Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Коробкина Е. Г. Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 622-624. — URL https://moluch.ru/archive/148/41857/ (дата обращения: 26.05.2018).



Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В крупных городах вопросы получения детьми с ОВЗ образования, оказания им коррекционной помощи решаются проще: развита сеть разного рода образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, успешно работают различные центры психолого-педагогической помощи и поддержки, есть и частный сектор коррекционно-педагогической помощи. У родителей есть выбор, какой вариант получения образования для их ребёнка с ОВЗ предпочтительней. В условиях сельской местности, такого выбора зачастую нет. Соответственно, в целом ряде случаев, миссия обучения ребёнка с ОВЗ является прерогативой обычной сельской школы. Именно сельская школа вынуждена реализовывать и развивать практику инклюзивного образования [3]. По мнению, Н. С. Сорокоумовой, «… необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы теоретического, методологического, нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех учреждений, которые готовы принять ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в свою образовательную среду. И продумывать свои шаги к системной реализации этого инновационного проекта» [4, c. 134–136].

Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признаёт, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения [2, c. 28].

Инклюзивная школа — школа, включающая родителей в свое сообщество посредством воздействия школы на родителей и взаимодействия школы с родителями.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка с ограниченными возможностями здоровья отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы — это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима [1].

Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы нацелено, прежде всего, на повышение уровня их психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения, на понимание сущности имеющихся у ребенка отклонений, определение и осознание сильных и слабых сторон их чада.

Для подготовки и настраивания родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку мы организуем в школе индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания и практические занятия практикумы. Кроме того, родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях.

Вся наша работа строится на принципах: добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики.

Основные направления работы школы:

‒ повышение педагогических знаний;

‒ оказание содействия в социализации ребенка.

Диагностическая работа базируется на мониторинге родителей на предмет родительско-детских отношений.

Основные методы, которые мы используем в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:

‒ Метод убеждения, который помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. Именно с помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

‒ Метод наблюдения, посредством которого собираем больше материала для организации воспитательной работы в семье. Наблюдаем за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

‒ Метод бесед как один из самых распространенных при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Надо сказать, что в своей работе мы используем как индивидуальные (беседы, анкетирование, тестирование, консультации, индивидуальные практикумы, «телефон доверия», «почтовый ящик»), так и групповые (семинары — тренинги, консультации, конференции, тренинги, родительские клубы) формы сотрудничества.

Индивидуальные формы сотрудничества определяют психолого — педагогическую помощь в решении проблем развития личности и воспитания ребенка. А групповые формы сотрудничества направлены на формирование партнерских взаимоотношений, формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка, личностное и социальное развитие родителей, формирование благоприятного микроклимата.

Кроме того, мы преследуем цель не только добиться продуктивного сотрудничества с отдельными родителями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей. В МБОУ Кировская СОШ № 2 учителя разрабатывают механизмы эффективного партнерства школы и семьи, которые связывают семьи и школу и, в конечном счете, помогают всем детям учиться и добиваться успеха. В отличие от многих программ сотрудничества, которые ориентированы на нужды семей со средним и высоким достатком, работники нашей школы принимают во внимание все семьи и используют методы работы, позволяющие семьям с любым доходом участвовать в жизни школы.

На сегодняшний момент выявлены положительные тенденции в проделанной работе. А именно: активизация родителей, сокращение количества семейных конфликтов, повышение педагогической компетентности и уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе.

Литература:

  1. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20. — С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.
  2. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011. — 95 с.
  3. Программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. — 84 с.
  4. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — № 3. — 2010. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, сельской школы, условиях сельской школы, инклюзивного образования, родителями детей, формы сотрудничества, Инклюзивное образование, родителями важности участия, адекватного восприятия родителями, обычной сельской школы, процесса обучения детей, условиях сельской местности, беспрепятственного доступа детей, практику инклюзивного образования, медицинских знаний родителей, семье ребенка, здоровья детей, Организация инклюзивного образования, социальное развитие родителей, Наличие ребенка.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос