Основные этапы истории детективного жанра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Бегимкулова Ш. А. Основные этапы истории детективного жанра // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 695-697. — URL https://moluch.ru/archive/148/41470/ (дата обращения: 19.06.2018).



Каких только видов и разновидностей детективов ни существует в настоящее время: помимо «классического» и «крутого» детективов прилавки заполнены «ироническими», «шпионскими», «женскими», «мистическими», «дипломатическими», «спортивными», «фантастическим», «военными», «интеллектуальными» и прочими детективами. И все эти продукции, учитывающая любые читательские вкусы и прихоти, шла на протяжении многих лет параллельно с непрекращающимся ростом детективной империи. Никогда ещё книги, издаваемые под маркой «детектива», не составляли такой доли в общем объёме книжной продукции и не потреблялись читательской массой в таких количествах, как сегодня.

Известный писатель, автор популярных книг в жанре детектива — «Дело «пестрых», «Черная моль», «Стая», «Угол белой стены», «Личный досмотр», «Инспектор Лосев», «Час ночи» и др. Аркадий Адамов в своей книге «Мой любимый жанр детектив» очень точно передает свои исследование и теории по этому жанру вот что он пишет: «Детектив не только вскрывал язвы общества и человеческие пороки — это делала литература и до него, — он не оставлял сомнений в их пагубности, смертельной опасности для людей. Он не показывал борьбу с ними других начал и тем более не давал благостного, как, например, у Диккенса, конца подобной борьбы. Детектив всегда начинался и начинается с уже завершившейся трагедии, победы зла и порока. И потому он неизбежно звучит как предостережение — вот как и почему совершается преступление, смотрите, думайте, остерегайтесь, боритесь. И не только как торжество справедливости, как победа добра, но и как предостережение выглядит неизбежный конец детективного романа — разоблачение преступника.

Тема загадочного преступления всегда занимала мировую литературу — обратимся ли мы к античным трагедиям, библейским сюжетам или шекспировским пьесам. Детективная литература переживает период расцвета как в плане увеличения количества публикаций самих произведений, так и в плане роста числа сопутствующих изданий: рекламы в газетах, журналах, на книжных обложках, критических статей, библиографических сборников и т. д. Жанр детектива становится популярным не только в странах, традиционно славящихся интересом к этому жанру (Англии, Америке, Франции), но и в странах, которые по ряду причин (как культурно-исторических, так и идеологических) до недавнего времени не имели достойных представителей в этой области: Греции, Кубе, Японии, Румынии, Испании и многих других. Литературные и культурно-исторические традиции накладывают свой отпечаток на поэтику и стилистику каждого национального детектива, однако существуют некоторые инварианты, которые незыблемы во всех литературах. Те правила и каноны, которые были приняты еще в XIX веке Рональдом Ноксом, а позднее дополнялись и другими творцами или исследователями в этой области, остаются основополагающими для всех времен и народов, ибо они жанрообразующие, без них нет детектива [1].

Безусловно, национальные приметы времени содержит любое произведение, каждый автор отражает собственную культуру и свое время. И мы можем сказать, что детективу влияет время и история тверд опираясь на исследование А. Адамова что детектив в себя включал очень пестрые темы например в своем статье «Зарубежный детектив» дает обзор и как влияли исторические факты на этот жанр. Как привлечь внимание читателя и чем если точно сказать какими темами авторы детектива их привлекают. Он приводит много примеров и обзор чем этот жанр так много читается и издается. А. Адамов еще затрагивает такие виды жанра как политические и социальный детективный роман и примером дает как политический роман Ф. Нибела и Ч. Бейли «Семь дней в мае» и тут отметим как Адамов показывает, что политический детектив глубоко и ярко освещает политическую жизнь, глубинные ее процессы. Автор этой статьи критикует некоторых знаменитых авторов и их работы, а некоторых хвалит за их услуги например «Револьвер Мегрэ» Жоржа Сименона и тут Адамов пишет как отличается главный персонаж Мегрэ от что он лишен загадочности Шерлока Холмса, он решительно так же не похож на экстравагантного Пуаро и что у него те жы привычки, вкусы, что и у других, совсем простых людей. А вот с Агатой Кристи и с ее тремя работами которые Адамов привел как примеры критикует их сюжеты, например, «Загадка Эндхауза» подделка и что этот сюжет наблюдался у Пера Вале «Гибель 31 отдела». А второе ее произведение «Авгиевы конюшни» реален и социален тут Адамов отмечает что в этом рассказе остро социален весь материал и реалистичный детективный сюжет помогает с особой силой донести его до читателя вдобавок она ко всему поучительна. Жанр детектива оказывает способен вобрать в себя, способен с особой силой донести до читателя любые важнейшие социальные и общественные проблемы и конфликты. Его специфические особенности нисколько не мешают этому [2].

Подлинными создателями детектива были такие мастера, как Э.-Т.-А. Гофман, Э. По, О. де Бальзак. Ч. Диккенс, Р.-Л. Стивенсон и особенно У. Коллинз и А. Конан-Дойль. Дань детективу отдали Жюль Верн, Майн Рид, Марк Твен, Г. Честертон, К. Чапек, Г. Грин, У. Фолкнер, Ч. Сноу, Ф, Дюрренматт и др. Создатели современного детектива англичане А. Мезон, Э. Бентли, О. Фримен, Ф.-В. Крофтс, Э. Беркли, А. Кристи, Д. Сейерс, Х.-С. Бейли, Н. Марш, американцы — Д. Хеммет, Р. Чендлер, бельгиец Ж. Сименон — настоящие литераторы. Их произведения нельзя смешивать с гангстерской и шпионской макулатурой, выпускаемой на Западе и в США.

Как знают лишь немногие, сам термин «детектив» был также придуман в Америке писательницей Анной Кэтрин Грин (1846–1935), а ее саму вполне заслуженно прозвали «матерью детектива». К моменту появления первых рассказов о Шерлоке Холмсе Анна Кэтрин Грин уже была знаменитостью: ее первый детективный роман «Дело Ливенуортов», изданный в 1878 году, имел огромный успех. Дочь юриста, она до тонкостей знала процедуру следствия и коронерского дознания, а бурное воображение позволяло ей выдумывать страшные тайны и изощренные преступления. А.Адамов указывает точные данные рождения детектива — это апрель 1841 года. Именно тогда появилась в одном из американских журналов новелла Эдгара По «Убийство на улице Морг», объявившая миру о рождении нового жанра. В них как показывает автор По не только открыл новый жанр, но и заложил основы его, уловил все его главные особенности, разработал или наметил все главные примеры, «поймал» его удивительную специфику и понял его неслыханные возможности воздействия на читателя [3].

Адамов дает обширный анализ еще других замечательных английских мастеров детективов и к им произведениям — Уилки Коллинз, Артур Конан Дойл, и Гильберт Честертон. И о том, как Коллинз с большим мастерством сроит сложны сюжет и что он тоже, как По, добавил и обогатил его душевным теплом, художническим видением мира, болью и гневом, восхищением, состраданием через анализы произведении Коллинза словом он сделал сюжет полем и средством для исследования подлинной жизни. Автор книги добавляет, что преимущества такой формы очевидны: необычайно ярко, как бы изнутри, раскрываются характеры действующих лиц, повествование оживляется, приобретает своеобразный динамизм, свежесть, какие-то новые краски. Кроме того, этот прием позволяет предать повествованию дополнительную загадочность, ибо часто один из рассказчиков не знает того, что знает и потом сообщит другой. Адамов пишет, как великолепно справляется с этой труднейшей задачей Коллинз.

Автор очень обширно пишет об авторе «классического» детектива Артура Конана Дойла и его героя Шерлоке Холмсе. Дает характеристику о главном герои какой он детектив, все замечающий, анализирующий и Уотсон, который непрерывно удивляющийся, пугающийся. Мы знаем, что серии про Шерлоки Холмсе в течение семи лет публиковались и с 1887 года, когда была опубликована первая повесть «Этюд в багровых тонах», и по 1893 год, когда наконец Конан Дойл решил закончит серию и написал «Последнее дело Холмса». Адамов критикует в некотором смысле Дойла за его повторяемость сюжета и что все рассказы изложены по единственной схеме, например, читатель снова и снова оказывается на улице Бейкер-стрит, в доме номер 7, а дальше в дом врывается человек и начинается все с тайной. но мы тоже хотели бы добавить что Артур Конан Дойл точно описывает обстановки, костюмов, ландшафтов, мыслей и чувств героев на это тратились целые страницы.

Г. Анджапаридзе сделал свой вклад составляя сборники политических детективов. Этот критик и писатель тоже отмечает как многогранен детектив и в предисловии сборника английский политический детектив дает свою точку зрения на такой сфере этого жанра. В этом сборники собранны работы таких писателей как Энтони Бивор и его роман «В интересах государства», Реймонд Хоуки «Побочный эффект», Брайн Клив и его «Жестокое убийство разочарованного англичанина». Эти авторы поднимают в своих произведениях острейшие проблемы современного капиталистического общества: попрание элементарных демократических свобод буржуазным государством, все более явно становящимся государством полицейским; разнузданная жестокость власть имущих, пренебрегающих самыми естественными нормами человеческой нравственности; циничная продажность политиканов, преследующих лишь собственный корыстный интерес утверждает, анализируя работы Анджапаридзе. По нашим исследованиям, многих политических работ отметим что такой вид детектива сегодня нельзя не принимать всерьез, он не только впрямую и открыто обращен к современности, но и непосредственно формирует мнения и отношения тысяч людей к политическим институтам. Вот что пишет он про политический детектив: «… политический детектив в лучших своих образцах, безусловно, стал литературой серьезной, но его авторам редко удаются какие-либо художественные открытия, что дало бы нам право причислить произведение к большой литературе. Авторы политического детектива при всей своей изобретательности скованны привычной формой, ожидаемыми читателем шаблонными образами, они, как говорится, «вливают новое вино в старые мехи» [4].

Эдгар По считается создателем новеллистического жанра, в частности, его считают родоначальником логического рассказа. Именно Эдгару По критики отдают право изобретения детективной литературы, при этом имеют в виду его новеллы «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо». По мнению Г. К. Честертона, «главная заслуга По как родоначальника детективной литературы — в том, что он увидел возможность использовать криминальное расследование в качестве предмета беллетристического повествования, в центре которого стоял бы герой-детектив». Это даёт нам право причислить к детективной литературе ещё два рассказа — «Золотой жук» и «Ты еси муж, сотворивый сие».

Стоит отметить, что как сыщики, так и преступники По — любители, они могут позволить себе некоторые промахи, так как криминалистика только зарождалась, о дактилоскопии и её роли в ближайшее столетие ещё никто не знал. Этим объясняется и преимущественное использование аналитического метода в раскрытии преступлений, так как систематической работы полиции в том виде, в котором она известна сейчас, ещё не было. Эдгар По обладал хорошо развитым интеллектом и заметно преувеличивал способности человеческого ума как инструмента разгадки преступлений. В «Тайне Мари Роже» сыщик не ведёт никакой оперативно-розыскной работы: вместо изучения улик на месте преступления и допроса свидетелей Дюпен анализирует противоречивые газетные статьи. Именно и об этом в книге про детектив говорится что: «Dupin should be considered n only in relation to the development of the criminal detective, but also to the psychological analyst». «Дюпен должен был не только о раскрывать убийства, но и еще быть психологическим аналитиком» (перевод наш) [5]. Следуя детективному способу изображения событий, Э. По нагружает читателя обилием важных и второстепенных деталей, сопутствующих преступлению. В результате, Дюпен расследует преступления так как компьютер играет в шахматы — перебирает все возможные варианты ситуации, занимаясь, по сути дела, не разгадкой преступления, а логическим моделированием.

Именно Эдгар По сделал в детективной литературе установку на разгадку тайны как атрибута преступления, а н на разгадку самого преступления, причин его совершения. Таким образом, Эдгар По в рамках новеллы заложил основы нового типа литературы — детектива, наметил классические детективные сюжеты, приёмы и персонажи.

Литература:

  1. Бавин. С. Зарубежный детектив.- Москва: Книж. Палата,1991.-204с
  2. А. Адамов. Зарубежный детектив // Иностранная литература .1966. -№10.- с 203-210
  3. А. Адамов. Мой любимый жанр детектив .-Москва: Сов. Писатель,1980.-312с
  4. Г. Анджапаридзе .Английский политический детектив.- Москва: Радуга,1985- С 22
  5. Martin Priestman. Crime Fiction. Cambridge University press. 2003.p-45
Основные термины (генерируются автоматически): детективная литература, детектив, политический детектив, автор, произведение, жанр детектива, жанр, детективный роман, работа, сюжет.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос