Методическая разработка на тему «Особенности игры хоровых партитур на фортепиано» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 1282 раза

Библиографическое описание:

Краснокутская, М. А. Методическая разработка на тему «Особенности игры хоровых партитур на фортепиано» / М. А. Краснокутская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 423-428. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78299/ (дата обращения: 17.12.2024).



«Чтение хоровых партитур» является составной частью предпрофессиональной подготовки учащихся по программе «Основы дирижирования». Навыки ЧХП необходимы для дальнейшей практической деятельности будущих дирижеров хора. Исполнение партитуры на фортепиано даёт возможность ознакомления с хоровым произведением.

Задачи :

– научить учащихся исполнять на фортепиано хоровые партитуры;

– воспитать навыки интонирования отдельных хоровых партий при одновременном исполнении на фортепиано остальных голосов партитуры;

– научить всесторонне анализировать хоровое произведение;

В результате обучения учащийся должен уметь :

– достоверно воспроизводить хоровую партитуру на фортепиано и голосом, анализировать форму, фактуру;

– выразительно исполнять на фортепиано хоровые партитуры с соблюдением агогических требований, фразировки, нюансировки;

– интонировать любой голос партитуры с текстом и сольфеджио с исполнением остальных голосов на фортепиано;

– работать над репертуаром различных эпох и стилей, включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;

Владеть :

– художественно выразительным исполнением всего произведения на фортепиано и голосом;

– умением передавать на фортепиано особенности хорового звучания;

– умением чтения с листа на фортепиано несложных хоровых партитур;

В связи с развитием гармонии и имитационной полифонии хоровая партитура как вид нотной записи возникла в 16 веке вначале в вокальной музыке, а позже распространилась и в музыку для различных инструментальных ансамблей и оркестровых составов.

В хоровой партитуре вокальные партии помещаются на отдельных строках, расположенных одна под другой. Такая запись дала возможность отчетливо видеть движение каждого из голосов по горизонтали и сочетание голосов по вертикали. Исторически установлен порядок расположения вокальных партий по высотному принципу сверху вниз в следующем порядке: сопрано, альты, тенора, басы.

Хоровая музыка может быть написана для различных хоровых составов. Она может предназначаться для детских, женских, мужских голосов или же их разнообразном сочетании. Таким образом хоровая партитура различается по составу исполнителей: однородный (женский, мужской, детский), смешанный и по виду — то есть по количеству голосов в партитуре.

Смешанный хор имеет 4 основных партии — сопрано, альт, тенор, бас. Типичным видом записи сочинений для такого хора следует считать 4х строчную партитуру, но могут быть записаны и на 2х строках (на верхней — сопрано, альт, а на нижней — тенор, бас).

Таким образом, мы рассмотрели запись произведений, написанных для исполнения a cappella. Но бывает, что с хором звучат различные инструменты, чаще всего фортепиано, тогда инструментальное сопровождение всегда записывается под хоровыми партиями.

Еще в 19 веке партии хора записывались в разных ключах: сопрановом, меццо-сопрановом, альтовом, баритоновом, басовом. Постепенно эти ключи вышли из употребления и уступили место двум ключам — скрипичному и басовому. Партия тенора, записанная в скрипичном ключе, звучит на октаву ниже и поэтому в игре на фортепиано транспонируется. В некоторых сочинениях встречается изображение скрипичного ключа в теноровой партии с добавлением цифры 8, а иногда две черточки справа от ключа — над и под четвертой линейкой нотоносца. Такой ключ впервые стал применяться Танеевым и получил название «Танеевский ключ».

Для исполнения хоровых партитур на фортепиано учащийся должен уже владеть навыками фортепианной игры. Игра хоровых произведений во многом отличается от исполнения сольных произведений. Фортепиано со своим темперированным строем имеет «готовое звучание» и не может способствовать формированию тембровых представлений. Очень важным умением является видеть и слышать движение каждой хоровой партии и верным штрихом воспроизводить его на фортепиано. Большую помощь в этом окажет игра полифонических произведений.

Группировка нот в хоровой партитуре

В связи с тем, что хоровое сочинение неразрывно связано с литературным текстом необходимо затронуть тему вокальной группировки нот. В инструментальной группировке длительности группируются в соответствии с метром, в вокальной музыке положен принцип группировки в соответствии с литературным текстом, то есть одному слогу соответствует один звук нотного текста, все ноты пишутся отдельно. Но если слог распевается на несколько звуков, то эти звуки объединяются под одно ребро и лигой.

Пример:

1-мл-1

Штрихи

В инструментальной музыке нам известны связующие и фразировочные лиги. В хоровой музыке такие лиги не употребляются, так как для хорового пения характерно связное звуковедение и если в партитуре не обозначен никакой другой штрих, то поется (играется) legato. Также отсутствуют фразировочные лиги, так как границы фраз ясно определяются литературным текстом. Встречаются удвоенные лиги между нотами, которые означают медленное скольжение по направлению лиг. Non legato обозначается паузами, staccato обозначается как и в фортепианной музыке.

Хоровые партитуры предназначены для пения и зачастую их неудобно играть на рояле, так как необходимо добиться хорошего legato при игре. Связность воспроизведения хоровых партитур обычно усваивается учениками постепенно. Преподаватель в процесс работы должен постепенно усложнять задачи: сначала соединять отдельные звуки, затем — отдельные интонации, а уже потом — и фразы. Связному исполнению партии помогает грамотно подобранная аппликатура.

Аппликатура

Одна из сложностей заключается в том, что в партитуре никогда не проставляется аппликатура и педаль, это предоставляется на усмотрение исполнителя. При игре партитур часто возникает необходимость совмещать в одной руке двух, а иногда и большего числа голосов и, желая добиться связной игры нужно пользоваться подкладыванием 1го пальца. Последовательная смена первого и второго пальцев или перекладывание пальцев дает возможность достигнуть совершенного legato. Если же добиться пальцевого legato невозможно, то следует обеспечить максимум связности в том голосе, который в данном случае является главным. Очень важно при игре хоровых произведений правильно распределить нотный текст между правой и левой руками. Изучая партитуры детских и женских хоров, рекомендуется партии сопрано исполнять правой рукой, а альтов — левой. Для смешенного хора партии сопрано и альтов нужно исполнять правой рукой, партии теноров и басов — левой. Но нередко встречаются «перекрещивание голосов» (более низкий голос оказывается выше более высокого). Если возможно, то лучше не менять расположение рук, чтобы не нарушать ясности голосоведения и единство фразы. Если две партии сливаются в унисон, то желательно его исполнять на фортепиано двумя руками. Например, в р. н. п. «Земляничка спела, зрела» все унисоны играются двумя руками, чтобы не терять ощущения двухголосия. Безымянный

или:

3-мл-1

Изучение хоровых партий.

Чтобы ученику было легче представить себе звучание хора, его тембровые и динамические особенности и те ощущения, которые испытывают певцы во время интонирования, необходимо изучить каждую партию по горизонтали — вначале пропеть на сольфеджио, затем со словами. Только в этом случае можно достаточно хорошо разобраться в логике развития каждого из голосов, определить его диапазон, тесситуру, музыкальную фразировку и способ звуковедения. При гомофонно-гармонической фактуре возможна работа над хоровыми партиями по вертикали, пропевая гармонические созвучия с нижних голосов к высоким.

Следующий этап работы — интонирование партии при одновременной игре всей партитуры на фортепиано. Здесь задача несколько усложняется, так как внимание ученика частично отвлекается другими голосами произведения. Но, тем не менее, вырабатывается полезный навык слышать не только себя, но и остальные голоса. Далее идет этап сложный, но более полезный — когда в исполняемой на фортепиано партитуре опускается голос, который в данном случае интонируется.

Хорошо освоив отдельные голоса партитуры, рекомендуется перейти к другому способу работы, при котором ученик пропевая, переходит от одной партии к другой, при этом вся партитура играется на фортепиано, так как в хоровых сочинениях основной тематический материал может проходить последовательно в разных партиях хора. Например:

1-старш-1 (2)

Таким образом, ученик, хорошо познакомившись с каждой отдельной партией и проинтонировав их с текстом, переходит к изучению партитуры в целом.

Динамический ансамбль между партиями

На этом этапе работы важно определить тесситурные и динамические соотношения в звучностях между партиями. Динамика тесно связана с тесситурой вокального произведения. Так, высокая тесситура соответствует большей звучности, так как певец испытывает напряжение при пении. Наоборот, для низкой тесситуры характерна меньшая звучность. Даже если стоит нюанс Р , партия в высокой тесситуре будет звучать напряженнее. Поэтому при игре на фортепиано независимо от общей нюансировки, нужно выделять партию с высокой тесситурой.

В хоровой музыке аккордового склада партии хора обычно находятся примерно в одинаковых тесситурных условиях. Поэтому при игре на фортепиано следует стремиться к равному звучанию всех голосов партитуры. Например в произведении «Румяной зарей покрылся восток» В. Ребикова оба голоса играются с одинаковой звучностью.:

2-ср-1

Нередко встречается прием разделения хоровых партий на два, три и более голосов (divisi). При игре партитуры на фортепиано следует учитывать, что сила звучания каждого из голосов при divisi становится меньше.

Очень важно услышать сопоставление унисонов и аккордовых звучностей. Унисон — это всегда одноголосная горизонтальная фактура. Следует предложить ученику сыграть не всю фактуру, а сопоставить несколько вертикалей и услышать, как все голоса сливаются в один звук. Пример 3ий такт:

1-юн-1

Работая над мелодической линией каждого голоса, учащийся внимательно должен слышать протяженность длинных нот и то, как из них естественно вытекает следующий звук. А чтобы лучше услышать индивидуальность каждой партии в полифонической фактуре, можно поиграть сочетание двух голосов в разных октавах. Например:

1-старш-1

Цезуры. Дыхание

Интонируя хоровые партии с литературным текстом, нужно определить места цезур, которые могут быть связаны с музыкальной фразировкой или со сменой дыхания. По окончанию музыкальных фраз делаются короткие паузы-цезуры, где можно сменить дыхание во всем хоре или в отдельных партиях. Поэтому при определении моментов взятия дыхания очень важно учитывать, чтобы дыхание совпадало с цезурами музыкального текста. Если дыхания не хватает на всю фразу, следует петь цепным дыханием, то есть дышать на длинных нотах. Если цезуры являются общими для всего хора, то при игре партитуры на фортепиано они подчеркиваются снятием всей руки, когда же цезура имеет место только в одном из голосов, она может быть отмена лишь снятием соответствующего пальца.

Если текст произносится одновременно у всего хора, определения границ музыкальных фраз не вызывает затруднений и дыхание берется по фразам. В партитурах нередко дыхание проставляется галочками — V.

Пример:

3-мл-1

В произведениях полифонической фактуры определение моментов хорового дыхания является сложной задачей, так как текст произносится в партиях по-разному. Смена дыхания в полифонических произведениях должна совпадать с цезурами в музыке. Здесь смена дыхания только по партиям — перед вступлением тем, противосложений или после их проведения.

Например, в произведении, написанного для однородного женского или детского хора, обратим внимание на то, что в партиях сопрано и альтов два разных ритма, подтекстовки не совпадают, а смысловые цезуры проставлены галочками:

2-мл-1

Иногда цезуры вызываются и особенностями произношения текста, такая цезура необходима, когда в хоровом исполнении требуется разграничить произношения двух одинаковых согласных, подчеркнуть согласную в конце слова или, когда нужно добиться раздельного звучания слов.

Педализация

Использовать педаль рекомендуется применять как вспомогательный технический прием, облегчающий исполнение рудных мест произведения (большие скачки мелодического голоса в середине слова, хоровые аккорды, далеко отстающий от других хоровых партий басовый голос и т. д.). Также педаль можно использовать как колористическую краску. В хоровых партиях встречаются повторения одного и того же аккорда, в таких случаях можно воспользоваться запаздывающей педалью, чтобы сблизить эти связанные по смыслу текста аккорды. Например, в произведении «Гроза», на повторяющийся унисон «си»:

2-юн-1 (1)

Имитируя звучание хора на рояле, нельзя играть на одной педали два аккорда одной гармонии, если у них разное мелодическое положение. Не следует применять правую педаль в партитурах, где хор должен петь штрихом staccato или non legato.

В партитурах, где необходимо подчеркнуть контрастные сопоставления динамики (ff и р) можно воспользоваться левой педалью. Подобное изменение силы звука при использовании левой педали позволяет лучше выявить особенности звучания отдельных групп хора. Применением левой педали достигается в игре партитур эффекты внезапного «удаления» звучания, эффекты «эхо». Следует отметить, что использовать педаль можно только после основательной проработки музыкального текста без педали.

Анализ произведения включает:

– сведения об авторах музыки и текста; содержание произведения;

– музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, размер, метр, особенности фактуры, темп, форма, жанр, стилевые особенности);

– вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности);

– исполнительский анализ произведения (связь музыки и текста, определение дыхания на цезурах, установление темпа, характера звуковедения, динамики, штрихов, кульминации произведения).

Исполняя партитуру на фортепиано, учащийся получает возможность развить свое представление о звучании произведения при активном участии внутреннего слуха. Такое чтение партитуры является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

Литература:

  1. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Сост. Н. Полтавцев, М. Святозарова, М., 1963.
  2. Хор и управление им. П. Г. Чесноков, М., 1961
  3. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. Г. А. Дмитриевский, СПб., 2007
  4. Работа над дикцией в хоре. К. П. Виноградов, М., 1967
  5. Хоровой словарь. Н. В. Романовский. М., 2010
  6. «Земляничка спела, зрела», Неизвестный автор; «Я посеяла ленку», обработка С. Полонского; «Как у наших у ворот», обработка А. Луканина
  7. Бойко Р. «Север»; Ребиков В. «Румяной зарею покрылся восток»; Шуман Р. «Колыбельная»; Мартини Д. «Осень»; Парцхаладзе М. «Море спит»; Кюи Ц. «Гроза»
Основные термины (генерируются автоматически): партия, фортепиано, голос, партитура, литературный текст, хоровая партитура, высокая тесситура, левая педаль, смена дыхания, хоровая музыка.


Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Принципы трактовки полифонической фактуры на баяне. Особенности структуры полифонического изложения

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования

Методическая разработка урока математики на тему: «Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита»

Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта»

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Формирование метода профессионального педагогического общения в классе фортепиано (на примере школы А. Д. Артоболевской)

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная информатика»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Принципы трактовки полифонической фактуры на баяне. Особенности структуры полифонического изложения

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования

Методическая разработка урока математики на тему: «Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита»

Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта»

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Формирование метода профессионального педагогического общения в классе фортепиано (на примере школы А. Д. Артоболевской)

Метод проектов на примере предмета «Музыкальная информатика»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Задать вопрос