Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Белоглазова Н. А., Борзенкова О. А. Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/149/41594/ (дата обращения: 19.06.2018).



В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.

Ключевые слова: интеграция, интеграция предметных областей, интегративный подход, интегрированный урок

Проблема обучения и воспитания младших школьников актуальна с теоретической и практической точки зрения. В обозначенном контексте можно выделить аспект интеграции образовательного процесса в начальных классах.

Современная начальная школа нуждается в создании интегрированных курсов, которые объединяют различные предметные области и построены на разных концептуальных основах.

В исследованиях И. Ю. Алексашиной, О. А. Борзенковой, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Груздевой, Л. Е. Журовой, Н. Б. Истоминой, А. М. Пышкало, И. Т. Суравегиной, Л. В. Тарасова, А. Л. Чекина и др. затрагиваются дидактические пути интеграции в обучении детей 5–10 лет.

Интегративные тенденции в обучении младших школьников рассмотрены в исследованиях профессора А. К. Артемова. Теоретической основой его интегрированной методики выступают закономерности процесса обучения, опирающиеся на конкретное предметное содержание, подлежащее изучению в начальной школе [1].

В проекте нового учебного плана представлены интегративные образовательные области (Русский язык. Родной язык и Литературное чтение; Математика и информатика; Обществознание и естествознание (Окружающий мир) и др.); прописаны основные требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и обоснованы интегративные результаты их реализации [6].

В настоящее время в системе начального образования особое внимание уделяется интегрированному обучению.

Рассмотрим значимые для нашего исследования понятия: «интеграция», «интегративный подход», «интегрированный урок».

Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. В психолого-педагогических исследованиях под интеграцией понимают процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате чего возникают новые свойства, не присущие отдельным элементам (Гилязова О. Г., Сидоренко В. К., Зимняя И. А, и др.).

Рассматривая процесс обучения, здесь понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающего целостного представления об окружающем мире (интеграция выступает целью образовательного процесса); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения) [3].

Особенность интеграции в образовании заключается в формировании продуктивной личности.

Вслед за Н. С. Светловской, под интеграцией следует понимать создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебные предметы, виды деятельности и др.) [5].

В педагогической литературе прописаны три уровня интеграции: внутрипредметная — интеграция знаний и умений внутри отдельных дисциплин учебного плана; межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин; транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [3; 4].

Основные формы интеграции показаны в таблице.

Таблица 1

Формы интеграции (Источник: И.А.Зимняя, Е.В.Земцова) [4]

Основные формы интеграции

Полная – слияние учебного материала в едином курсе

Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав

Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами

Примечание: интеграцию необходимо осуществлять с блоковой формы, рассчитанной на четверть, полугодие или год.

Под интегративным подходом понимают целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов и др., в результате чего создается новое качество. Данная точка зрения обозначена в исследованиях И. А. Зимней, Е. В. Земцовой [4].

Интегративной основой объединения разных предметов, изучающих человека, может выступать идея использования окружающего мира.

В обозначенном контексте перспективным является рассмотрение интеграции предмета «Окружающий мир» с другими предметами школьного курса.

Интеграция при изучении окружающего мира с другими предметами способствует обогащению всех курсов, их значимости и целенаправленности, взаимопроникновению содержательных линий и др.

Организовать грамотно работу с младшими школьниками по реализации интегративного подхода на уроках — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методического мастерства [1; 2].

Рассмотрим специфику реализации интегративного подхода на уроках в начальной школе.

Реализация интегративного подхода в обучении младших школьников — это актуальная потребность современной системы образования и одно из требований ФГОС НОО [6].

Интегрированный урок является значимым звеном в реализации интегративного подхода.

Уроки такого вида способствуют, в первую очередь, формированию целостной картины мира; стремлению к самостоятельному поиску; интеграции различных научных областей; формированию универсальных учебных действий; развитию продуктивного мышления обучающихся; созданию положительного эмоционального фона образовательного процесса.

Литература:

1. Артемов А. К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. Самара: СамГПУ. — 1999. – С. 29.

2. Борзенкова О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 255 с.

3. Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киров, 2000. — 177 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/ApMn48, свободный.

4. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.

5. Светловская Н. С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. — 1990. — № 5. — С. 57–60.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. на 2011 г. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. [Электронный ресурс] режим доступа: 10.05.2013.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, образовательный процесс, интеграция, начальная школа, учебный материал, учебный план, основная форма интеграции, интегрированный урок, обозначенный контекст, область.


Ключевые слова

интеграция, интегративный подход, интегрированный урок, интеграция предметных областей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос