Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Юрчик Р. Ю., Назарова О. М. Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 217-219. — URL https://moluch.ru/archive/147/41457/ (дата обращения: 19.04.2018).



В современном мире средства массовой информации являются неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Общество уже не представляет свое существование без них. Средства массовой информации являются не только источником информации о событиях в мире, но и, на сегодняшний день, они выступают главным фактором формирования общественного мнения, культуры, мировоззрения. Проблема влияния средств массовой информации на молодежь несомненно актуальна, т. к. это и есть та самая аудитория, которая владеет всем спектром СМИ, «интернетом» на более высоком уровне, нежели остальные возрастные группы.

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность органов публичной передачи информации массовой аудитории с помощью технических средств.

Средства массовой информации имеют достаточно большой перечень способов влияния на подсознание современной молодежи, с целью демонстрации готовых установок и шаблонов поведения. Различные виды СМИ в совокупности образуют единую систему средств массовой культуры, и эта система может разделяться на три группы:

1 Аудиовизуальные СМК (интернет-сети, телевидение);

2 Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы);

3 Печатная пресса (журналы, газеты).

В данное время СМИ очень плотно укоренились в нашей жизни, воздействуя на психику людей. И если у взрослых есть механизм противостояния и критической обработки состояния, то детская психика является наиболее уязвимой, т. к. в детском возрасте эти механизмы еще не сформированы.

Немаловажным фактором является преподнесение информации в виде готовых шаблонов и схем.Врезультате человек перестает лишний раз что-то анализировать. Он бессознательно ждет уже готовую информацию. Анализ не нужен, т. к. в подсознании уже укоренились определенные шаблоны поведения.

В период подросткового кризиса начинается переход от детства к взрослости и начинает формироваться собственное мировоззрение, и в этом процессе СМИ играют немалую роль. Информация, поступающая из них (в основном через подростковые глянцевые журналы, различные телепередачи, ток-шоу и социальные сети), в некоторых случаях, закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории. При возникновении схожих ситуаций в жизни самого индивида он будет бессознательно мыслить и действовать уже по внесенным в его подсознание установкам. Например, выбирая модель поведения персонажа из сериала, подросток зачастую переносит ее в свою жизнь, и не всегда этот персонаж оказывается положительным. Так же опасность влияния СМИ заключается еще и в том, что психика подростков зачастую оказывается предрасположена к зависимости. Но воздействие СМИ не всегда негативно, его можно назвать полярным воздействием на психику современной молодежи.

При оценке средств массовой информации можно выделить такие плюсы как культурное обогащение, расширение горизонтов знаний, формирование нравственной оценки. Но все перечисленное могут перекрыть главные минусы: манипулирование сознанием окружающих, подача ложной информации, создание пространства для пустого времяпрепровождения и др.

В данное время подростки усваивают социальный опыт через наиболее привлекательные средства коммуникации. Можно выделить триаду СМИ, которая оказывает наибольшее влияние на психику подрастающего поколения:

1 Всемирная информационная компьютерная сеть;

2 Компьютерная техника;

3 Телевидение.

С повсеместным распространением интернет-сети у СМИ появилось новое действующее средство воздействия на подсознание аудитории. Интернет является главным оружием по внедрению в еще несформировавшуюся психику детей тех самых схем и шаблонов. Плохой мониторинг контента приводит к «захламлению» умов подростков и переоценке моральных ценностей. Различные социальные сети (ВКонтакте, Фейсбук и др.) создают убежище для детей, которые не хотят взаимодействовать с обществом и проводят свободное от школы время в уединении. Следствием этого может явиться интернет-зависимость, характеризующаяся резкой агрессией при отстранении ребенка от всемирной сети. Зависимость от интернета наблюдается в основном у детей от 13 до 18 лет и является бичом современной молодежи. С целью выявить предпочтительный досуг в послеурочное время у подростков, была проведена индивидуальная беседа с каждым в свободной форме. Школьникам предлагалось расставить средства СМИ в порядке убывания в соответствии с частотой их использования, и на основе полученной информации были сделаны следующие выводы:

На первое место, безоговорочно, подростки поставили интернет, что составило 100 % голосов респондентов. На второе место были поставлены компьютер (85 %) и телевидение (15 %). Третье место также разделили телевидение (85 %) и компьютер (15 %).

Рис. 1. Предпочтения проведения свободного от занятий времени подростками

Основная масса современной молодежи практически все свободное время проводит за компьютером, играя в различные игры, общаясь в социальных сетях. Конечно, у игр есть плюсы: интеллектуальное развитие, возможность раскрепоститься, развитие познавательных процессов. Но очень часто они пропагандируют насилие и жестокость, которые косвенно проявляют дети, например, убивая человека в каком-нибудь хоррор-шутере. Создается неправильная установка на применение насильственных действий со стороны ребенка, которая с возрастом только закрепляется в подсознании. Любой конфликт можно разрешить грубым способом, обычный разговор уже отходит на дальний план и не пользуется особым успехом. Нередка и зависимость от компьютерных игр и социальных сетей. В этом случае ребенок уже уходит в виртуальную реальность, а реальный мир кажется ему не таким интересным, а в том «сетевом» мире он может отгородиться от внешних проблем и общаться без комплексов. Это является предпосылкой к возникновению социофобии. [2]

Что касается телевидения, то оно является неотъемлемой частью жизни всех людей и оказывает большое воздействие, занимая даже незначительное место в досуге человека. Контакт с ним осуществляется постоянно: каждый из нас смотрит новости, телепередачи, включает фоном при занятии другим делом. Именно телевизор в основном спонсирует нас информацией и внедряет шаблоны поведения, лишая очередного анализа ситуации и навязывая тех или иных стереотипов поведения и мышления. Заранее подготовленная информация разносится на миллионную аудиторию, направляя сознание людей в нужное русло. Дети, а особенно подростки, часто воспринимают полученную информацию за чистую монету.

Так же, как и в компьютерных играх, в разнообразных фильмах и сериалах пропагандируется жестокость. Особенно значимы фильмы ужасов и боевики для тех подростков, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с ровесниками и членами компании в социальном, учебном, или физическом плане и подвергаются насмешкам и дискриминации со стороны сверстников и компаний. Страшный, кровавый фильм ужасов, который они могут спокойно обсуждать с другими подростками, дает им возможность под видом закоренелого любителя такого кино добиться признания среди сверстников. [1,3]

Таким образом, СМИ помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самым действенным методом в регулировании межличностных отношениях. В случаях нарушения психики или ее неустойчивости это может привести не только к восхищению перед насилием, но и к его непосредственному применению в реальной жизни.

Итак, можно сказать, что СМИ оперирует различными средствами воздействия на поведение людей и оказывает на подростков огромное влияние как с положительной стороны, как и с отрицательной. Нельзя с точностью приписывать негативное влияние самой природе средств массовой информации. Оно скорее вытекает из неправильного использования возможностей. Отсюда явно следует наличие полярности воздействия СМИ на психику современной молодежи.

После многолетних исследований пока еще не выяснена точная степень влияния СМИ на поведение. Несомненно, масс-медиа оказывает огромное влияние на подростков, но сила его остается не до конца изученной.

В заключение можно сказать, что для того, чтобы отгородить детей от негативного влияния со стороны СМИ их нужно приучать к критическому анализу и правильному оперированию материалами, поступающими извне. Для способствования этому, необходимо проводить совместные обсуждения (в группах, классах) негативного влияния СМИ, изучать саму природу средств массовой коммуникации, организовывать курсы по противостоянию массовой культуре. Самая главная задача на сегодняшний день — воспитание медиа-грамотной массовой аудитории, умеющей выстраивать барьер, который будет отфильтровывать получаемую информацию. И для реализации этой задачи должны быть направлены все знания и силы педагогов, родителей, психологов и других лиц, работающих с подрастающим поколением.

Литература:

  1. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание — СПб. Скифия. 2008. 416 с.
  2. Назарова О. М., Пронина Ю. А. Возрастные особенности возникновения фобий — Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3 (7). С. 37–42.
  3. Рабалданова Э., Медведева Н. И. Э. Влияние средств массовой информации на поведение молодежи — М., 2000. — С.4.
Основные термины (генерируются автоматически): массовой информации, средств массовой, средств массовой информации, современной молодежи, Средства массовой информации, влияния СМИ, психику современной молодежи, массовой аудитории, опасность влияния СМИ, влияния средств массовой, негативного влияния СМИ, подсознание аудитории, воздействия средств массовой, информации массовой аудитории, степень влияния СМИ, Различные виды СМИ, средств массовой культуры, подсознание современной молодежи, полярности воздействия СМИ, средства массовой информации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос