В музыкальных школах Казахстана внедряются и широко используются инновационные технологии обучения. Современные научные исследования позволяют сделать вывод, что ключевым условием развития всех видов музыкальных способностей ребенка является формирование самостоятельности музыкального мышления. Следует отметить, что развитие музыкального интеллекта является не целью, а средством для постижения музыки.
Как известно, процесс развития мышления ученика является развитием его личности, расширением его музыкального и культурного кругозора и включает такие компоненты мыслительного процесса, как проникновение в выразительно-смысловую сущность музыкальных интонаций, а так же осознание конструктивно-логических принципов исполняемой музыки. В классе фортепиано создаются оптимальные условия для формирования и развития музыкального интеллекта начинающего пианиста. Формирование и развитие мыслительных способностей ребенка осуществляется при чтении нотного текста, разучивании новых пьес, анализу текущей работы, т. е. протекает в ходе пополнения «багажа» знаний.
Исполнение музыки неизбежно активизирует музыкальное мышление. Нельзя забывать, что соединение абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук идет двумя непрерывными встречными потоками от рук к мозгу и от мозга к рукам. Наполнить смыслом процесс работы разучивания нового конкретными интересными заданиями, привить интерес не только к результату труда, но и к самому процессу работы — вот первоочередная задача педагога.
Каждый преподаватель в своей повседневной деятельности должен как бы заново «открывать» для себя уже известные истины. Для того чтобы понять, как надо обучать, чтобы развить самостоятельность мышления, надо ясно понимать, к каким результатам надо прийти, какова цель, к которой надо стремиться.
С первых шагов обучения мы должны: воспитывать внутренний слух, учить мыслить, развивать самостоятельность, прививать музыкальный вкус.
Всё это должно проводиться комплексно с первых же уроков, так как при формировании навыков инструментального чтения нотной записи происходит синтез всех знаний, умений и навыков.
Нельзя не учитывать, что у начинающих учеников переживание красоты мелодии обычно выражается в стремлении играть по слуху. Их увлечение подбором песен на инструменте надо поддерживать и умело направлять.
Подбор мелодий по слуху
В процессе подбора мелодий по слуху воспитывается:
умение вслушиваться в мелодию;
чувство ритма;
музыкальная память;
чувство самоконтроля.
Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребенка. Это может проводиться по-разному: напевание со словами или на слоги, напевание с одновременным проигрыванием на инструменте. При слабой слуховой ориентации ученика, как временный приём, рекомендуется подбирание «с рук». В этом случае зрительное восприятие постепенно способствует более активному и слуховому формированию. Полезно практиковать напевание мелодий с заменой словесного текста. Впоследствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков, различных видов фактуры.
Об изучении ансамблей
Игра в ансамбле является прекрасным средством хорошего чувства ритма, умения слушать и контролировать игру. Необходимость всё время соразмерять своё исполнение с использованием партнёра, вслушивание в звуковую картину благотворно сказывается на музыкальном облике ученика, развивает его творческую инициативу.
Изучение интервалов
То, что так привлекает к фортепиано — многоэлементность фактуры. Нелегко ребёнку услышать, понять и выполнить все составные части фортепианного изложения, даже простейшего. В связи с этим главной задачей на начальном этапе обучения является, по определению Савшинского, воспитание «слышащей руки».
Для того чтобы ученики лучше воспринимали и слышали выразительность каждого интервала, у них должен быть накоплен слуховой опыт. Они должны помнить ряд инструментальных пьес, знать некоторое количество песен, чувствовать ладо-тональность, слышать смену лада.
Чтобы воспринималась в первую очередь мелодическая выразительность интервала, теоретическое определение интервала сначала лучше дать как переход одного звука мелодии в другой. Пояснить, что интервалы, образовавшиеся в песнях, узнаются по мелодии, которую образуют два звука. Ученикам всегда бывает интересно знать, что знанием о музыкальных интервалах мы обязаны древнегреческому учёному философу, математику Пифагору и названия интервалов представляют собой древний счёт.
Знакомство с интервалами многие преподаватели начинают с секунды. Такое ознакомление правильно только с теоретической точки зрения. Укреплению же на слух мажорного и минорного ладов надо начинать с интервалов, которые легко интонируются при настройке слуха в тональности, очень характерны и ярки по звучанию. Такими интервалами являются квинта, кварта, большая и малая терция.
Правильное построение интервалов требует и знание тональностей. Ученики с большим интересом находят знакомые интервалы и узнают их при анализе нотного текста.
Транспонирование
Развитию музыкальной грамотности помогает транспонирование. Уже при первых попытках подбора мелодий следует вводить транспонирование, которое затем надо продолжать на протяжении всех лет обучения ученика, постепенно усложняя репертуар. Стимулирование мыслительных способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски, способствуют развитию самостоятельности мышления ребёнка, укрепляет веру в свои силы, создают атмосферу заинтересованности и увлечённости.
Творческая и методическая подготовка преподавателя к учебным занятиям будет тем полноценнее, чем глубже и доступнее он сможет раскрыть ученику образное содержание произведений, их конструктивно-логические черты, выразительность музыкального языка и, тем самым, быстрее найти целесообразные пути, средства и приёмы, способствующие интенсификации развития музыкального мышления.
Занятия по фортепиано прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности — исполнительской, теоретической, композиторской, дирижёрской. Поэтому, чем шире, разнообразнее общие и специальные познания начинающего пианиста, чем больше развито мышление, тем благоприятнее перспектива на успешность обучения.
Литература:
- Л.Баренбойм «Путь к музицированию» Л. «Советский композитор». 1979
- Ф. Брянская «Вопросы фортепианной педагогики»