Знания как фактор экономического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Знания как фактор экономического развития / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов, Ф. Ш. Мавлянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/148/38466/ (дата обращения: 16.12.2024).



Знания, навыки, технологии всегда были важнейшим фактором экономического развития. История полна примеров того, когда новые знания самым радикальным образом переворачивали способ производства и позволяли поднять экономику на принципиально иной уровень. Но только с конца XYIII века прикладное применение научных знаний и инновационных разработок становится системным и массовым явлением. Интеграция производства, науки и изобретательства стало основой индустриальной экономики, возникшей в результате промышленной революции начала XIX века. Такая интеграция позволила существенно ускорить темпы экономического роста и повысить уровень общественного благосостояния. Сегодня мы наблюдаем постиндустриальную (информационную) революцию, в процессе которой знания становятся основным, доминирующим фактором экономического развития.

Таким странам, как Узбекистан, очень важно создать условия для повышения инновационности экономики, сформировать механизмы и институты, которые позволят наилучшим образом воспользоваться плодами информационной революции для обеспечения устойчивого экономического развития. В центре нашего внимания в истекшем году были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системы образования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6–7 процентов) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны. В 2015 году были осуществлены работы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384 объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числе построено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ, реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ [1, с. 3].

Существуют четыре основные предпосылки превращения знаний в основной фактор развития.

Первая-наличие и доступность знаний и технологий, которые способны повысить эффективность производства. Благодаря бурному развитию науки и современных технологий, в настоящее время, общественно полезные знания производятся в колоссальных, в несопоставимых с прошлым масштабах. На то, что современная наука способна сделать за год, раньше уходили столетия и тысячелетия. Соответственно, появляются принципиально новые возможности для экономического развития.

Кроме того, знания-продукт особого свойства: издержки их распространения, как правило, ничтожно малы (иногда равны нулю). Поэтому, после того, как знание появилось, его очень трудно монополизировать, зато очень легко распространить, сделать массовым. Это главное отличие знания от материальных продуктов.

Первая предпосылка, как говорится, необходимое, но не достаточное условие превращения знаний в решающую силу экономического развития. Есть еще три тесно связанных между собой предпосылки, наличие которых и объясняет, почему далеко не все страны способны воспользоваться возможностями информационной революции.

Вторая предпосылка-инновационная восприимчивость. Для того, чтобы знания и технологии внедрялись в экономику необходимо, чтобы субъекты экономических отношений были способны найти нужную информацию, понять и воспринять новые знания, адаптировать их к своим потребностям и применить на практике. Здесь решающее значение имеет уровень развития человеческого капитала, а также наличие и эффективная работа специальных институтов, способствующих созданию знаний, их распространению, внедрению инноваций, приспособлению технологий к нуждам конкретного производства.

Третья предпосылка-способность генерировать инновации. Инновационный процесс не сводится к простому применению уже имеющихся знаний. Инновационная модель развития предполагает, что вся производственная деятельность насыщенна новаторством, что все работники предприятия имеют стимулы и навыки для генерации и внедрения множества микроинноваций. Дело в том, что инновационная деятельность охватывает все без исключения стороны современного производства. Соответственно, инновационная восприимчивость должна дополняться постоянной инновационной деятельностью, повседневным совершенствованием производственных и организационных технологий. Здесь очень многое зависит от уровня образования и особенностей мышления предпринимателей, менеджеров и работников предприятий, их склонности к изобретательству и разработке новых микронововведений, способности к творческому мышлению.

Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне. Надо сказать, что уже сегодня на ИКТ приходится примерно 5,5 процента мирового ВВП, а по оценкам авторитетных международных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов [1, с. 3].

Четвертая предпосылка-инновационная востребованность. Восприимчивость к нововведениям и склонность к их генерированию не имеют смысла без наличия спроса на инновации, то есть платежеспособной потребности со стороны субъектов экономики применить те или иные полезные знания и технологии.

Практика показывает, что стимулы генерировать и внедрять инновации создает рыночная конкуренция, которая заставляет производителя бороться за сокращение издержек и улучшение качества продукта. Соответственно на рынке выживают те предприниматели, которые способны гибко реагировать на рыночные импульсы и активно внедрять новые технологии и методы организации. Другое важное условие инновационной востребованности-благоприятный для инвестиционной и инновационной деятельности бизнес-климат. Чем меньше предприниматели несут издержек доступа на рынки и взаимодействия с государством, тем больше у них возможностей для внедрения новых технологий и повышения эффективности.

Обеспечение высокого уровня инновационности экономики еще не гарантирует технологического прорыва в кратчайшие сроки. Знания накапливаются постепенно, инновационный потенциал должен быть наращен до определенного критического уровня, чтобы распространение технологий приняло взрывной характер. В условиях низкого качества человеческого капитала невозможно удовлетворить спрос на квалификационных специалистов, повышать эффективность государственного регулирования, уровень индустриализации и экспортной ориентации малого бизнеса [2, с. 49].

Узбекистан имеет возможность, опираясь на опыт других стран целенаправленного создания институтов и механизмов, позволяющих использовать в целях своего развития потенциал информационной революции.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Чепель С. Новая индустриальная политика и расширение продуктивной занятости. // журнал: Рынок, деньги и кредит. № 8. 2016. с. 43–50.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, экономическое развитие, инновационная деятельность, информационная революция, узбекистан, XYIII, возможность, человеческий капитал.


Задать вопрос