Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плотникова, С. О. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи / С. О. Плотникова, Ю. Е. Болотин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37670/ (дата обращения: 06.10.2024).



Кино в современном мире является одним самых молодых и в то же время весьма востребованных массовых искусств. Заметно его влияние на людей, в том числе и на молодых, так как у них еще не до конца сформировано собственное мировоззрение. Тема сложного воздействия киноискусства на внутренний мир человека очень актуальна сегодня, в связи с тем, что с экрана телевизоров подрастающему поколению навязывают образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, систему мировоззрения, морально-нравственные ценности.

В современной жизни активно используются интернет и новейшие технологии. Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях. Виртуальная жизнь начинает заменять реальную действительность. Чтобы привлечь аудиторию, в сети проводится множество рекламных акций привлекательных товаров и услуг для упрощения и облегчения жизни. И молодёжь с удовольствием уходит от бытовых трудностей, становится бездумным потребителем благ, не хочет думать о проблемах и искать их решения. Юноша или девушка, выбравшие комфорт и удобства, отказываются от духовности, становятся черствыми и равнодушными к проблемам окружающих, не способны сочувствовать и сопереживать. Ведь, когда тебе тепло и уютно, не хочется думать, что где то существуют голодные и обездоленные, не хочется выходить из зоны комфорта, терпеть неудобства ради того, кто нуждается в помощи. Это происходит благодаря привлекательной и порой очень навязчивой рекламе красивой беззаботной жизни.

Сегодня социологи бьют тревогу по поводу активной трансляции насилия в эфирах масс-медиа, сцен изощренных убийств на экране, распространения кровавых компьютерных игр, цинизм которых превосходит все нравственные барьеры.

Приведём результаты опроса с сайта «Социология» (Социология, 2016). На вопрос «Как влияет кино на общество?» были даны ответы:

1) Кино — один из видов искусства, поэтому это прекрасно — 56,73 %.

2) Положительно, кино развивает молодёжь и даёт реальную картину мира — 9,61 %.

3) Отрицательно, слишком много порнографии и убийств — 24,03 %.

4) На мою жизнь кино не влияет — 9,61 %.

Несмотря на то, что большинство считают кино прекрасным искусством, отрицательное влияние кино на общество отметили достаточно большой процент респондентов. Это говорит о том, что подавляющее большинство ощущают на себе влияние кинематографа и только 9,61 % всех опрошенных относятся равнодушно к киноискусству. Трудно не заметить и нельзя игнорировать негативное воздействие на сознание современных детей и молодых людей. Современная жизнь похожа на игру, правила в которой устанавливаем не мы и происходит подмена истинных человеческих ценностей на ложные. Молодые люди начинают гордиться отрицательными качествами характера, способностью проявить агрессию, наглостью, хамством. Этому процессу воздействия на неокрепшие умы и души молодежи, безусловно, необходимо противостояние. И оно существует, поэтому обратим внимание на положительные аспекты влияния кинематографа.

Формирование мировоззрения — сложный процесс, влекущий за собой серьёзные личностные изменения как результат воздействия на психическую и когнитивную сущность человека. Выделяют три основных вида формирования мировоззрения личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. И именно о стихийном виде нужно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов в офлайн или онлайн кинотеатрах, где изменения в личностной сфере человека происходит порой — бурно, порой — незаметно, но по сути, всегда в результате случайных воздействий. Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Характеру юношей и девушек свойственны романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания фильма, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакт и ненавязчиво способствовать формированию мировоззрения.

Интеллектуальное развитие студентов вузов зачастую опережает эмоциональное. Фильмы помогают исправить эту ситуацию и способствуют формированию всесторонне развитой личности. Кинематограф — один самых популярных среди молодежи вид искусства, так как вызывает достаточно стабильный интерес у молодых людей. Поэтому с помощью качественного кино возможно формирование личности в нужном направлении.

Технические возможности кинематографа обеспечивают особую наглядность информации о событиях, ситуациях трагедиях и радостях, происходящих в реальной жизни, о которых каждый из нас когда-то слышал, но понять и глубоко прочувствовать смог только, увидев на экране. Кино делает эту информацию максимально доступной для восприятия.

Кинокадры вызывают чувственное отображение объектов действительности, информирующее о конкретной ситуации, практических действиях. Документальные кинокадры, благодаря этой функции, служат оптимальным видом доказательства достоверности сообщаемых в устном рассказе фактов и событий, т. е. подтверждают подлинность слов.

«На заседаниях Международного военного трибунала защита и подсудимые — главные нацистские военные преступники — пытались опровергнуть все показания и письменные документы. Когда же состоялась демонстрация документальных фильмов о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории, экран в зале суда стал неопровержимым свидетелем обвинения. … Рассказ режиссёра М. Ромма убеждает, что кино — сильнодействующее средство: «Кинематографические документы этого рода оказались настолько сильны, что, если пользоваться терминологией Эйзенштейна, происходил «нокаут» зрителя. Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшийся на Нюрнбергском процессе фильм о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей... почти невозможно... Показали это группе молодых ребят. Трое выскочили из зала на второй части»» (Пензин С. Н., 1973, с. 13).

Мы связаны с окружающим миром множеством хитросплетенных нитей. Талантливый фильм помогает нам их распутать. Он содержит большое количество самой разнообразной информации: зритель воспринимает ее, не отдавая себе в этом отчёта. Сидя в кинотеатре молодые люди, казалось бы, даже ничего и не пытаются запоминать, понимать, во что-то вникать… Они просто сидят, смотрят, слушают (часто — похрустывая попкорном…). Но всё же эта пассивность — обманчива. Расслабившись внешне, юноши и девушки неизбежно испытывают серьёзное внутреннее напряжение, обусловленное активной работой мозга, который все фиксирует, «откладывает» в память и когда-нибудь при необходимости, каком-то стечении обстоятельств, он этот «опыт» воспроизведёт. Вот так кино способно помочь полнее раскрыть и использовать все возможности и резервы каждой личности.

А. С. Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество» (А. С. Макаренко, 1990). Это справедливое утверждение, основанное на богатом педагогическом опыте Антона Семёновича. Действительно, трудно воспитать героя в тепличных условиях только на рассказах о подвигах былинных богатырей. С другой стороны, создавать искусственные трудности глупо и нелогично. Возникает противоречие, справиться с которым помогает кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создаёт предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн (1946) замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно... чувствовать себя мудрым Фаустом, страстным Ромео... В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение».

В жизни много примеров подобного влияния хороших фильмов: посмотрел и по-иному взглянул на мир, что-то изменилось в душе. Но в основном человек не меняется сразу после просмотра, происходит не внезапное, а постепенное воздействие. Воздействие произведений экранного искусства на формирующуюся личность происходит неизбежно и весьма активно, но — довольно сложно организованно. Кинематографические идеи воспринимаются молодыми зрителями не как посторонняя сила, а как созревшая внутри их самих. Каждый просмотр фильма здесь уже выступает как воспитательное мероприятие, которое нуждается в специальной организации и должно иметь чёткий план, строго определенную тематику. Этим вполне должны бы (или — могли бы) заниматься в детстве родители, а в студенческом возрасте — кураторы академических групп, выполняющие воспитательные функции.

Создатели выдающихся кинолент всегда пытаются раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через выразительные средства — актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей. Искусство экрана имеет возможность освоения сторон жизни, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф так же, как литература и театр, стремится проникнуть во внутренние процессы духовности человека, делает непосредственным предметом своего исследования таинство рождения идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный человек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях. И этим нужно пользоваться при организации воспитательной работы со студенческой молодёжью.

Кинорежиссер И. Хейфиц писал о силе киноискусства: «Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот «своему парню» и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное — в самый подходящий момент».

Чем чувствительнее человек, тем внимательнее он к окружающим, тем ответственное относится к своим обязанностям, тем скромнее он ведет себя в обществе. Такой человек способен сопереживать и сочувствовать, оказать помощь, разделить чужую беду. Молодым людям необходимо воспитывать культуру чувств, чтобы сформировать определённые взгляды и убеждения. Идею формирования нравственности молодого человека посредством воздействия на его эмоциональную сферу отстаивал К. Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования» (К. Д. Ушинский, 1974; с. 117–118).

Таким образом, лучшие фильмы, каковыми их для себя считают молодые люди, по сути дела становятся своеобразными учебниками жизни, однако, в полной мере воспитательная функция современного киноискусства не может рассматриваться упрощенно, в аналогии с воздействием кино на поколения молодых людей предыдущих поколений. Наша жизнь существенно усложняется, её восприятие сегодня также требует существенно более сложных и напряжённых усилий и, поэтому, требовать от авторов кино простых ответов на самые важные вопросы, по меньшей мере, наивно и по большому счёту — бессмысленно. Молодёжь не хочет готовых и простых рецептов «на блюдечке», она хочет до всего «дойти» сама. Это похвально. Однако, в таком случает современное произведение киноискусства должно быть таким, чтобы зритель не пытался «понять» его «истинный» смысл, а активно работал над поиском «своего», адекватного его сегодняшним потребностям смысла, интерпретируя информацию, представленную в произведении его автором.

Литература:

  1. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Издательство политической литературы, 1990. — 416 с.
  2. Пензин С. Н. Кино как средство воспитания. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. — 152 с.
  3. Социология. Опрос «Кино» [Электронный ресурс] — Точка доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=586, дата обращения: 4.11.2016.
  4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 2. — 437с.
  5. Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. — Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кино, молодая, вид искусства, зверство гитлеровцев, зритель, современная жизнь, фильм, формирование личности, формирование мировоззрения.


Задать вопрос