Египет вызывал большой интерес на Руси с давних времен как одно из мест, где происходили библейские события. Паломники, совершавшие свои путешествия в Святую Землю, нередко также посещали святыни Нижнего Египта и Синая. При этом попутно изучая и описывая экзотическую природу, архитектуру и древнеегипетские памятники, которыми так богат Египет. Позже уже русские путешественники продвигались в своих странствиях в Верхний Египет и Нубию.
Нам представляется интересным изучить и проанализировать данные, которые они сообщали в своих письмах и книгах на основе конкретных памятников. Для этих целей мы использовали обелиски, которые являются одним из символов Древнего Египта. Время исследования начинается с первых описаний обелисков русскими паломниками и заканчивается концом XIX века, того времени, когда появляются первые русские египтологи такие как В. С. Голенищев и Б. А. Тураев, и начинается научное изучение Древнего Египта. Ценность данной статьи заключается в том, что подобные исследования еще не проводились.
Истории паломничества и путешествий в Египет интересовали многих отечественных авторов. Материал по нашей теме обширно представлен в книге В. В. Белякова [1], в которой имеются оригиналы текстов хожений XV-XVIII века. Также нашими источниками были публикации русских путешественников XIX века: О. И. Сеньковского [2], А. Н. Муравьева [3], А. С. Норова [4], А. А. Рафаловича [5], В. М. Андреевского [6], В. Л. Кигн-Дедлова [7] и Э. Э. Ухтомского [8]. Существуют также несколько статей, которые описывают странствия русских путешественников в Египте. Это статьи: О. Д. Берлева [9], Н. С. Петровского [10], А. Г. Авдеева [11]. Есть также интересные публикации в сети-интернет на данную тему: В. Гуминского [12] и Е. Жирнова [13].
До начала XVIIв. Египет посетили ряд русских паломников, оставивших записи об этом. Они интересовались только христианскими святынями. Египетские древности, в том числе и обелиски, они в своих «хожениях» не упоминают. Например, инок Варсанофий (побывавший в Египте в 1462 г.) или «гость» Василий (в 1466 г.) [1, c. 15, 17] в своих хожениях ничего не говорят ни про обелиски, ни даже про египетские пирамиды.
В XVII веке паломники начинают интересоваться и достопримечательностями Египта. В 1634 г. Василий Гагара описывает обелиск Сенусерта I в Матарее (Гелиополе), а в 1649 г. Арсений Суханов сообщает об обелисках Тутмоса III в Александрии.
Василий Гагара жил в Казани, и в свое хожение на Ближний Восток отправился в 1634 году. Побывав там несколько месяцев, Гагара вернулся в Москву, где царем Михаилом Федоровичем был пожалован званием «московского гостя».
Он посетил в Матарее (древний Гелиополь) одну из главных христианских святынь Египта: «Многие наши путешественники побывали в Матарии, неподалеку от Каира, в месте, где, согласно коптской традиции, останавливалось Святое семейство. «На расстоянии двух с половиной миль от Каира находится источник со святой водой, который называется Васлом, — писал Варсонофий. — Сюда приходил Господь наш Иисус Христос из города Иерусалима с Пречистой девой Марией, своей матерью, и с Иосифом, своим хранителем». [1, c. 276]
Посетив эту святыню, Гагара уделил внимание и обелиску, стоящему недалеко от нее: «На расстоянии пяти поприщ от Каира стоит четырёхугольный камень. У него острый верх, в высоту он 12 саженей, а в ширину 4 сажени. Турки называют его Фараоновым копьём, и подписано на нём имя Фараона» [1, с. 150]. Гагара упоминает, что на обелиске написано имя египетского царя. Высоту обелиска он привёл довольно точно. Высота обелиска — 22 м (12 сажен соответствуют 26 м). Этот обелиск в паре с другим, таким же стоял перед храмом египетского солнечного бога Ра-Атума.
Арсений Суханов был церковным и государственным деятелем середины XVII в., который по указу царя Алексея Михайловича поехал на Ближний Восток для описания святых мест.
В Александрии, в которой остановился Суханов, были, так называемые,«Иглы Клеопатры», которые к самой Клеопатре VII, известной своими любовными связями с Юлием Цезарем и Марком Антонием, отношения не имеют. Они были изготовлены по приказу древнеегипетского царя Тутмоса III[1] и сначала стояли в Гелиополе. Впоследствии они были перенесены в Александрию, а в конце XIX века подарены Англии и США. Один из них в 1878 году был установлен в Лондоне, другой в 1890 году — в Нью-Йорке. К Клеопатре обелиски отношения не имеют.
Их и упоминает наш паломник: «Средиземное море разливается до самой стены города, где находятся большие ворота к морю. Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из цельного камня. В высоту она примерно двенадцать саженей. На ней сверху донизу вырезаны неизвестные письмена: сабли, луки, рыбы, человеческие головы, руки, ноги, топоры, а некоторые символы и вовсе неизвестные. Говорят, что некая мудрость там написана. Есть и другая колонна, недалеко от первой, в точности такая же по виду и размеру, только упала, лежит на боку», — сообщает нам Арсений Суханов [1, с. 158].
Начиная сXVIII века, Египет начинают посещать не только паломники, но и путешественники, например, Василий Григорович-Барский в 1723 году решил покинуть Киев и отправиться в странствия по миру. При этом он отправился в свое путешествие с целью посмотреть чужие земли, а не как паломник или государственный деятель. Ему приходилось странствовать без денег, живя на подаяния. Посетив многие города Европы и Ближнего востока, Григорович-Барский смог побывать в Египте в 1727 и 1730 годах, причем во время своего путешествия делал записи и зарисовки, что впоследствии позволило издать книгу «Странствования Василия Григоровича-Барского». Она пользовалась большим успехом и к началу XIX века смогла выдержать шесть изданий.
В Александрии Григорович-Барский увидел «Иглы Клеопатры»: «Внутри города, с северной стороны, возле монастыря святого Саввы, рядом с морем, есть ещё два больших столпа из цельного камня, называющихся Клеопатровыми. Клеопатра была некогда многоименитой царицей, которая поставила в незабвенную о себе память два чудных столпа, одинаковых по виду и размеру. Один из них упал от времени, а второй стоит непоколебимо. Известно, что раньше эти столпы стояли перед царским дворцом». [1, с. 215].
В конце XVIII века в 1795 году Александрию посетил архимандрит киевского Екатерино-Греческого монастыря Константин. Эта обитель принадлежала Синайской церкви, назначавшей туда архимандрита. Его книга «Древняя Александрия», опубликованная в Москве в 1803 году, написана на двух языках — русском и греческом.
Константин, объясняет название «Игл Клеопатры», тем, что стояли они перед ее дворцом: «Ступив на берег, любители древностей первым делом осматривают обелиск Клеопатры. Путь к нему лежит сквозь развалины громадных зданий. Когда смотришь на этот величественный старинный памятник, и на другой, лежащий рядом с ним и совсем почти погребённый в земле временем, на сердце становится печально. Обелиск Клеопатры служит достаточным доказательством того, что и дворец этой знаменитой в истории царицы, известный также под названием дворца Цесарева, существовал на этом же месте. Впрочем, кроме этих двух обелисков не видно никаких остатков того великолепного здания. Обелиск Клеопатры стоит почти в середине нового города и малого Фарилона, от моря налево. Часть его подножья хотя и ушла в землю, однако высота обелиска составляет до 28 футов. Между гаванью и обелиском каменная стена, служившая оградой всего монумента, а ныне она разрушена и высотой с подножье обелиска. В развалинах стены со стороны моря большое количество разных архитектурных обломков резной работы, по которым можно судить, что они принадлежат к какому-то величественному зданию. Обломки эти — разнообразных мраморов, гранита и древнего зелёного цвета камня. Со стороны твёрдой земли большое пространство столь тщательно изрыто, что кажется, будто по пылинке перебрано, несомненно, в корыстных целях.
Обелиск состоит из целого четырёхугольного гранита. По всей его поверхности вырезаны иероглифы, которые на двух сторонах ещё целы, а на двух других уничтожены временем. Казалось бы, удивительно, что римские императоры, собирая все редкости в Риме, в столице вселенной того времени, не перевезли первым делом этот обелиск; обезображенные и повреждённые временем две его стороны, вероятно, помогли ему устоять на своём месте. Некоторые историки полагают, что оба упомянутых обелиска находились в самих чертогах Клеопатры, не говоря, в каком именно месте они были там помещены. Впрочем, несомненно, что памятники эти древнее, чем Александрия, и взяты из какой-нибудь части Египта, поскольку ещё до времени её существования употребление и значение иероглифов было потеряно. Всё расстояние от обелиска до малого Фарилона по морскому берегу представляет собой груды разрушенных колоннад, сводов и каналов. Все они в таком смешении и беспорядке, что невозможно представить подлинные черты образа бывшего здания. Можно лишь предположить, что эти части составляли изящное целое» [1, c.224–225].
В XIX веке путешественники уже больше интересуются самим Египтом, и его памятниками. Вначале века в Египте побывал польский дворянин, журналист и востоковед Осип Сенковский. Научные интересы Сеньковского были связаны с изучением Востока. После окончания университета в 1819 г. Сеньковский посещает Ближний Восток, где собирает материалы по истории и культуре народов Востока.
Муравьёв Андрей Николаевич— русский дворянин, православный писатель и историк Церкви. В 1829–1830 годах, в качестве паломника посетил Египет и другие Святые места. Впоследствии, через два года в 1832 году было издано «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.».
Муравьёвразочаровано замечает, впервые увидев Александрию: “Я воображал себе развалины и нашел только прах! Два лишь обелиска Клеопатры, один стоящий, другой падший, оба из одного куска розового гранита, покрытые иероглифами, остались памятниками древней славы Александрии” [3].
Норов Авраам Сергеевич, является одним из тех редких типов путешественников, которые не только исследуют интересные и малоизвестные места, но и блестяще умеют их описать. Потомственный дворянин и военный, участник войны 1812 года, Авраам Норов был уволен с военной службы в 1823 году, получив пенсию по ранению, перешел в ведомство Министерства внутренних дел. Откуда в 1834–1835 годах был отправлен в отпуск для посещения Святой Земли и Египта. На основе своей поездки он пишет две большие работы: «Путешествие по Святой Земле» и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 годах». «Это лучшее из всего написанного русскими путешественниками о Египте и наиболее полезное для египтологов», — пишет русский египтолог О. Д. Берлев [9].
«Обелиски Александрии находятся на берегу новой гавани, между береговою стеною древнего города и стеною новейшего построения. Не палаты кесарские, не сладострастное жилище Клеопатры возвышаются около них; теперь этот царский квартал (Buchion) покрыт землянками полунагих арабов, обитающих там вместе с своими стадами. Один из сих обелисков, присвоенный имени Клеопатры, еще гордо высится над рассеянным прахом великолепия; другой повержен и частью занесен знойным песком; он лежит на обломившихся сводах и служит огромною перекладиною поперек небольшого оврага». [4].
Описывая храмы Карнака и ЛуксораАвраам Норов пишет, что «Въ перспективѣ, за упавшею стѣною, высятся, изъ страшныхъ грудъ другихъ развалинъ, два огромные обелиска» [4, II, 39].
Про обелиски на острове ФилеНоров замечает, что «отъ самаго берега начинается великолѣпный портикъ, который при входѣ; былъ украшенъ, двумя небольшими обелисками; одинъ изъ нихъ еще стоитъ на своемъ мѣстѣ у самаго обрыва берега; другой, увезенъ въ Англію». [4, II,c. 52]. Эти обелиски описывает также Артемий Рафалович [5, c. 133].
Недоделанный обелиск в Асуане тоже очень заинтересовал Авраама Норова: «Я видѣлъ тутъ одинъ недокончанный обелискъ огромнаго размѣра, выходящій изъ нѣдръ горы. Какой переворотъ правленія, какая военная буря остановили его на торжественномъ пути?.».. [4, II, c. 49].
Андреевский Владимир Михайлович, дворянин из Тамбовской губернии, также путешествовал по Египту в конце XIX века. Он был членом Государственного Совета. Учился в Московском университете, после окончания которого побывал в Европе и на Ближнем Востоке. Андреевский выпустил в 1884 году свою книгу, посвященную этому путешествию.
В Петербурге Андреевский знакомится В. С. Голенищевым: «наш египтолог В. С. Голенищев, с которым я познакомился в Петербурге, помог мне в выборе руководств по истории Египта и египетскому искусству» [14], и писательский талант позволили получить работу по Египту, чрезвычайно подробной и интересной.
Когда Андреевский прибыл в Александрию в 1881 году, то «Иглы Клеопатры» Тутмоса III были уже увезены из Египта. Один в Лондон, а другой в Нью-Йорк. При этом Андреевский справедливо замечает «неизвестно почему называвшиеся иглами Клеопатры» [6, c. 19].
Владимир Людвигович Кигн-Дедлов был очень разносторонним человеком. Он был и прозаиком, и публицистом, и искусствоведом, и путешественником. Родившись в семье немецких переселенцев, был сторонником «русской идеи» и горячо любил все русское. У него осталось много произведений самого разного жанра, в том числе и описание путешествий.
Кигн-Дедлов упоминаетобелиски при описании Карнакского храма. Дедлов выделяет, что обелиски высятся над развалинами храма, и удивляется незнанию местными жителями древней истории Фив [7, стр. 414].
В 1890–1891 годах великий князь Николай Александрович (в будущем император Николай II) побывал в путешествии по странам Европы, Азии и Африки. Это путешествие было одним из этапов обучения наследника престола, и способом для укрепления старых, и установления новых дипломатических связей со странами мира. Э.Э.Ухтомский, который был включен в свиту Николая Александровича за несколько дней до отъезда, издал в 1893 году свой труд, посвященный этому путешествию, который впоследствии был переиздан на многие языки мира [8].
Владимир Ухтомский, будучи в свите будущего российского императора Николая II посетил Фивы и подробно описал обелиск Хатшепсут. Он пишет, что воздвигнут обелиск в честь небесного отца, и что верхушку его когда-то украшало позолото. Очень остроумно было проведено сравнение между Хатшепсут, которая «приказывала изображать себя мужчиной, с бородой, — по-мужски властвовала, думала, чувствовала» с царевной Софьей с ее притязаниями на престол [8, стр. 151].
Наши путешественники не только описывают, но и расспрашивают местных жителей, и также сами пытаются раскрыть тайну обелисков и иероглифов, что на них начертаны. Василий Гагара, пишет, что турки называют обелиск «Фараоновым копьём, и подписано на нём имя Фараона» [1, c. 150]. Арсений Суханов — что «некая мудрость там написана» [1, c. 158]. Григорович-Барский переписывает и пытается понять назначение иероглифов [1, c. 283]. Архимандрит Константин правильно замечает, что обелиски древнее самой Александрии в которой стоят [1, c. 283]. Андреевский справедливо отмечает, что обелиски Тутмоса III в Александрии «неизвестно почему называвшиеся иглами Клеопатры» [6, c. 19].
Древнеегипетские храмы и города встретили русских путешественников разрушенными и заброшенными, и только возвышающиеся над развалинами обелиски сообщали о былом величии Древнего Египта. А. Н. Муравьев сокрушенно замечает, что «Я воображал себе развалины и нашел только прах!» [3]. Кигн-Дедлов выделяет, что обелиски высятся над развалинами храма [7, с. 414]. «Ступив на берег, любители древностей первым делом осматривают обелиск Клеопатры. Путь к нему лежит сквозь развалины громадных зданий», — рассказывает архимандрит Константин [1, с. 224]. Норов пишет про обелиск в Луксоре «Изъ этой груды, гордо возносится обелискъ» [4, II, с. 40].
В заключении можно отметить следующее.
Обелиски, которые описывают паломники и путешественники находились в Александрии, Гелиополе, Фивах, на острове Филе, в Асуане и в Нубии.
До начала XVII в. Русские паломники интересовались только христианскими святынями, и не уделяли внимание в своих «хожениях» египетским памятникам.
В XVII веке паломники начинают интересоваться и достопримечательностями Египта. Начиная с XVIII века, Египет начинают посещать не только паломники, но и путешественники, причем совершенно разных профессий. Это и купеческий сын Григорович-Барский, и врач Рафалович, и потомственный военный Норов, и юрист Андреевский, и представитель старинного шляхетского рода Синьковский, и даже будущий император Российской Империи Николай II.
Возвратившись после длительных странствий домой, русские путешественники написали много интересных книг посвященные описанию Египта и египетским древностям, вызвавших большой интерес читателей. И одними из них были, несомненно, обелиски.
Литература:
- Беляков В. В., Федорова Е. В. Египет глазами россиян XV—XVIII веков. Сборник хожений. Москва, 2013.
- Сенковский, О. И. Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбеуса): С портр. и жизнеописанием авт. Т. 1–9. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1858–1859. — 9 т.; 18. CXXXVIII, 517 с.
- А. Н. Муравьев, Путешествия ко святым местам в 1830 году, СПб., 1832. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XIX/1820–1840/Muravjev/text1.htm
- Норов, А. С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг., СПб., 1840. В II ч.
- Рафалович, А.А. «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты». СПб. 1850.
- Андреевский, В. М. Египет. Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. СПб.-М.: Издание товарищества М. О. Вольф, 1886.
- Кигн-Дедлов, В. Л. Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1888.
- Ухтомский, Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890–1891. Т. 1. — СПб.; Лейпциг, 1893.
- Берлев О. Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX в. М., 1990. С. 229–237.
- Петровский Н. С. Источники сведений о Древнем Египте в России в XI-XVIII веках. // Вторая часть послесловия Н. С. Петровского к книге: Замаровский В. Их величества пирамиды. 2-е изд. М., 1986. С. 389–406.
- Авдеев, А. Г. Восприятие древнеегипетской иероглифики в эпоху московского барроко. // Aegyptiaca Rossica (Выпуск 4): сб. ст. / под ред. М. А. Чегодаева, Н. В. Лаврентьевой. Москва, 2017.
- Гуминский, В. Египет и Синай глазами русских паломников // http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41563.htm#rel4 (дата просмотра 20.01.2017).
- Жирнов, Е. Египтомания по-русски // http://kommersant.ru/doc/1613943 (дата просмотра 20.01.2017).
- Андреевский, В. М. Автобиографические воспоминания. // Государственный архив Тамбовской области, фонд Р-5328, опись 1, дело 7. Начато в 1930 г.
[1] Тутмос III — царь Древнего Египта из XVIII династии (Новое царство), правивший приблизительно в 1479/1473–1458/1457 годах до н. э.