В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе, скрининговый тест школьной зрелости были выявлены уровни готовности. Исходя из полученных результатов, были сделаны выводы о том, что большинство детей дошкольного возраста нуждаются в систематических занятиях, которые будут направлены на повышение уровня психологической готовности к обучению.
Ключевые слова: старший дошкольник, психологическая готовность, психология, готовность ребенка к обучению
Один из главных вопросов рассмотрения психического развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. На сегодняшний день это является актуальным. Подготовка ребенка к школе, является задачей многогранной, которая охватывает все сферы жизни каждого ребенка.
Говоря о психологической готовности дошкольника к обучению, следует понимать сложное новообразование, которое предполагает высокий уровень развития сфер жизни ребенка. Стоит сделать акцент на двух моментах психологической готовности. Это мотивационная и интеллектуальная готовность к обучению в школе. От того насколько они сформированы у ребенка, зависит его адаптация к обучению, приспособление к новым условиям, к новому коллективу и к тем требованиям, которые будут предъявляться ребенку в школе.
Мотивационная (личностная) готовность к школьному обучению. Многих взрослых, чьи дети являются старшими дошкольниками, возникает вопрос: как научить чему-то ребенка, если сам он этого не хочет? И родители приходят за помощью к учителям, воспитателям, психологам. Чтобы ребенок имел успехи в учебе, нужно, чтобы у него самого было свое стремление. Стремление к новой школьной жизни, к учебным занятиям, поручениям. Но чтобы это желание было у ребят, необходимо участие семьи и поддержка близких взрослых. Влияет и участие других детей, что ведет к формированию внутреннего «Я» самого дошкольника. [3]
Таким образом, изучение вопроса психологической готовности дошкольника к обучению в школе связано с возникновением новых форм коммуникации с окружающими, в круг которого входят взрослые и сверстники. Все это коренным образом меняет отношение к самому себе, так как основной чертой этих форм — произвольность. А другая особенность заключается в ситуативных взаимоотношениях ребенка, которые подчиняются логики правилам всей ситуации как некой целостной структуры. [2]
Все сказанное выше, ставит перед педагогами дошкольного образования задачи поиска эффективных средств подготовки детей к обучению.
Для исследования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе были взяты воспитанники из ГБОУ д/с «Лад» г. Похвистнево.
Всего было взято 28 детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы. Дети, принимавшие участие в исследовании, имеют возраст от 5 лет 8 мес. до 6 лет 5 мес. Все дети живут совместно с родителями. Все жилищные условия в данных семьях соответствуют санитарным нормам. Большинства детей имеют свои комнаты. Все дети растут в любви, ласки и уважении к ним. Со стороны родителей над детьми наблюдается надлежащий уход.
Наблюдая за отношениями между детьми в группе, можно сказать, что они спокойные, на доброжелательной основе. Конфликтов не наблюдалось. Большая часть детей активные, общительные, веселые, жизнелюбивые. Встретив незнакомого человека, со стороны детей наблюдалось смущение, которое вскоре быстро прошло, и дети вновь вступили в контакт. Познавательный интерес на занятиях отмечался на среднем уровне.
Интерес детей направлен на опытно-экспериментальную работу. Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста осуществляется через взаимосвязь с социальными институтами. Воспитанники часто посещают библиотеки, музеи города. Ребята с удовольствием оказывают помощь взрослым, которое наблюдается в дежурстве, выполнения трудовых поручений в группе. Дети проявляют самостоятельность, когда собираются на прогулку. Они без помощи взрослых одеваются, раздеваются, приводят в порядок свою одежду.
После прочтения детям сказки «Коза-дереза», им было предложено задание: пересказать прочитанное. Большинство детей последовательно, с использованием простых фраз, приближенных к тексту, с этим заданием справились. Воспитанники могут назвать свою любимую сказку, прочитать небольшое по объему стихотворение, рассказать считалку. При работе с сюжетными картинками (дом, сом, шар, торт, гусь), ребятам было предложено задание: выделить первый звук. С этим заданием справилось большинство ребят: 18 детей (64 %). Рассматривая выставку книг — сказок А. С. Пушкина, воспитанники проявляли интерес к иллюстрациям. Некоторые из ребят (14 детей — 50 %), вспомнили содержании сказок, которые читали им взрослые. Такими произведениями стали: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Наблюдая за деятельностью ребят на занятиях, видно, что мальчики предпочитают конструировать, играть с машинками, строить детали, складывать кубики. А девочки рисуют, складывают различные пазлы, играют с куклами, игрушками, в сюжетно-ролевые игры.
С ребятами были проведены методики, направленные на исследование формирования психологической готовности к обучению. Детям было предложено: ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; тест определения готовности к школе (методика Л. А. Ясюковой), «Скрининговый тест школьной зрелости» О. В. Соколовой, В. И. Чиркова.
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека».
Количество детей — 28 человек. Из них 18 мальчиков, 10 девочек. На рис.1 показаны результаты исследования.
Рис. 1. Распределение уровня готовности к обучению по методике определения готовности к школе Керна — Йирасека
Как видно из результатов данной методики, большинство ребят показали средний уровень готовности к обучению. Их составило 57 % (16 детей).
Низкий уровень показали 5 детей, что составило 18 %. Это означает, что дошкольникам необходима коррекционно-педагогическая работа, которая должна осуществляться за счет учения через деятельность, имеющая для ребенка интерес.
Средний уровень был отмечен у 16 воспитанников, что составило 57 %. Ребята не всегда могут выделить существенные признаки предметов, и нуждаются в помощи взрослого.
25 % (7 детей) составил высокий уровень. Воспитанники готовы принять новое социальное положение, принимать новые социальные роли. При ответах на вопросы дети используют в своей речи достаточное количество слов из школьной лексики.
Таким образом, можно сказать, психологическая готовность к обучению сформирована лишь у 7 воспитанников.
- Методика Л. А. Ясюковой.
Количество детей — 28 человек. Из них 18 мальчиков, 10 девочек. На рис. 2 показаны результаты исследования.
Рис. 2. Распределение уровня готовности к школьному обучению по методике определения готовности к школе (Л. А. Ясюкова)
Низкий уровень показали 10 детей, что составило 36 %. Данный результат говорит о недостаточном развитии психических процессов. Поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на следующий год.
Средний уровень был отмечен у 15 воспитанников. Это составило 54 %. Такой уровень типичен для детей, которые поступают в школу.
Малый процент воспитанников составил высокий уровень. Он был отмечен у 3 воспитанников, что составило 10 %. Такой результат говорит о незаурядности ребенка. Детям такого уровня необходимы не только обычные образовательные программы, но и гимназические.
- «Скрининговый тест школьной зрелости» О. В. Соколовой, В. И. Чиркова.
Количество детей — 28 человек. Из них 18 мальчиков, 10 девочек. На рис. 3. показаны результаты исследования.
Рис. 3. Распределение уровня готовности к школьному обучению по методике определения готовности к школе «Скрининговый тест школьной зрелости» О. В. Соколовой, В. И. Чиркова
Таким образом, низкий уровень наблюдался у 6 воспитанниках, что составило 21 %. Ребенок при выполнении заданий, допустил более двух ошибок, речь бедная, грамматически несвязная. Используются односложные предложения.
Средний уровень составил 54 % детей (15). При выполнении заданий, ребенок совершал одну ошибку. Речь ребенка грамматически связная, но не всегда развернутая. Однако, бедный словарный запас.
Высокий уровень показали 7 воспитанников, что составило 25 %. Ребенок может самостоятельно выстраивать правильную логическую последовательность событий. Ошибок практически не отмечалось. Речь грамотная, развернутая. Наблюдается богатый словарный запас.
Обобщив все результаты трех представленных методик был выявлен общий уровень психологической готовности к обучению.
Низкий уровень — 25 % (7 детей), средний уровень — 61 % (17 детей), высокий уровень — 14 % (4 ребенка).
Таким образом, исходя из результатов данных методик, можно сделать вывод о том, что детям, который имеют низкий или средний уровни необходимы систематические занятия, которые будут направлены на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.
Литература:
- Божович Л. И. Этапы формирования личности. — М. Педагогика, 2010. — 166 с.
- Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2012.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю Кулагина. — М.: ТЦ Сфера. — 2014. — 464 с.
- Смирнова Б. О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания. — М.: МГУ, 2011. — 98 с.