Музыкальное воспитание и обучение занимает особое место в процессе формирования личности, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармоничной целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное.
Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу школьника и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку, слушая музыкальное произведение ребенок в тоже время учиться мыслить, сравнивает музыкальное явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъём.
Чрезвычайно важна и значительна в этом процессе роль педагога-музыканта, направляющего формирование личности школьника, помогающего преодолеть инертность музыкального восприятия, развить весь комплекс музыкальных способностей. Для решения этих задач необходимо множество условий: компетентность педагога, знание наиболее эффективных приёмов педагогического воздействия, владение методикой развивающего, обучения, направленной на формирование творческих качеств учащегося. Только так создаётся подлинно художественно-творческая атмосфера в классе, при которой каждый ребенок раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересные поиски решение поставленных проблем. Собственное исполнительство является одной из необходимых основ музыкально-педагогической деятельности. Музыкальный инструмент играет важную роль в работе учителя, так как ничто не может заменить того влияния на музыкальное восприятие учащихся, которое оказывает на них живое исполнение педагога. Поэтому в структуре профессиональных умений педагога-музыканта исполнительской подготовке отводиться важное место.
Профессиональная композиторская школа олицетворяет магистральный путь европейской музыкальной культуры, и до нашего времени она отождествлялась с понятием мировой музыки вообще, оставляя в тени все другие формы музыкальной жизни общества. Весь долгий путь её развития обусловлен внутренней неразрывной преемственностью, которая привела к законченной нерушимой художественной логике.
При выборе фортепианных произведений для слушания и внеклассной работы разных стилей и жанров от классики до модерна, необходимо учитывать, что программа должна быть разнообразной.
Очень важно изучение национального репертуара композиторов Казахстана. Особенно необходимо обращаться к творчеству таких композиторов, как Нагима Мендыгалиев, Куддус Кужамьяров, Газиза Жубанова и других современников. В их репертуаре очень часто мы слышим сочетание классики и фольклора, народной песни и даже джаза. Развитие камерно-инструментальной музыки в республике Казахстан демонстрирует последовательность в освоении различных жанров: от фортепианных обработок казахских народных мелодий в виде пьес, миниатюр, более сложных музыкальных композиций и до жанров, появившихся в послевоенной период, в частности, жанры сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано. Жанр сонаты в камерно-инструментальной музыке Казахстана возникает в послевоенные годы в творчестве Б. Г. Ерзаковича, Б. Байкадамова, Н. Мендыгалиева, К. Мусина, М. Койшыбаева, К. Кужамьярова, и других. Например, Соната для фортепиано Б. Г. Ерзаковича, посвященная Маншук Маметовой, положила начало жанру сонаты в камерно-инструментальной музыке республики.
Среди различных жанров казахской камерно-инструментальной музыки важное место принадлежит сонате, которая писалась для различных сольных инструментов (фортепиано, скрипки и других) и ансамблей. Развитие камерно-инструментальной музыки Казахстана и жанра сонаты, в частности, характеризуется как единый поступательный процесс. Каждый его этап связан с решением определенных идейно-эстетических, технических и музыкальных задачи имеет свои завоевания. К настоящему времени этот жанр уже характеризуется «широтой жанрового диапазона, разнообразием, национально-почвенным преломлением сложившихся в европейской музыке форм и жанров». Здесь ярко выделяются написанные в этот период фортепианная соната Б.Ерзаковича, сонаты для скрипки и фортепиано Б.Байкадамова и К.Мусина.
Прочные связи с традиционной казахской музыкой в синтезе с классическими русскими и европейскими традициями, обогащенными и усложнёнными современными тенденциями в развитии музыкального искусства, внимание к культуре своего народа непосредственно сказываются и на стилистике произведений профессиональных композиторов Казахстана.
Таким образом, работа над формированием установки через углубленное изучение различных стилей и жанров в фортепианной музыке, охватывает весь период обучения и отличается общей настроенностью на исполнительство в предстоящей педагогической деятельности.
Наиболее верным способом получения такого представления является прочтение произведения с листа самим исполнителем. Это очень важный и нужный момент. Большое значение при этом имеет его музыкальный и общий эмоционально-художественный опыт, который помогает ему самостоятельно разобраться в характере изучаемой пьесы, её форме, структуре, содержании, гармоническом и мелодическом строении. Такой способ ознакомления с произведением не только самый верный, но и самый сложный. Он включает в работу весь музыкантский опыт исполнителя, заставляет работать его мышление, будит творческое воображение, способствует наиболее эффективному развитию навыков самостоятельной работы.
Учитывая все вышеизложенное в данной работе, работа над художественным образом произведения при индивидуальном подходе к каждому учащемуся обогащается за счет изучения сходных или противоположенных по образному миру, жанру, стилю, форме сочинений.
Очень важно также в процессе работы исполнителя над текстом произведения, стремление к точной передаче авторского замысла. Это заставляет учащегося вникать в смысл каждого авторского или редакторского указания, понять все музыкальные термины, указывающие исполнителю как нужно играть эту музыку и дающие ключи к пониманию темпов, характера, эмоционального строя, динамики, приёмов исполнения. Такой метод работы способствует более эффективному формированию навыков самостоятельной работы, развивает музыкальное мышление исполнителя.
Большое внимание следует уделять изучению стиля композитора. Для его понимания исполнителю необходимо осмысление всего творчества автора и тесной взаимосвязи с искусством и культурой той исторической эпохи, к которой он принадлежит. Иными словами, необходимо обращение к сравнительно большому кругу художественно-стилевых явлений при максимальной концентрации внимания на стилистическом своеобразии исполняемых произведений.
Особого внимания заслуживает работа над содержанием и фирмой изучаемого студентом произведения. Таким образом, фактически весь процесс работы над музыкальным произведением, так или иначе, представляет собой последовательное воплощение определённого содержания в соответствующей форме.
Литература:
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III.
- Луначарский А. В. Основы художественного образования// Собр.соч.-М.,967.- Т. 7. — С.448
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2011 г.
- Гришанович Н. Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности № 2119 «Музыка и пение») / Минск: Минск, пед. ин-т, 1985. — С.34
- Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: книга для учителей / Л. Г. Арчажникова. — Москва: Просвещение, 1984. — 109 с.