К вопросу о минимальном размере алиментов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.10.2018

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Мордвинова, Е. Е. К вопросу о минимальном размере алиментов / Е. Е. Мордвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53279/ (дата обращения: 17.12.2024).



Семейное законодательство России в силу статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации исходит из обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, в связи с чем, суды при рассмотрении гражданских дел о взыскании алиментов в твердой денежной сумме, определяя размер алиментов, подлежащих взысканию, чаще всего руководствуются суммой прожиточного минимума на несовершеннолетнего ребенка, установленного в соответствующем регионе. Поэтому не раз высказывались предложения об установлении минимального размера алиментов, которые родители обязаны были бы уплачивать на содержание несовершеннолетнего ребенка. [5, 6, 7]

Авторы проекта Концепции совершенствования семейного законодательства обосновывают необходимость законодательного установления минимального размера алиментов тем, что размер алиментов, назначаемых судом, в большинстве случаев, не только значительно ниже прожиточного минимума, но и часто составляет столь незначительную сумму, что она не может обеспечить содержание ребенка. [8]

Анализ статистических данных показывает, что среднедушевой денежный доход населения в 2015 г. составил 30 466,60 рублей в месяц, в 2016 году данный показатель незначительно вырос до 30 744,40 рублей в месяц, в 2017 г. — 31 477,40 рублей в месяц. Вместе с тем, количество населения, имеющее среднедушевой доход ниже среднего по Российской Федерации (до 30 000 рублей) составляет в 2015 г. 64,2 %, в 2016 г. — 63,7 %, в 2017 г. — 62,5 %, при этом, 5,5 % населения имеет доход, не превышающий 7000 рублей в месяц (в 2017 г.). Статистикой отражено, что, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается стабильно высокой: 13,3 % населения в 2015 и 2016 гг. (19,5 миллионов человек при прожиточном минимуме 9701 руб. в 2015 г. и 9828 руб. в 2016 г.), 13,2 % в 2017 году (19,3 миллиона человек при прожиточном минимуме 10088 руб.) [3]. Следует констатировать, что уровень платёжеспособности абсолютного большинства граждан является достаточно низким, что в определенной степени объясняет ситуацию, в которой надлежащее исполнение обязательства по выплате алиментов становится невозможным.

Е. А. Усачева справедливо отметила, что «безоглядное применение судами п. 1 ст. 81 СК РФ в действующей редакции влечет за собой множество проблем: в частности, существенно превосходящий потребности ребенка размер алиментов, взыскиваемых с родителя, имеющего высокий уровень дохода, в конечном итоге приводит к обогащению за счет алиментов родителя, с которым ребенок проживает; с плательщиков, имеющих низкий официальный доход, напротив, взыскиваются алименты, не покрывающие даже первоочередных потребностей детей». [6, с. 21–25]. По мнению Е. А. Усачевой следует провести комплексное реформирование системы взыскания алиментных платежей, а в первую очередь, установить минимальный размере алиментов, равный половине прожиточного минимума для детей в Российской Федерации. Вместе с тем, как справедливо отметила Т. В. Шершень, при имеющемся уровне доходов населения «иллюзорно выглядят концептуальные предложения об установлении минимального размера алиментов, присуждаемых на несовершеннолетних детей, в привязке к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России либо в зависимости от официального прожиточного минимума для ребенка в субъекте Российской Федерации» [7, с. 20–24], поскольку размер денежных средств, взыскиваемых в указанном минимальном размере, не обеспечит даже базовых потребностей ребенка. Действительно, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по России для детей составляет 9959 рублей в месяц в I квартале 2018 г. (соответственно, ½ — 4979,5 руб. в месяц) [3]; в Пермском крае величина прожиточного минимума в среднем на душу населения для детей составляет 10 289 рублей в месяц во II квартале 2018 г. (соответственно, ½ — 5144,5 руб. в месяц) [4], чего явно недостаточно для обеспечения удовлетворения базовых потребностей ребенка, его достойного содержания и развития.

Возражая относительно вопроса установления минимального размера взыскиваемых алиментов, М. В. Антокольская полагает, что законодательное установление минимального размера алиментов, подлежащих взысканию, имеет существенный недостаток. По ее мнению, «несмотря на то, что родители обязаны предоставлять своим детям достаточное содержание, в современном демократическом обществе нет никакой возможности заставить их это сделать» [1, с. 330]. Однако, Российская Федерация, позиционируя себя социальным государством, приняла на себя обязательства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). В конституционно-правовом смысле достойная жизнь — это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. [2, с. 28]. В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка» Российская Федерация возложила на себя обязательства по признанию за каждым ребенком права на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Государства — участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства — участника, так и из-за рубежа (п. 4 ст. 27 Конвенции). Таким образом, именно государство должно оказывать всеобъемлющую поддержку родителям в осуществлении ими обязанности по надлежащему содержанию детей, предоставлению им условий для всестороннего развития и повышению их уровня жизни. При этом, для сохранения и повышения качественного уровня жизни, как детей, так и их родителей, государство обязано проводить политику в экономической сфере, направленную на создание новых рабочих мест и последовательное повышение уровня доходов всех категорий населения. Только при условии обеспечения государством развития рынка труда, обеспечении граждан рабочими местами, сглаживании разрыва между доходами граждан, мы можем говорить об установлении минимального размера алиментов. Решение проблемы снижения размера алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетнего ребенка, по причине снижения уровня доходов плательщика по мнению Т. В. Шершень «видится не только и не столько в установлении на законодательном уровне минимального размера алиментов в пользу несовершеннолетних детей… сколько в реальном повышении материального благосостояния каждого работающего в России». [7, с. 20–24] Идею законодательного закрепления минимального размера алиментов не следует отбрасывать, вместе с тем, минимальный размер алиментов, на наш взгляд, нельзя привязывать к таким показателям, как минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум. По нашему мнению, для определения минимального размера алиментов следует провести масштабный статистический анализ уровня ежемесячного дохода граждан, а также уровня расходов, которые несут родители на содержание, воспитание и обучение ребенка. Исходя из среднего размера расходов, которые родители несут на содержание детей (в том числе на питание, одежду, дополнительные занятия, образование, спортивные секции и др.), должен определяться и минимальный размер алиментов.

Литература:

  1. Антокольская М. В. Семейное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 432 с.
  2. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М. П. Авдеенкова, А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю. А. Дмитриев, науч. ред. Ю. И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М., Статут. 2013. 688 с.
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#. (дата обращения 14.08.2018 г.).
  4. Постановление Правительства Пермского края от 25.07.2018 г. № 422-п Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2018 года // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. № 29. 30.07.2018.
  5. Пьянкова А. Ф. Баланс интересов в алиментных правоотношениях // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 77–87.
  6. Усачева Е. А. Минимальный размер алиментов: направления совершенствования законодательства на основе зарубежного опыта // Семейное и жилищное право. 2014. № 6. С. 21–25.
  7. Шершень Т. В. Проблемные вопросы принудительного исполнения решений судов о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей: теоретический и практический аспекты // Российский судья. 2013. № 3. С. 20–24.
  8. Экспертное заключение по проекту концепции совершенствования семейного законодательства российской федерации и предложений по совершенствованию семейного законодательства. Принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 07.07.2014 № 132–1/2014. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 05.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): минимальный размер алиментов, прожиточный минимум, Российская Федерация, размер алиментов, несовершеннолетний ребенок, ребенок, родитель, достойная жизнь, законодательное установление, Россия.


Задать вопрос