Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 19.01.2018

Статья просмотрена: 2337 раз

Библиографическое описание:

Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 162-164. — URL https://moluch.ru/archive/189/47856/ (дата обращения: 17.02.2019).



В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что существование без них уже трудно представить. Начавшееся в середине XX-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа — информационного. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. В современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Благодаря возможностям средств массовой информации, личность может познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление. Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].

Подростковый возраст, как известно, является одним из наиболее сложных периодов. Изменяются мировоззрение, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл как кризисный период развития, связывая это с представлениями о биологической обусловленности процессов сферы развития.

В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, которые влияют на центральную нервную систему, отмечается бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму [4, с. 35].

Необходимо отметить, что средства массовой информации стали существенным фактором воспитания — подростки стараются подражать распространенным образцам. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.

Согласно закону РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [7].

Средства массовой информации подразделяют на следующие виды: электронные, печатные, интернет-СМИ (электронные газеты, журналы, сайты) [5, с. 18].

Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка.

ХX столетие считают веком телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с ростом его влияния на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации [1, с. 12].

Согласно социологической теории, СМИ, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции: оперативное информирование об окружающей среде, мире; социализация, воспитание; развлечение, занимательный досуг; сплочение, интеграция аудитории, социума, общества [8, с. 32].

Можно отметить, что содержание современных российских СМИ, и в первую очередь телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно к детям и подросткам, которые относятся к самой внушаемой ее группе. Так, реальные события и факты на ТВ нередко тенденциозно отбираются, субъективно искажаются, предвзято интерпретируются, обслуживая те или иные финансово-политические кланы.

В современной действительности особую остроту приобрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Так, в ряде стран Европы и США были зафиксированы случаи, когда дети после просмотра сериалов различного рода терминаторах и супергероях пытались, выйдя на шоссе, рукой остановить мчащийся грузовик [2, с. 11]. Также известны случаи, когда дети выходили на дорогу или выпрыгивали из окон, чтобы полетать, после того как просмотрели определенные телепередачи, фильмы и т. п. [3, с. 42].

Следующий вид средств массовой информации — печатный. Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. Важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию, — очень длительный и трудоёмкий процесс.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует значительное количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я«, больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательств, печатающие их. Тематика подобных журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием. Их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. Новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, необходимо умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания не учитывают этот фактор [6].

Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. По статистическим данным, 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь [9].

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Подобным образом может последовать увлечение угрожающими их здоровью девиациями.

По статистике, самым большим риском знакомства с деструктивными личностями и сообществами является общение в чатах или социальных сетях. Подростки могут быть вовлечены в радикальные политические группы, сатанинские культы, которые существуют в реальном мире, но принимать участие в них подростку легче, сидя за компьютером у себя дома.

Онлайн-игры наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и просоциального отдыха, вредя психическому и физическому здоровью [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что современные российские медиасистемы в значительной мере оказывают особое влияние на личность подростка. Познавательно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждаются подростки, нередко подменяется на деструктивно направленное содержание, развлечения.

Литература:

  1. Луман, Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. — 2000. — № 4. С.431.
  2. Дроздов, А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. — 2014. — № 8.
  3. Музыкант, В. Л. Теория и практика современной рекламы: монография. — М., 1998. Ч. 1. — 115 с.
  4. Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М.: ЧеРо, 2005. — 524 с.
  5. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 213 с.
  6. Жилавская, И. В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов Всеросс. научн.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007 / Сост. И. В. Жилавская. — Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007.
  7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (10.10.2017).
  8. Семёнов, В. Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи: социологический анализ // Царскосельские чтения. — 2010. –№ XIV. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rossiyskoy-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 10.12.2017).
  9. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mirznanii.com/a/174023/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-formirovanie-lichnosti-detey-i-podrostkov.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, подростковый возраст, подросток, ребенок, журнал, издание, личность подростка, средство.


Похожие статьи

Портрет современного подростка | Статья в журнале...

Подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, ребенок, родитель, массовая литература, книга, сознание, подросток, лобная...

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность органов публичной передачи

Средства массовой информации имеют достаточно большой перечень способов влияния на

Так же опасность влияния СМИ заключается еще и в том, что психика подростков зачастую...

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и последующем становлении личности человека.

Однако взрослые все еще продолжают считать подростка ребенком.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Исследования ученых-криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности, в первую очередь преступности подростков, оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости...

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подростковый возраст, подросток, семья, отношение, родитель, том, чувство взрослости, психологическое насилие...

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Издание книг.

Надо позаботиться о том, чтобы личность подростка развивалась гармонично: надо

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение, отношение подростка, подростковый возраст, главный образ...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений...

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

В чтении подростков и юношей преобладают молодёжные, а также женские журналы

Периодические печатные издания, адресованные детской и юношеской аудитории, выступают самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации.

Особенности общения подростков посредством интернета

реальное общение, виртуальное общение, общение, Сетевое общение, получение информации, подросток, Интернет, сеть, реальная личность, подростковый возраст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Портрет современного подростка | Статья в журнале...

Подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, ребенок, родитель, массовая литература, книга, сознание, подросток, лобная...

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность органов публичной передачи

Средства массовой информации имеют достаточно большой перечень способов влияния на

Так же опасность влияния СМИ заключается еще и в том, что психика подростков зачастую...

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и последующем становлении личности человека.

Однако взрослые все еще продолжают считать подростка ребенком.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Исследования ученых-криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности, в первую очередь преступности подростков, оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости...

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подростковый возраст, подросток, семья, отношение, родитель, том, чувство взрослости, психологическое насилие...

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Издание книг.

Надо позаботиться о том, чтобы личность подростка развивалась гармонично: надо

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение, отношение подростка, подростковый возраст, главный образ...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений...

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

В чтении подростков и юношей преобладают молодёжные, а также женские журналы

Периодические печатные издания, адресованные детской и юношеской аудитории, выступают самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации.

Особенности общения подростков посредством интернета

реальное общение, виртуальное общение, общение, Сетевое общение, получение информации, подросток, Интернет, сеть, реальная личность, подростковый возраст.

Задать вопрос