выбору. Дети средней и старшей группы сконструировали из бумаги конверты и оформили их своими рисунками.

Следующий шаг подготовки к ярмарке — это зарабатывание жетонов и изготовление товара на продажу. Обсуждая вопрос: «Ребята, а где родители берут деньги?», пришли к выводу: «Деньги нигде и никому не дают просто так, их нужно заработать».

Посовещавшись с детьми, решили, что способов зарабатывания жетонов очень много: можно выступить в роли ремесленников, актёров, рукодельниц, художников, а также рассказать пословицу, поговорку, стихотворение.

И вот тут началась увлекательная продуктивная деятельность, в которой проявились самостоятельность и креативность воспитанников. Один из ребят принес из дома соленое тесто, которое приготовил вместе со старшей сестрой и предложил из него сделать птичек. Все погрузились в работу, и в итоге у ребят получились прекрасные птички. После просушки ребята с удовольствием раскрашивали свои поделки яркими красками.

Ребята принесли из дома стаканчики разного размера, крупу, макароны, горох, ракушки, пуговицы и принялись мастерить красивую утварь. Каждый ребенок проявил свой талант мастера. И вот готовые изделия радуют глаз самих детей и окружающих.

Девочки принесли из дома бусины, бисер, пуговицы, резинки, ленточки и принялись собирать бусы, плести браслеты. Их фантазии не было предела. Девочки проявили себя как настоящие рукодельницы.

У художников получились отличные рубахи, которые украсили выставку для родителей.

Не остались в стороне и родители. Они вместе с детьми напекли блины, пироги, курники, пряники; изготовили и связали кукол, одежду для них; готовили атрибуты к сказкам, сшили народные костюмы для своих детей.

Осталось оценить изделия. Стоимость товара для младших дошкольников была обозначена на ценнике в виде кружков, а для старших детей — цифрами. Максимальная стоимость товара пять жетонов. Дети прикрепили ценники к изделию.

Украсили зал, нарядились в народные костюмы. К празднику все готовы.

Ярмарка прошла в ноябре. Весь честной народ на празднике развлекала Хозяюшка, то шуткой-прибауткой, то загадкой.

Кто такие Кузьма и Демьян, и почему в их честь назван праздник — Кузьминки поведали ребята из младшей группы. Также воспитанники презентовали пышные курники и домашние пироги, т. к. Кузьма и Демьян являются не только покровителями ремесла, но и покровителями семейного очага и кур.

Своё умение в рукоделии показали ребята из подготовительной группы, они оказались самыми проворными, вот кто с клубком и прялицей справляется ловко.

Инсценировку «Как рубашка в поле выросла» показали дети группы с задержкой психического развития. Ребята из средней группы в стороне от дел не стояли, своё мастерство всему народу показали. В их исполнении прозвучала песня «Во кузнице».

И снова — сюрпризный момент. Внимание присутствующих сосредоточено ещё на одних гостях праздника — скоморохах. Это воспитанники старшей группы показали представление кукольного театра «Балаган».

Заглянули на праздник к ребятам, услышав весёлый смех, Коробейники. На память всем участникам раздали сладкий приз: леденцы — петушки, как символ благополучия и достатка.

И вот настал кульминационный момент ярмарки. Тут развернулась настоящая торговля. Ребята «продавцы» прошли за торговые ряды и стали закличками зазывать к себе покупателей. А «покупатели» выбирали себе понравившийся товар и расплачивались жетонами. У кого заканчивались жетоны, их можно было заработать чтением стихотворения, пословицы или поговорки, а также загадыванием загадки.

Таким образом, каждый ребёнок по своей инициативе, пользуясь правом выбора, самостоятельно обменивал свои жетоны на товар. Ярмарка закончилась, дети остались довольны.

В ходе реализации образовательного проекта «Формирование социально-коммуникативных ценностей у детей дошкольного возраста через народную праздничную культуру» была проведена хлебная ярмарка «Край-каравай».

Литература:

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы — игры: уч.-метод. Пособие — СПб.: РЖ «Музыкальная Палитра», 2008.
  2. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М..1996.
  3. Праздники в детском саду. М., 2007.
  4. Замураева И. А., Леонова И. А. «Венок русской песни» статья из журнала «Музыкальный руководитель» ВЫП.4, 2010.
  5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. — Управление ДОУ. 2005 № 1.
  7. Соломенникова О. А. Радость творчества. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, поисковая деятельность, дошкольный возраст, интеллектуальная инициатива, образовательный проект, ребята, праздничная культура, родной край, старшая группа, цветная бумага.


Ключевые слова

поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива, социально-коммуникативная компетентность

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокуль...

Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Потенциал детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена потенциалу детско-юношеского общественного объединения в формировании социальной компетенции подростков. Проанализирован воспитательный потенциал детско-юношеских общественных объединений при формировании социально гармоничной личнос...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

В статье автор рассматривает подходы для организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления подходов в организации трудовой деятельности в соответствии с современными социокуль...

Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...

Задать вопрос