Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проект «Дружбой славимся. Ярмарка»

6. Внешкольная педагогика
26.11.2017
209
Поделиться
Библиографическое описание
Аверина, Н. Л. Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» / Н. Л. Аверина, А. И. Искаева, Н. Г. Решетова, Т. В. Шестакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13338/.


Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель -май)

Предмет исследования: традиции русского народа

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций и культуры русского народа через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку,

Задачи:

Образовательные:

– знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками, закличками;

– учить детей драматизации русских народных произведений; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора;

– знакомить детей с декоративно-прокладным творчеством русского народа;

– учить составлять узоры по мотивам гжельской, хохломской, дымковской росписи и русской матрешки;

– учить детей русским народным песням и танцам.

Развивающие: способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре, истории и жизни русского народа, создать условия для ознакомления детей и родителей с историей русского народа, формирования нравственных ценностей и духовных традиций; обобщить представление о ярмарке, развивать творческие способности детей в процессе реализации проекта;

Воспитывающие: воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям русского народа, воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ШРР «Малышок».

Участники проекта: дети 4–5 лет ШРР «Малышок», их родители, педагоги.

Образовательная область: познавательно — творческая.

Предполагаемый результат. Входе реализации проекта учащиеся приобретут качественные знания о культуре русского народа. Будет реализована исследовательская деятельность детей и взрослых — познание, истории, культуры и традиций русского народа. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народным промыслам и декоративно — прикладному искусству у детей должно появиться желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно должны уметь различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно — прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Словарный запас детей будет обогащен новыми терминами, понятиями и будет сформирована психологически комфортная среда.

Актуальность проекта: Ульяновск объединяет людей многих национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания. В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности. У русского народа устоявшаяся культура, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через доступную их возрасту форму народного праздника — ярмарку, сохраняющую лучшие традиции России. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественных произведений, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;

– образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);

– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);

– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре русского народа, через литературу, мультфильмы, декоративно-прикладное творчество.

II этап: разучивание и использование национальных игр, хороводов, песен.

III этап: создание предметов декоративно-прикладного творчества. на занятия по изобразительной деятельности.

IV этап: проведение русской ярмарки.

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая вразных видах деятельности.

Художественная литература

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Заучивание стихов.

— Загадывание загадок.

— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

— Чтение русских народных сказок

Изобразительная деятельность

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Народные промыслы», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

— Знакомство с декоративно-прикладным творчеством: Хохломой, Гжелью, русской матрешкой, дымковской игрушкой,

— Украшение бумажных силуэтов посуды хохломским и гжельскими узорами.

— Роспись бумажных силуэтов дымковских игрушек и матрешек.

Познавательная деятельность

Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Ярмарка». Составление кроссвордов, составление и решение задач на тему русских народных сказок. Знакомство с символикой города Ульяновска и народов Поволжья.

Музыкально– танцевальная деятельность

— Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

— «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

— Хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

— Частушки;

— Разучивание хоровода, танца «Кадриль» и флешмопа.

Разучивание подвижных игр: «Гонки на лошадях»; «Славная картошка!», «Карусель»; «Перетяни канат»

Перспективы.

– Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества.

– Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции русского народа.

– Духовное обогащение взрослых и детей, как следствие познания быта, традиций разных народов.

– Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Сценарий праздника в рамках проекта «Дружбой славимся»

«Ярмарка»

1 ведущая:

Читает стихотворение «Россия — Россия, края дорогие»

Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы завершаем проект «Дружбой Славимся». Этот проект реализовывался целый год в Школе Раннего Развития «Малышок». В первой половине года мы знакомили детей с традициями и обычаями народов Поволжья. А во второй половине года мы уже знакомили детей с традициями и обычаями русского народа. Мы пели с вашими детьми русские народные песни, играли в русские народные игры, читали им русские народные сказки и знакомили детей декоративно-прикладным творчеством. В нашем зале вы можете увидеть выставку из работ ваших детей. А сегодня мы покажем вам исконно русский национальный праздник «Ярмарка»

2 ведущая:

«Так уж у нас на Руси повелось,

чтобы весело всем и счастливо жилось,

чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

сам народ для себя шутки песни слагал!»

Выход Скоморохов под музыку.

1-й скоморох:

«Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!»

2-й скоморох:

«На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

И сказки до утра!»

3-й скоморох:

«Что душа твоя желает —

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!»

Песня «Русская ярмарка»

1 ведущая:

«Коробейники спешат! У них товары разные!

Нужные, отличные, вкусные, прекрасные!»

В зал входят коробейники с коробами.

  1. Я -веселый коробейник, предлагаю от души!

Покупайте карамельки, очень-очень хороши!

  1. У меня товар такой же, но совсем не хуже!

Вот орешки, шоколад — тоже очень нужен!

1. А вот сушки, бублики, цена-всего два рублика!

Вы их с радостью возьмете, с ними и чайку попьете.

2. Ленточки атласные все по цвету разные,

Булавки, иголки, в прическу приколки.

Румяна, помада- все это вам надо!

1 ведущая: «Не одна ярмарка не обходилась без присутствия медведя на ней. И на нашу Ярмарку пожаловали Медведь с поводырем. Поприветствуем их».

Поводырь смедведем.

Расступись, народ честной.

Идет медведюшка со мной,

Много знает он потех.

Будет шутка, будет смех.

Медведюшка, ты танцевать умеешь?

Танец медведя.

1ведущая: «А наши дети тоже умеют танцевать и сейчас вместе с вами гости дорогие заведут хоровод».

Русский хоровод.

1 ведущая: «К нам на Ярмарку пожаловали две подружки-веселушки. Давайте послушаем, что они нам расскажут».

Две девочки — Даниловна иГавриловна:

«Мы потешницы старушки — неразлучные подружки:

Я — Даниловна

Я — Гавриловна.

Неразлучные подружки мы живем в одной избушке.

Да, Даниловна,

Да, Гавриловна

Во лесочке, во лесочке, а избушка –то на кочке.

Да, Гавриловна.

Да, Даниловна,

Вся блинами оббита, да оладьями покрыта.

Да, Даниловна,

Да, Гавриловна,

А ограда-то кругом — пирожки с творогом.

Да, Гавриловна

Да, Даниловна,

Мы старушки –веселушки поглядеть пришли на вас.

Да, Даниловна.

Да, Гавриловна.

Расскажите, как живете, как танцуете, поете?

Да, Гавриловна

Да, Даниловна».

Девочки садятся.

Выходят две девочки:

«Наши бабушки забыли

Как они кадриль водили,

Ну а мы для всех сейчас,

Заведём весёлый пляс!»

Танец «Кадриль»

1 ведущая: «Ребята обычно на ярмарках ставились различные сценки, инсценировались различные сказки, устраивались спектакли. И сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Золотое яичко».

Сценка «Золотое яичко»

1 ведущая: «Выходите соседки скорей частушки петь».

Частушки.

1ведущая: «Мы закрываем ярмарку сейчас!

Приятно было вместе веселиться!

Пусть будет настроение у вас

И радостью сияют ваши лица!»

Русский флеш-моб

Под музыку песни «Ярмарка»дети покидают зал

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н. Е. Вераксы.
  2. Бабынина Т. Ф., Хабибуллина И. З., Харисова Н. И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ под редакцией Кондрыкиной Л. А., — М. ТЦ СФЕРА, 2004.
  5. Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» Гжель, Хохлома, Дымка. М., Мозаика — Синтез. 2005.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный