Драматургия реалити-шоу в условиях социальной трансформации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Поляков К. В. Драматургия реалити-шоу в условиях социальной трансформации в России // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 481-483. — URL https://moluch.ru/archive/41/4575/ (дата обращения: 19.07.2018).

В статье рассматривается роль современного телевидения в формате реалити-шоу, на формировании ценно­стных ориентиров личности, на последствия влияния данного телевидения на подрастающее поколение.

Ключевые слова: телевидение, реалити-шоу, общество, воздействие, аудитория, восприятие.

Key words: television, society, influence, audience, perception.

Средства массовой информации влияют как на поведение, так и на самосознание чело­века. Они снабжают его новой шкалой само­оценок, навязывают образцы поведения, кото­рым он стремиться соответствовать, формиру­ют стремления, внушают пути удовлетворения желаний, другими словами, «подсказывают ему, как он может чувствовать себя таким, ка­ким хотел бы быть, даже не будучи им, то есть дают забвение в иллюзии» [6].

Самое мощное воздействие на население России оказывает телевидение, поскольку оно обладает возможностью в разных формах изби­рательно пропагандировать ценности настоя­щего и будущего. 57% россиян утверждают, что «смотреть телевизор» им доставляет особое удовольствие среди обыденных занятий; их ус­ловно можно назвать «любителями телевиде­ния», тогда как остальные относятся к нему бо­лее индифферентно [2].

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Исследования телевизионной коммуника­ции показали, что лица, проводящие много времени у телевизора, обнаруживают большую, веру в социальные и культурные стереотипы, пропагандируемые по ТВ. С его появлением люди стали меньше слушать радио, читать книг, ходить в кино, заниматься спортом, меньше спать и реже заниматься домашними делами. Частота обращения к массовым перио­дическим изданиям также снизилась. Все эти виды досуга и самообразования в настоящее время в России пользуются значительно мень­шей популярностью, особенно у стареющей части аудитории.

На сегодняшний день российские СМИ выполняют две функции: информационную и релаксирующую. Сейчас общественное мнение отдает предпочтение нейтральной развлекательной информации в сравнении с политической информацией.

Попытка классификации телезрителей при­водит к выводу, что по своим требованиям ау­дитория развлекательных программ делится на тех, кто их смотрит потому что нечего больше смотреть, это как правило поколение выросшее в СССР; на тех, которые смотрят их меньше, а это молодая аудитория, так как их отвлекает Интернет, радио и т.д.

Какую же роль и место занимает телевидение в жизни россиян, от чего они го­товы отказаться, а от чего нет? Каким жанрам, каким типам телепередач уделяют наибольшее внимание? Вот ответы на вопрос «Чем вы занимались в последний вы­ходной день?». Порядка 2/3 опрошенных были у себя дома. Еще четверть находилась на даче. Но это ситуация летняя, зимой респонденты тоже склонны оставаться дома. Соответственно, какие-то другие активные формы отдыха, например, спорт выбирает 1 % респондентов, поездки куда-то – 2 %, прогулки с семьей, с детьми – всего 7 %. Следующий вопрос был таким: «Как вы обычно проводите свободное время?». Большинство (67 %) смотрят телевизор и слушают радио. Причем, эта форма лиди­рует везде, вне зависимости от типа поселений. Нельзя сказать, что все селяне телевизионно зависимы, а москвичи и петербуржцы отдают предпочтение чему-то дру­гому. Если сравнивать телевидение с такими формами досуга, как кино, театр, кон­церты, то видно, что 2 % россиян обычно ходят в кино, театр, на концерты; в Москве чуть побольше – порядка 4 %. Книги, музыка, отдых на природе, работа на даче – все это важные формы досуга, но все они, безусловно, сильно проигрывают основной форме, которой у нас и является телевидение, – телесмотрению.

Ответ на вопрос «Как часто вы смотрите телевизор?» показал, что 72 % делают это каждый день; один-два раза в неделю – порядка 6 %, еще реже – порядка 4 %, 14 % утверждают, что 3-4 из каждых 7 дней просматривают телепрограммы. Чем старше россиянин, тем активнее он смотрит телевизор. В самой старшей возрастной группе (60 лет и старше) 77 % опрошенных смотрят телевизор каждый день. В самой молодой возрастной группе от (18 до 24 лет) – 69 % [1].

На сегодняшний день телевидение, к сожалению, уже не защищает духовное пространство, скорее, утилитарно при­спосабливает человека к жизни с помощью многочисленных потребительских программ, реалити-шоу и серийных драм, служащих простыми «инструкциями к поведению». Опыт, получаемый из этих передач, связанный с освоением но­вых понятий и развитием новых навыков, порой соперничает даже с реальным жизненным опытом людей. Однако телевидение адаптирует нас к тому образу жизни, который само же и провозглашает. Оно каждодневно занимается пост­роением достаточно искусственных моделей мира или его фрагментов, кото­рые зрители принимают за вполне реальные [7].

Развлекательное телевидение в стиле реалити-шоу – это всегда отдых, это снятие напряжения, поэтому, как правило, под развлечением понимают «легкое» и интересное времяпрепровождение, с целью увеселения, не всегда содержательное, иногда бесцельное, но почти всегда приносящее удовольствие и наслаждение, а посему развлекательное телевидение принято считать приятным, но пустым довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе важнейшую смысловую составляющую.

Реалити-шоу и юмористические передачи при кажущейся легкомысленности учат моделям приемлемого и неприемлемого социального поведения, тому, что одобряется обществом и тому, что обществом осуждается. Викторины и телеигры воспитывают лидерские качества, прагматизм, учат соревновательности. Реалити-шоу учат строить отношения в социуме и максимально трезво оценивать окружающую действительность. Естественно, речь в данном случае идёт о теоретической стороне дела, имеется в виду то, какими должны быть передачи, а не о том их зачастую подобии, которое мы имеем на российском телевидении.

О. Ермолаева, директор «Медиакомитета»: «У нас это как-то не связанно ни с каким содержательным моментом, хотя развлечение, это в том числе и получение эстетического удовольствия и наслаждения от произведения искусства» [8]. Слова Ермолаевой имеют право на существование потому, что сегодня под развлекательным телевидением в стиле реалити-шоу понимают, как правило, а) то, что «смешно», б) то, что в подавляющем большинстве случаев рассчитано на зрителя с невысоким культурным уровнем, в) то, что скандально, эксплуатирует тёмные стороны человеческого сознания, апеллирует к инстинктам, г) то, что преходяще, то есть либо не несёт в себе особой смысловой нагрузки, либо несёт её, но в очень малых количествах, и смысл этот, эта ценность, остаются в памяти аудитории всего лишь некоторое время, не имея особого значения в социально-культурной ориентации человека.

Се­годняшняя практика показывает, что телевидение осуществляет целый спектр социальных функций. Стоит обратиться к идеям известных психологов, педагогов и культуроло­гов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, В. А. Крутицкого, М. С. Кагана, писавших о ведущих видах деятельности, сопровождающих человека всю жизнь по мере взросления, с ран­него детства до глубокой старости, и соотнести их с видами телевизионной деятельности. Мы обнаружим поразительные соответствия. Ведь телевидение плотно укоренено в повседневности, оно — необходимый и постоянный спут­ник человека и человечества. Несколько поколений уже не помнят тех времен, когда телевидения не было. Оно постоянно занимается конкретной социализа­цией каждого отдельного представителя всех, без исключения, возрастных групп. Причем «то, что человеческая жизнь начинается с формирования коммуника­тивной деятельности и овладения ее механизмами, не должно вызывать удив­ления, — пишет М. С. Каган. — Ведь общение есть условие всех других видов деятельности человека как общественного существа» [3].

В настоящее время СМИ являются одним из основных социализирующих институтов в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Значительные возможности воз­действия на российскую аудиторию этого общественного института обусловливают­ся тем обстоятельством, что их содержани­ем охватывается весь спектр психологичес­кого воздействия в диапазоне от информи­рования, обучения, убеждения до манипу­лирования (воздействия на уровне чувств и подсознания).

Как показывают исследования, по гло­бальности воздействия на личность и воз­можности способствовать формированию мировоззрения информационные техноло­гии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно срав­нить только с участием семьи в социализа­ции личности. Телевизор для современно­го человека стал практически основным источником информации, познания окру­жающей действительности.

Популярность различного рода телеви­зионных передач, несущих в себе некие не­заурядные идеи и темы, актуальные в мо­лодежной среде, ведет к значительному ухудшению умения молодежи общаться, за­частую телевизор становится их главным собеседником. В результате молодые люди всё хуже правильно строят фразы и нахо­дят нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Телевидение фактически предостав­ляет уже переработанную информацию, которую нужно только «проглотить». Педа­гоги, психологи, социологи с тревогой от­мечают, что катастрофически понизился интеллект молодежи, что с каждым годом неизбежно растет агрессивная масса ущем­ленных сызмальства, отверженных моло­дых людей [4, 5].

Исходя из этого, можно сказать, что важность развития экранной культуры с массовой культурой придает первому первостепенное значение. Посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. Каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» [5].


Литература:

  1. Грушин, Б. Ф. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения / Б. Ф. Грушин. -М. : Знание, 1979. – С. 64.

  2. Данные опроса общественного мнения, проведен­ные Фондом общественного мнения и ВЦИОМ. См.: Ослон А. Социология и телевидение // Поли­тические исследования. 2004. №6. С. 174-175.

  3. Каган М. С. Человеческая жизнь. (Опыт системного анализа). М., 1974. С. 272-273

  4. Кара-Мурза, С. Г. Манипулирование сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М. : Мир, 2000. – С. 79.

  5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. – , С. 197.

  6. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1999. С.421.

  7. Мясникова М. А. Адаптивно-моделирующая функция телевидения: векторы воздей­ствия на аудиторию // Профессиональная культура журналиста как фактор информацион­ной безопасности. Екатеринбург, 2008. С. 49-60.

  8. http://www.muzcentmm.ru/topics/topic1/?id=264



Основные термины (генерируются автоматически): телевидение, массовая информация, развлекательное телевидение, телевизор, экранная культура, стиль реалити-шоу, форма досуга, окружающая действительность, день, том.


Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Основной контент — это то, ради чего смотрят телевизор.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет

1. Телевидение — это отрасль сбора, обработки и передачи информации, которая развивается очень быстро, — экранные...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя.

Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации.

Влияние телевидения на формирование информационной...

В нашей работе мы рассматривали только одну из информационных технологий - телевидение, которое оказывает огромное влияние на духовно- нравственное воспитание, на культуру восприятия информации, которую получает подросток из внешней среды.

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

В скором времени телевидение стало не только любимым способом проведения досуга, но и

«Ежедневно в эфире Milliy TV лучшие развлекательные шоу, культурно-просветительские программы

Наоборот, по нашему мнению, это именно та форма просмотра, которая будет...

Мини-кинотеатр в сельской местности как центр организации...

Кино – синтез искусства, массового досуга, пропаганды определенных ценностей и производственно-экономической деятельности.

Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению.

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

На сегодняшний день жанр ток-шоу в экранной журналистике пользуется широкой популярностью у аудитории за счет того, что

Считается, что ток-шоу появились в 60-х годах ХХ века на американском телевидении, а создателем этого жанра называют Фила Донахью.

Главные функции современного телевидения.

Региональному телевидению доверяет только чуть более половины из тех, кто его смотрит.

Условия демократизации, настоятельно выдвигают необходимость разумного сочетания необходимых форм контроля общества над средствами массовой информации с гласностью...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Если кинематограф являлся ранним видом экранных средств массовой информации, то другими видами аудиовизуальности являются телевидение и интернет, появление и массовое распространение которых вызвало новые перемены в развитии кино.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и воздействием на

“Наибольшая категория зрителей, включая телевизор, ожидают в первую очередь развлечений, именно поэтому телевидение, следуя...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Классификация основного контента телеканалов по периодичности...

Основной контент — это то, ради чего смотрят телевизор.

Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет

1. Телевидение — это отрасль сбора, обработки и передачи информации, которая развивается очень быстро, — экранные...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя.

Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации.

Влияние телевидения на формирование информационной...

В нашей работе мы рассматривали только одну из информационных технологий - телевидение, которое оказывает огромное влияние на духовно- нравственное воспитание, на культуру восприятия информации, которую получает подросток из внешней среды.

Новые страницы истории телевидения Узбекистана

В скором времени телевидение стало не только любимым способом проведения досуга, но и

«Ежедневно в эфире Milliy TV лучшие развлекательные шоу, культурно-просветительские программы

Наоборот, по нашему мнению, это именно та форма просмотра, которая будет...

Мини-кинотеатр в сельской местности как центр организации...

Кино – синтез искусства, массового досуга, пропаганды определенных ценностей и производственно-экономической деятельности.

Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению.

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

На сегодняшний день жанр ток-шоу в экранной журналистике пользуется широкой популярностью у аудитории за счет того, что

Считается, что ток-шоу появились в 60-х годах ХХ века на американском телевидении, а создателем этого жанра называют Фила Донахью.

Главные функции современного телевидения.

Региональному телевидению доверяет только чуть более половины из тех, кто его смотрит.

Условия демократизации, настоятельно выдвигают необходимость разумного сочетания необходимых форм контроля общества над средствами массовой информации с гласностью...

Кинематограф как вид аудиовизульности | Статья в журнале...

Если кинематограф являлся ранним видом экранных средств массовой информации, то другими видами аудиовизуальности являются телевидение и интернет, появление и массовое распространение которых вызвало новые перемены в развитии кино.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и воздействием на

“Наибольшая категория зрителей, включая телевизор, ожидают в первую очередь развлечений, именно поэтому телевидение, следуя...

Задать вопрос