Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Социальное образование как фактор развития современной цивилизации

Педагогика социальной работы
23.10.2020
112
Поделиться
Библиографическое описание
Рахматов, А. А. Социальное образование как фактор развития современной цивилизации / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5366/.


Сегодня весь мир переживает невиданные в истории человечества изменения, когда прогресс цивилизации будет определяться исключительно интеллектуально-образовательной мощью человека.

Сегодня знания выступают не только условием общественного прогресса, но и ключевой предпосылкой общественной саморефлексии, определения той точки развития, в которой находится та или иная общественная система.

Сложные проблемы цивилизационного развития, Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса писал, что «изменения затронули не только стратегию развития, но и само его определение. Развитие предстает сегодня как глобальный, многообразный процесс, включающий почти все аспекты жизни общества, его связи с внешним миром, его самосознание».

В течении двух последних веков, когда стало формироваться глобальное мышление, возникла философия и идеология выживания и развития, доминировали несколько стратегий общественного прогресса, которые можно свести к трем парадигмам.

Одна из них — материально-техническая . В соответствии с этой парадигмой вектор развития мировой цивилизации определялся достижениями в механике, в машинном производстве. Английская промышленная революция, технологизация производственного процесса, накопление капитала, передел сфер экономического влияния, колонизация основной части мира — таковы зримые критерии глобального развития цивилизации в XIX веке. В социальной сфере шел процесс поляризации общества по линии «буржуа» и «пролетарии».

Российская Федерация в ту пору не входила в число государств-лидеров. Ростки промышленной цивилизации, технологизированного стиля жизни и образа мышления затронули лишь несколько городов Российской империи.

На рубеже XIX—XX веков начинает формироваться новая концепция развития цивилизации , в соответствии с которой степень, уровень цивилизованности связывается с уровнем коллективизации всех сфер общественной жизни.

Человек есть совокупность общественных отношени й — такова была концентрированная формула стратегии развития и человека, и государства, и общества.

Социальные отношения стали развиваться под давлением социализации личности.

Одновременно с социалистической парадигмой аналогичная концепция развивалась ив обществах с рыночной экономикой и демократическими формами государственного правления. Главными ценностями подобного типа цивилизации стали: экономизация всех сфер общественной жизни, конкуренция и свобода самовыражения и саморазвития.

С 20-х годов XX века четко обозначились два вектора развития: один предопределяется либерально-рыночными, другой — социально-демократическими доктринами.

Из исторических обстоятельств нередко делается вывод о том, что в начале XX века Россия «выпала» из лона мировой цивилизации.

Сегодня немало исторических фактов, свидетельствующих о том, что начиная с середины XIX века в РФ стали формироваться, в том числе и на высоком державном уровне, идеи об особом пути развития российской цивилизации, о евроазиатской модели общественного прогресса, о первичности не экономических отношений, не рынка, а духа, духовно-религиозной культуры. В этот период при всей технико-экономической отсталости России в государстве, в обществе интенсивно накапливался и динамично развивался образовательный, интеллектуальный, культурный, социальный потенциал. А вместе с этим утверждались и представления об иной, чем на Западе, направленности социально-духовного и культурного прогресса.

Это обстоятельство стоит обратить особое внимание, ибо оно проясняет многие специфические черты современных модернизаций. В силу неразвитости рыночных отношений, отсутствия демократических свобод население России с большим пониманием отнеслось к революционным событиям начала XX века, чем, скажем, население Венгрии или Германии. Россия оказалась в большей степени восприимчивой к идеологии социализма, коллективизма, уравнительных отношений. И если принцип уравнительности для гражданина западной цивилизации выступал в качестве политического ярма, то для гражданина России он стал основой общественного развития. Так формировалась особая ментальность, культурно- коллективистская как по сути, так и по содержанию.

Данная, а не мифическая социалистическая идеология не учитывается при анализе проблем и противоречий политических, экономических и социальных модернизаций, осуществляемых в России на протяжении последнего десятилетия.

Особенностями ментальной культуры народа, в том числе и представителей различных элитарных групп общества, можно объяснить невосприимчивость многих теоретических, концептуальных конструкций, ставших основой российских реформ.

Прояснение этого очевидного для ученых обстоятельства российские политики потратили многие годы, способствуя накоплению в обществе и проблем, и революционно-критического, в том числе реваншистского, потенциала.

Особенности развития России дорого обошлось Николаю II; оно привело к разложению власти коммунистической партии; оно создает предпосылки для контрмодернизаций в современной России. Правда, пока не ясной ориентации. В основном речь идет о двух моделях развития, которые рекомендуются для России, но вряд ли отвечают стратегическим интересам ее населения.

Одна из них — это форсированное развитие рынка, капитализация не только экономических, но и всех общественных отношений. По сути, это то, что происходило в других странах на протяжении XIX века.

Рынок, капитализация социальных отношений могут и должны выступать не ценою развития, а естественным средством, создающим необходимые материально-экономические предпосылки социального прогресса.

Акцент на слово «естественным» вовсе не случаен. Рынок становится национальным рынком лишь посредством естественно-эволюционного развития. В иных ситуациях он становится не национальным, а колониальным и постепенно модифицируется в криминальный базар.

Естественно-эволюционным путем формировались рыночные отношения и в Англии, и в Японии. Эту стратегию выбрали для себя и наши коллеги в Китае.

Цивилизованные рыночные отношения складываются одновременно со становлением гражданского общества и правового государства. Принцип синхронизации этого процесса относится к разряду научных аксиом. Однако в России он игнорируется.

Как и предупреждали объективные, не ангажированные исследователи, нарушение принципа синхронизации в становлении рыночных отношений, правового государства и гражданского общества привело не к капитализации экономической жизни, а к ее криминализации.

Очевидно, российским политикам совместно с учеными следует поразмышлять о выработке механизма реализации основополагающих принципов Конституции России о строительстве правового, социально ориентированного государства и становлении гражданского общества. Ибо гражданское согласие может наступить только в гражданском обществе. В иных условиях культивируется только противостояние.

В последние годы много пишется и говорится об информационном обществе, об информационной цивилизации, идущей на смену цивилизации технико-технологической.

Действительно, Россия отстала от ведущих государств мира, и прежде всего от США и Японии, в информатизации основных сфер и структур управления, включая информатизацию науки и образования. Нам многое предстоит сделать в этой сфере. Однако информатизация также не является основной стратегической целью общественного прогресса: она выступает важнейшим средством формирования эффективной и комфортной среды профессиональной и иной деятельности человека.

В складывающейся ситуации важно понять логику, направленность современного цивилизационного развития, реально определить роль и место России в этом процессе.

Сегодня в мире объективно складываются несколько векторов общественного развития.

Большая группа государств, прежде всего Азии, Африки, Латинской Америки, сориентированы на индустриализацию, технологизацию, развитие рыночных отношений с той или иной спецификой.

Другие страны ставят цели информационно-технологического развития.

Вариант социального прогресса избирают для себя США, Япония, Германия. Акцент делается на становлении социальной государственности, на обеспечении региональной и глобальной социальной стабильности. Социальная стабильность становится главной ценностью и главным капиталом, а экономическое развитие и финансовые ресурсы выступают в качестве средств обеспечения этой стабильности.

Устойчивое социальное развитие выступает главным показателем степени цивилизованности и государства, и социума. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований удовлетворяет свои основные материальные потребности и имеет равные возможности для реализации своего потенциала».

В данной системе глобальных координат РФ, мы вынуждены констатировать, что наше общество за последние десятилетия не приблизилось к цивилизованным и процветающим странам ни по типу социального прогресса, ни по идеологии реформ. Смена ориентиров социального развития, лежащих в основании внутренней и внешней политики, ее экономических и социальных компонентов стала очевидной.

Литература:

  1. А. В. Стрыгин История мировой экономики / А. В. Стрыгин. — М.: КноРус, 2012 .
  2. А. В. Титов Медиарынок в мировой экономике. Российские перспективы / А. В. Титов. — М.: Научная книга, 2014 .
  3. А. И. Погорлецкий Мировая экономика / А. И. Погорлецкий, В. Г. Шеров-Игнатьев, А. Ю. Цыцырева. — М.: Издательство Санкт-Петербургского университета , 2012 .
  4. А. Н. Кошелев История мировой экономики. Краткий курс / А. Н. Кошелев. — М.: Окей-книга , 2012 .
  5. В. Д. Андрианов Коррупция как глобальная проблема. История и современность / В. Д. Андрианов. — М.: Экономика, 2012 .
  6. В. К. Ломакин Британия в мировой экономике / В. К. Ломакин. — М.: Юнити-Дана, 2014 .
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный