В данной работе рассматривается значение физической подготовки в жизни студентов и сотрудников ФСИН, основные элементы физической подготовки, влияние физической подготовленности и психической устойчивости на служебную деятельность.
Ключевые слова: физическая подготовка; физическое воспитание.
Служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) связана с их работой в местах лишения свободы. В таком изолированном по своей структуре месте, несомненно, существуют тяжелые психологические взаимоотношения, которые требуют от сотрудников хорошей психологической подготовленности, а также выдержки и самообладания. Помимо этого, деятельность сотрудников УИС связана с осуществлением своей работы в ситуациях, когда подозреваемые и осужденные оказывают сопротивление, не подчиняются требования сотрудников. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемым к сотрудникам УИС, является способность постоянного проявления своей физической подготовленности. Без достаточной подготовки невозможна профессиональная деятельность сотрудников, так как работа в данной структуре требует обладания специальными умениями и навыками. В случае, если сотрудник не будет иметь достаточной подготовки, то он будет в разы слабее подозреваемых и осужденных, что даст следствие тому, что на него может быть оказано различное воздействие данными лицами.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Профессионально важные физические качества формируются во время занятий физической подготовкой институте, а также в процессе занятий в группах спортивного самосовершенствования.
Одни из основных задач профессионально-прикладной физической подготовки, выделяемых исследователями:
– воспитание важных для данной деятельности качеств (волевых, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
– формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми условиями будущей трудовой деятельности);
Раскроем физическую подготовку курсантов, которые в будущем будут трудиться в местах лишения свободы. В связи с тем, что повседневная деятельность сотрудников УИС связана с осуществлением своей работы в ситуациях, когда подозреваемые и осужденные оказывают сопротивление, не подчиняются требованиям сотрудников, а также в случаях, когда присутствует тяжелая психологическая напряженность, одним из основных требований, предъявляемым к сотрудникам УИС, является их способность постоянного проявления своей физической подготовленности и психической устойчивости. Таким образом, специфика будущей профессии курсантов связана с необходимостью постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность. Процесс физического воспитания предполагает, во-первых, воспитание физических качеств. Во-вторых, важную роль играет овладение специализированными сложными двигательными навыками (к примеру, отработка приемов борьбы, задержания и пр.).
Основной целью физической подготовки курсантов является достижение высокого уровня развития физических и психических качеств. Так, для будущих сотрудников УИС Ф. М. Зезюлин в качестве главных задач физической подготовки называет следующие:
- Совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы.
- Развитие и совершенствование физических качеств.
- Повышение уровня устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов в ходе служебной деятельности.
- Вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой.
Для улучшения физической подготовки в институте используются:
– для развития силы: гиревой спорт, подтягивания на перекладине и т. д.
– с целью развития выносливости: бег на средние и длинные дистанции, лыжная подготовка, марш-броски и др.
– для развития специальной физической подготовленности используются: преодоление полосы препятствий, занятия по отработке специальных приемов защиты и нападения
– занятия по контактным видам спорта: самбо, и др.
Таким образом, физическая подготовка в УИС имеет очень важную роль в деятельности курсантов и работников исправительных учреждений. В связи с этим работнику УИС нужно, по нашему мнению, обладание хорошей физической и психологической подготовкой, выдержкой и самообладанием, ловкостью, силовой выносливостью.
Литература:
- Зезюлин Ф. М. Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы. Владимир, 2006.
- Шувалов Ф. П. Методика физического воспитания в средней и высшей школе. М., 1938. Ч. 2. С. 160–168.
- Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.
- Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
- Загорский Б. И. О содержании основных понятий, теории и методики ППФП // Теория и практика физической культуры. 1984. № 9. С. 44–46.
- Желтов Р. Физическая подготовка как фактор повышения эффективности служебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008 № 8.
- Ранцев Г. Требования к физической подготовленности сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 12.
- Сурков Д. А., Капилевич Л. В. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27–30.