Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Жигачева, Н. С. Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни / Н. С. Жигачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41038/ (дата обращения: 28.04.2024).



Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу будущих семейных отношений.

На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.

Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи соответственно — дочери, жены, матери.

Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Однако истоки этого понятия современные ученые находят в работах З. Фрейда.

Фрейд придавал понятию идентификации уже более широкий смысл, определяя ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, имеющую преимущественно эмоциональный характер, но и как важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой [10].

К. Ясперс, идеи которого отражают размышления о взаимоотношениях «Я» и «Ты», определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания осознание того, что я остаюсь тем, кем был всегда, и все происходящие в моей жизни события происходят именно со мной, и не с кем другим. Примером нарушения идентичности, по мнению Ясперса, являются утверждения больных шизофренией о том, что происходившее с ними до начала психоза на самом деле было не с ним, а с кем-то другим [12].

И все же, несмотря на обширную предшествующую историю анализа категории «идентичность», статус самостоятельного научного понятия она получила в работах Э. Эриксона.

Идентичность — это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации. Э. Эриксон рассматривал постижение идентичности как процесс, происходящий в русле не только индивидуальной, но и общественной культуры, как процесс, устанавливающий синтез двух идентичностей — социальной и личностной [11]. Социальная идентичность определяется Эриксоном, как личностное образование, которое отражает внутреннюю солидарность человека с групповыми идеалами и стандартами, а также те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

Полоролевая идентичность одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация — это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты «маскулинности» и «фемининности» в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальности, что отражает способность к самоутверждению и компетентности, экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность [6].

Как отмечают в своей статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

− половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

− собственно полоролевая идентичность – знание и усвоения ролей мужчины и женщины [3].

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, полоролевая идентичность — это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [3].

Коломинский Я. Л. и Мелтсас М. Х. отмечают, что полоролевая идентичность предполагает:

− осознание и принятие тела как тела человека определенного пола;

− отождествление себя с определенным полом;

− представления о половых ролях, закрепленных в обществе;

− наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;

− положительное отношение к себе как представителю определенного пола [3].

Под позитивной половой идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме.

Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И. С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе [4].

Радзивиловой М. А. были разработаны критерии и уровни сформированности полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

Низкий уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:

− умением ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам (одежде, длине волос, физиологическим признакам, полоролевому поведению;

− сформированностью телесной идентичности;

− знанием и умением выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом.

Средний уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:

− половой дифференциацией и идентификацией (видением перспективы собственного развития в маму или папу, женщину или мужчину);

− знанием основ полоролевого поведения мальчиков/девочек, мужчин/женщин, владением представлениями о внутрисемейных половых ролях;

− способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками;

− владением элементарными знаниями о своем организме, об анатомическом строении человека.

Высокий уровень полоролевой воспитанности дошкольников определяется следующими характеристиками:

− осознанием собственного женского или мужского образа «я»;

− умениями применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни;

− способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми;

− владение представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения;

− развитием эмпатии, доброжелательности;

− осведомленностью о возможности агрессивных действий со стороны незнакомых людей, старших детей и навыками личной безопасности.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра выступает не только ведущим видом деятельности, но и важнейшим средством полоролевого воспитания. Использование игр-драматизация как средства полоролевого воспитания может эффективно реализовываться при следующих условиях:

− целенаправленном отборе литературного материала для игр-драматизация, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;

− организации подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом;

− формирование у детей навыков поведения в рамках определенной социальной роли.

Литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. — М., 2003. — 295 с.
  2. Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника в семье. М.; Л., 1947.
  3. Коломинский Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. – 165–171 с.
  4. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. — 1981. — № 2. — 17–18 с.
  5. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н. К. Ледовских. — М.: Владос, 2008.
  6. Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе, С.118–152. Пер. с англ. А. Бородиной (Введение) и В. Успенской (гл.6) Тверь, 2002.
  7. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. (Дипломное исследование) — Волгоград, 1999.
  8. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва — Воронеж, 2004. — 300 с.
  9. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебное пособие [Текст] / Н. Е. Татаринцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 243 с.
  10. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Сост. и ред. М. М. Решетников. СПб., 1997.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  12. Ясперс К. Смысл истории. М., 1963.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, пол, воспитанность дошкольников, идентичность, половая идентичность, владение представлениями, женщина, идентификация, отношение.


Похожие статьи

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [5,45].

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности

Пекина О. В. Педагогические условия развития полоролевой идентичности дошкольников в

Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст.

К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно.

Особенности формирования полоролевых представлений...

старший дошкольный возраст, ребенок, половая принадлежность, половая роль, пол, поведение, представление, взрослый, представление ребенка, первичная половая идентичность.

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника...

Под полоролевой идентичностью дошкольника понимается осознание своей половой принадлежности и поведения, свойственного своему полу.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки.

Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении...

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

Полоролевая идентичность представляет собой осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников. Автор: Ульянова Юлия Борисовна. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентичность, пол, девочка, гендерная схема, дошкольный возраст...

Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО

девочка, мальчик, дошкольный возраст, пол, половая идентичность, ребенок, генетическая основа, Каган, интеллектуальное развитие, ролевая идентификация.

Похожие статьи

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [5,45].

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности

Пекина О. В. Педагогические условия развития полоролевой идентичности дошкольников в

Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст.

К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно.

Особенности формирования полоролевых представлений...

старший дошкольный возраст, ребенок, половая принадлежность, половая роль, пол, поведение, представление, взрослый, представление ребенка, первичная половая идентичность.

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника...

Под полоролевой идентичностью дошкольника понимается осознание своей половой принадлежности и поведения, свойственного своему полу.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки.

Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении...

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая...

Полоролевая идентичность представляет собой осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников. Автор: Ульянова Юлия Борисовна. Рубрика: Педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентичность, пол, девочка, гендерная схема, дошкольный возраст...

Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО

девочка, мальчик, дошкольный возраст, пол, половая идентичность, ребенок, генетическая основа, Каган, интеллектуальное развитие, ролевая идентификация.

Задать вопрос