В экономически развитых государствах здоровье человека рассматривается как социальная и профессиональная ценность. Формируются условия для его восстановления и укрепления. Сохранение здоровья работника, особенно высококвалифицированного (пилота, машиниста, диспетчера, оператора и т. д.), дает огромный экономический эффект, а в транспортной сфере, существенно повышает и уровень безопасности.
Государственное здравоохранение направленно, в первую очередь, на диагностику и лечение болезней, не направляя средства на профилактику здоровья учащихся и работающих людей. Страховая медицина вообще исключает оплату профилактических мероприятий, проводимых даже для транспортных специалистов. Профилактика ограничена диспансеризацией. Немалые средства, вложенные в действующую форму здравоохранения, не дают ожидаемой отдачи.
С учётом собственной специфики разрабатываются и находят применение системы профилактики и восстановления и профессиональной готовности специалистов. Основа этих мероприятий позволяет в значительной мере изменить взгляды на проблему «здоровья здорового человека».
Специалисты восстановительной медицины, педагоги и психологи со своим оздоровительным арсеналом формируют и восстанавливают психофизические резервы организма, обеспечивающие работоспособность человека в тех условиях, в которых протекает его профессиональная деятельность.
Исходя из вышеизложенных представлений, «здоровье» выступает не как состояние организма, а как качественная категория, характеризующая работоспособность, эффективность, надежность профессионала [1].
В современном обществе физическая культура помимо гуманистических функций также выполняет и прикладные. К ним относятся — средства и методы физической культуры, которые в значительной мере способны снимать утомление, повышать работоспособность, целенаправленно укреплять здоровье, воспитывать профессионально важные психофизические качества, адаптировать к условиям трудовой деятельности, компенсировать влияние неадекватных трудовых, учебных и бытовых нагрузок [2].
Наряду с этим многие исследования свидетельствуют о снижении в два-три раза заболеваемости у рабочих и служащих при регулярных занятиях физическими упражнениями. Состояние здоровья и физическая подготовленность имеют прямую взаимосвязь с физической работоспособностью. Профессиональная работоспособность тесно связана с физическим и функциональным состоянием организма. Для поддержания требуемых уровней профессиональной деятельности физического и функционального состояний человека необходима определенная норма двигательной активности, которая может рационализироваться средствами физической культуры.
Кроме того, двигательная активность приводит к снижению энергетических затрат, экономизации деятельности кардиореспираторной системы, укорочению времени восстановления основных показателей профессиональной работоспособности [3].
Вместе с тем необходимость целенаправленной подготовки человека к трудовой деятельности и накопленный обширный потенциал физической культуры в этом процессе обусловили выделение специфической отрасли — профессионально-прикладной физической культуры, направленной на успешное овладение профессией и оптимизацию профессиональной деятельности. Использование средств и методов физической культуры в целях профессионально-прикладной подготовки для различных учебных заведений включены в программу как обязательный компонент предмета «Физическое воспитание» [4].
Профессиональная направленность физической культуры обеспечивает тесную связь образовательно-воспитательного процесса с целостной профессиональной подготовкой специалиста, позволяющей им включиться в профессиональную деятельность без моральных и психофизических издержек, проявлять высокую социальную отдачу.
Профессионально-прикладное направление физической культуры в 60-е годы стало бурно развиваться в научно- теоретическом и экспериментальном плане. Сначала для профессий, в которых предъявляются повышенные требования к уровню специальной психофизической готовности специалистов и, в первую очередь, военных, транспортных [4], а несколько позже в более широком направлении профессиональной деятельности [5]. Затем появились разработки связанные с необходимостью формирования определенных физических и психических качеств, позволяющих достигать высокой профессиональной квалификации и сохранить ее на долгое время [6].
В настоящее время вопросы воспитания профессионально важных психических и функциональных качеств средствами и методами физической культуры исследованы, на наш взгляд, недостаточно глубоко. Решение этих задач видится в обеспечении единства процессов оценки и формирования комплекса профессионально важных физических, функциональных и психических качеств будущего специалиста. Исходя из этого, нами ведутся исследования по определению, ранжированию и воспитанию профессионально важных психофизических качеств студентов, осваивающих различные транспортные специальности.
Литература:
- Зуев С. Н. Компоненты профессиональной психофизической готовности // Педагогические науки № 4 (32) 2008 ISSN 1728–8894 С. 115–117
- Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура и пути повышения ее эффективности // Физическая культура и здоровый образ жизни: гез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф.- Липецк, 199 Г-С. 153–154.
- Nifontova L. N., Kozlov V. V. Proisvodna gimnastika i sports korekreativna vesbe u procesu rada // ХШ Medjunarodna naucna konf.: Program sportske rekreacije u procesu rada i turizmu 28–31 maj 1989.- Rovinj, 1990,- P. 54–59.
- Кабачков В. А., Зуев C. H., Жидких В. П. Физическое воспитание с профессиональной направленностью: Метод. Указания. — М.: Тип. МИС’И им. В. В. Куйбышева, 1990. — 37 с.