Лица, связанные между собой определенной степенью родства, вправе, а иногда обязаны заключить между собой соглашение о материальном содержании (алиментное соглашение). Такое соглашение, как правило, заключается непосредственно между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. Но иногда оно может быть заключено между законными представителями указанных лиц. Так, подобное происходит тогда, когда речь идет о недееспособности (в силу возраста либо психических отклонений) лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов.
Лица, являющиеся ограниченными в своей дееспособности, в свою очередь, могут заключать алиментное соглашение только с разрешения своих законных представителей.
В юридической литературе совершенно справедливо подмечается тот факт, что соглашение об уплате алиментов также как и любое другое соглашение, заключенное добровольно, имеет целый ряд преимуществ по сравнению с алиментными обязательствами, которые выполняются в принудительном порядке. Так, в соглашении могут быть предусмотрены определенные ситуации, конкретные обстоятельства, которые могут быть не учтены в случае определения выплаты по закону алиментов. В соглашении об уплате алиментов можно предусмотреть необходимые условия и подходящий порядок передачи алиментных платежей, сроки и способы выплат, а также порядок и условия индексации алиментных платежей. Кроме того, в таком соглашении могут быть обговорены вопросы ответственности при неисполнении возложенных на стороны обязательств, и иные положения. Еще одним преимуществом заключения алиментного соглашения является то, что размер алиментов может быть выше установленного законом.
Алиментное соглашение может быть заключено исключительно в письменной форме с соблюдением нотариального удостоверения. Обязательное нотариальное удостоверение позволяет произвести принудительное исполнение по алиментному соглашению без каких-либо процессуальных сложностей, поскольку, как известно, заключенное в таком виде соглашение имеет силу исполнительного листа. Следовательно, для осуществления взыскания в принудительном порядке по такому соглашению достаточным является его направление администрации предприятия, в котором работает обязанное по выплате алиментов лицо, или судебному исполнителю для взыскания алиментов в таком же порядке, в каком взыскиваются алименты на основании исполнительного листа, выдаваемого посредством вынесения судебного решения. Исходя из смысла законодательных положений можно прийти к выводу о том, что выдачи другого рода исполнительных документов, по всей видимости, не требуется.
Следует отметить, что преимуществом алиментного соглашения является также то, что удержания, основанные на соглашении, возможны даже в тех случаях, если размер удержаний заработной платы или иного дохода обязанного по выплате алиментов составляет половину или превышает ее (более пятидесяти процентов). Правильность и своевременность осуществления алиментных удержаний контролируется со стороны судебного исполнителя.
Несоблюдение письменной нотариальной формы алиментного соглашения в общем порядке влечет его ничтожность, что подразумевает под собой отсутствие каких-либо юридических последствий. Однако в некоторых случаях, если соглашение об уплате алиментов, заключенное в письменной форме не имеет нотариального удостоверения, в то время как одна из сторон уклоняется от нотариального удостоверения соглашения, в судебном порядке, по требованию стороны, фактически приступившей к его исполнению, оно может быть признано действующим. Следствием принятия такого решения судом выступает отсутствие необходимости в последующем нотариальном удостоверении такого соглашения.
Как видно из вышеизложенного, взыскание алиментов на основании заключенного соглашения является преимущественным перед взысканием их в судебном порядке. Причем заключение соглашения выступает выгодным решением, как для обязанной, так и для управомоченной по требованию выплаты алиментов стороны. К тому же соглашение о выплате алиментов не может содержать ухудшающих по сравнению с законодательством положений. К примеру, если в соглашении о передачи алиментов в пользу несовершеннолетнего ребенка предусмотрена выплата алиментов в размере ниже установленного законодателем размера алиментов, указанная часть соглашения должна быть признана ничтожной, что означает невозможность уменьшения суммы того размера средств, который управомоченное лицо могло бы получить при взыскании алиментов посредством предъявления иска в суд. Таким образом, законодателем осуществляется защита материальных прав и законных интересов несовершеннолетних детей от различного рода ущемлений в данной сфере.
Соглашение об уплате алиментов обладает специфическими чертами, которые присущи только ему и позволяют отграничить его от другого рода соглашений. Субъектами алиментного соглашения могут являться исключительно связанные родственными узами или приравненными к ним узами лица, одно из которых, как уже отмечалось выше, является управомоченным по получению алиментов, а другое — обязанным по их передаче.
Несмотря на то, что законодательные положения об алиментном соглашении существуют уже сравнительно давно и практика заключения такого рода соглашений получила широкое распространение во всем мире и учеными — правоведами на протяжении длительного периода достаточно тщательно исследуется правовая природа алиментного соглашения, по данному вопросу все еще не наблюдается единства мнений. Так, по этому поводу в юридической литературе абсолютно верно делается указание на отсутствие легального определения алиментного соглашения, несмотря на то, что данному вопросу посвящена целая глава Семейного кодекса. Трудно согласиться с категоричным мнением Е. Ю. Костюченко о том, что моментом возникновения алиментного обязательства является момент заключения алиментного соглашения и, следовательно, с тем, что субъективные права и обязанности приобретаются сторонами с момента заключения указанного соглашения, поскольку существуют случаи, когда для возникновения алиментных обязательств не требуется ни алиментного соглашения, ни судебного решения. Доказательством сказанного являются алиментные обязательства между родителями и детьми, которые возникают с момента рождения ребенка, что подтверждается законодателем и представляется абсолютно справедливым.
Еще Е. М. Ворожейкин в свое время отмечал, что правоотношения по алиментированию несовершеннолетнего ребенка возникают в момент рождения ребенка, а прекращается по достижении им совершеннолетия.
Следует также признать справедливость доводов М. В. Антокольской, связывающей момент возникновения правоотношений между родителями и ребенком с моментом его рождения независимо от времени установления происхождения ребенка. Причем в случае неисполнения обязательств по содержанию несовершеннолетнего ребенка его родителями, как отмечает С. Н. Тагаева, в их отношении могут быть применены как меры административной, так и меры уголовной ответственности.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что моментом возникновения алиментного обязательства между родителями и ребенком не может являться момент заключения алиментного соглашения, поскольку обязательства по алиментированию ребенка существовали и до момента заключения соглашения. Причем указанного рода алиментные обязательства могут существовать и существуют независимо от наличия либо отсутствия заключенного алиментного соглашения. Спорным является также вопрос, касающийся отнесения алиментного соглашения к одной из разновидностей гражданско-правовых договоров. У данной позиции имеются как сторонники, так и ярые противники, что совсем не удивительно, поскольку, с одной стороны, соглашение об уплате алиментов прямо отнесено законом к гражданско-правовым договорам, а с другой – упомянутое соглашение имеет ярко выраженные специфические, присущие только данному виду договора, черты.
О. В. Капитовой совершенно справедливо подмечено то, что соглашение по уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка не направлено ни на возникновение, ни на изменение, ни на прекращение прав и обязанностей, поскольку последние возникли независимо от заключения соглашения и воли сторон вообще, как нами уже было отмечено выше. Но в то же время не следует забывать о том, что алиментное соглашение может предусматривать единовременную выплату алиментов или передачу имущества в счет алиментов. К тому же сторонами в соглашении может быть предусмотрена передача выплат, превышающих по своему размеру сумму выплат, установленных в указанном случае законодателем. Безусловно, алиментное соглашение обладает рядом отличительных черт, присущих только ему. Однако то же самое можно сказать и о других видах гражданско-правовых договоров. Так, к примеру, предпринимательский по своей природе договор коммерческой концессии (франчайзинг), обладая отличительными чертами, все же считается разновидностью гражданско-правовых договоров. На основании всего вышеизложенного думается, что соглашение о выплате алиментов все же можно отнести к разновидности гражданско-правовых договоров.
Вокруг вопроса о субъектном составе алиментного соглашения также возникает множество разнообразных споров. Так, по этому поводу мнения ученых-правоведов разделились на две основные точки зрения.
Приверженцы первой точки зрения отмечают, что алиментное соглашение может заключаться только между лицами, строго определенными в Семейном кодексе.
К таковым, как известно, относятся:
− родители и дети (ст. 80, 84, 85, 86, 88 СК РТ);
− супруги (ст. 90 СК РТ);
− бывшие супруги (ст. 91 СК РТ);
− добросовестный супруг в случае признания брака недействительным (ч. 4 ст. 31 СК РТ);
− братья и сестры (ст. 95 СК РТ);
− бабушки (дедушки) и внуки (внучки) (ст. 96, 97 СК РТ);
− отчимы (мачехи) и падчерицы (пасынки) (ст. 98 СК РТ);
− усыновители и усыновленные (ст. 137 СК РТ);
− бывшие усыновители и усыновленные (ч. 4 ст. 143 СК РТ);
Следует отметить, что приведенный перечень не подлежит расширенному толкованию и является исчерпывающим. Сторонники второй точки зрения считают, что соглашение об уплате алиментов может быть заключено и между лицами, о которых не идет речи в законодательстве.
Между тем, отдельные ученые в свою очередь считают, что заключение подобного рода соглашения возможно, что, однако, по их мнению, не позволяет считать его алиментным, поскольку отсутствуют некоторые соответствия его признакам и условиям. Так, О. А. Давыдова в своем диссертационном исследовании, посвященном вопросам алиментов, приводит пример, когда несовершеннолетний эмансипированный ребенок не имеет права заключить соглашение, которое признавалось бы алиментным.
Заключенное соглашение, по мнению автора, считается гражданско-правовым договором о материальном содержании. О. В. Капитовой в свою очередь делается указание на возможность заключения соглашения о передаче средств по содержанию в силу аналогии закона между лицами-родственниками и иными лицами, о которых не упоминается в Семейном кодексе. К примеру, ею обращается внимание на возможность заключения такого соглашения между: 1. Родителями и совершеннолетними трудоспособными детьми по предоставлению содержания первыми вторым; 2. Лицами, которые состоят в фактическом (не зарегистрированном) браке и т. д. Такого рода соглашения, по ее мнению, хотя и имеют право на существование, но, тем не менее, не могут претендовать на получение статуса алиментного и относятся к «безымянным» гражданскоправовым договорам.
На наш взгляд, любое соглашение по содержанию, заключенное между родственниками, пусть даже прямо не указанными в семейном законодательстве, представляет собой алиментное соглашение. К примеру, весьма распространенным как в Республике Таджикистан, так и в Исламской Республике Иран является оказание материальной поддержки со стороны дяди (тети) в пользу своих племянников (племянниц) и наоборот. Говоря о связи указанной категории родственников, нельзя обойти вниманием религиозные аспекты, с каждым годом приобретающие все большее значение. Подтверждением важности родственных уз между дядей (тетей) и племянником (племянницей) являются положения Хидои о том, что если умирает мать малолетнего, то право хизаната (воспитания ребенка) в отсутствие бабки или родной сестры несовершеннолетнего по мусульманскому праву переходит к тетке по матери. Не зря великим Пророком было сказано: «Тетка по материнской линии должна быть почитаема как мать».
Если же нет тетки по матери, то указанное право переходит к тетке по отцу.
Следовательно, думается, что при желании между указанными лицами вполне может быть заключено соглашение по алиментированию, учитывая влияние норм мусульманского права на жизнедеятельность граждан Республики Таджикистан и также граждан Исламской Республики Иран.
Многими учеными-правоведами делается указание на наделенную законодателем правом требования возможность предоставления выплат по содержанию. Думается, что в действительности никто не может запретить человеку заключить подобное соглашение, поскольку выплаты в данном случае будут осуществляться на добровольной основе. Однако в данном случае встает вопрос о целесообразности заключения такого соглашения, поскольку, как известно, лицо при желании вправе осуществлять материальную поддержку другого лица и без заключения какого-либо соглашения, ведь на его заключение будут потрачены лишнее время и материальные средства.
На наш взгляд, существо заключаемого соглашения в данном случае зависит от намерений и основной цели, преследуемой сторонами при заключении соглашения. Если целью соглашения является именно безвозмездная передача материальных средств на содержание или взамен его, осуществляемая между родственниками или лицами, приравненными к ним, то такое соглашение можно назвать алиментным. В других же случаях речь может идти об иного рода гражданско-правовых договорах.
К примеру, совсем другое дело, когда в силу различного рода обстоятельств такое соглашение заключается между совершенно чужими людьми. Здесь речь, конечно, уже не будет идти о принятии на себя обязательств по алиментированию в силу кровного родства. Одним из примеров такого соглашения может являться договор ренты. По договору ренты одна сторона (лицо получающее ренту) передает противоположной стороне (лицу, осуществляющему платеж ренты) имущество в собственность, а плательщик ренты же в свою очередь принимает на себя обязательства по систематическому осуществлению передачи выплат получателю ренты в обмен на полученное имущество в виде определенной денежной суммы или предоставления средств на его содержание в другой форме.
Причем передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым, и передаваться как за определенную плату, так и бесплатно. Как мы видим, между указанными договорами достаточно много общего, но еще больше отличного. Причем приведенный пример не является единственным, существуют и другие виды гражданско-правовых договоров по содержанию, в силу своей природы не относящиеся к алиментным соглашениям.
Как нами уже было отмечено выше, соглашение о передаче алиментов представляет собой соглашение, заключаемое на добровольной основе. Но в некоторых случаях законом предусмотрен принудительный порядок заключения алиментного соглашения. В связи с тем, что могут возникнуть проблемы в случаях, когда алиментнообязанное лицо выезжает на постоянное место жительства в страну, с которой Республикой Таджикистан не было заключено договора, который бы предусматривал признание и исполнение решений суда о передаче алиментов, законодатель при помощи положений ст. 119 СК РТ обязывает выезжающих из страны лиц заключить с другими членами семьи соглашение об уплате алиментов.
Алиментные правоотношения, предусмотренные соглашением, могут со временем прекратиться. Как отмечается в юридической литературе, обязательства по передаче алиментов, установленные специальным соглашением, могут быть прекращены в следующих случаях:
1) смерть одной стороны;
2) истечение срока действия заключенного соглашения;
3) расторжение соглашения о передаче алиментов по общему согласию сторон в той же форме, что и само соглашение об уплате алиментов;
4) единовременная уплата алиментов;
5) по другим основаниям, оговоренным в соглашении о передаче алиментов.
Литература:
- Сальван Т. Алименты без исполнительного листа: приказ и соглашение // Практический бухгалтерский учет. 2008. № 4 // СПС «Гарант» (дата обращения: 20.02.13 г.).
- Крылова Т. И. Ответственность при неисполнении алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних как способ защиты семейных прав // Российская юстиция. 2007. № 11 // СПС «Гарант» (дата обращения: 23.02.13 г.).
- Звенигородская Н. Ф. Проблемы исполнения договоров, предусмотренных семейным законодательством // Закон. 2007. № 5 // СПС «Гарант» (дата обращения: 23.02.13 г.). Джандарбек Б. А. Указ. соч. С. 158.
- Глава 16 Семейного кодекса Республики Таджикистан посвящена вопросам алиментного соглашения.
- Костюченко Е. Ю. Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству России и Германии: сравнительно-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 131. Ворожейкин Е. М. Указ. соч. С. 47.
- Ворожейкин Е. М. Правовые основы брака и семьи. М.: Юрид. лит., 1969. С. 110.
- Антокольская М. В. Семейное право: учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 194.
- Химатов Х. Н. Правовое регулирование имущественных отношений супругов: проблемы и перспективы развития. С. 118; Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 3 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2005. С. 569.