Комплексное музыкально-творческое развитие учащихся как ведущее направление авторской программы по фортепиано для ДМШ и ДШИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Митина, Н. А. Комплексное музыкально-творческое развитие учащихся как ведущее направление авторской программы по фортепиано для ДМШ и ДШИ / Н. А. Митина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118051/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема комплексного музыкально-творческого развития учащихся в фортепианном классе ДМШ и ДШИ. Методика комплексного развития лежит в основе авторской программы по фортепиано. Согласно программе, автор предлагает развивать у учащихся навыки музыкального творчества преимущественно на базе казахского музыкально-художественного материала.

Ключевые слова: музыкально-творческое развитие, авторская программа, чтение с листа, подбор по слуху, аккомпанемент, игра в ансамбле.

Целью авторской программы по фортепиано для ДМШ и ДШИ является подготовка не только будущих профессионалов — исполнителей, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Музыкально-творческое развитие учащихся детских музыкальных школ и школ искусств формирует компетенции, отвечающие на вызовы современности. Комплексное музыкально-творческое развитие учащихся в фортепианном классе требует интеграции различных знаний и умений: достаточное свободное владение инструментом, знание теории музыки, чтения нот с листа, подбора по слуху, аккомпанирования и анализа произведений. Это создает условия для комплексного подхода к обучению, которое становится более целостным. Однако, в настоящее время не существует программы по фортепиано для ДМШ и ДШИ, которая ставит своей целью комплексное музыкально-творческое развитие учащихся. Существующие программы по фортепиано направлены на формирование музыкально-исполнительских умений учащихся, а развитие навыков музыкального творчества стоит на втором плане. По существующим программам по фортепиано учащиеся исполняют большой объем сложных произведений, работа над которыми продолжается в течение всего периода обучения. Совершенно не остается времени на развитие навыков чтения с листа, подбора по слуху, аккомпанирования, ансамблевого музицирования. Это тот комплекс музыкально-творческих умений и навыков, который развивает музыкальный слух учащихся, музыкальную интуицию и мышление, способствует формированию у учащихся ДМШ и ДШИ музыкально-слуховых представлений и быстрой адаптации к новому изучаемому репертуару.

Таким образом, проблема музыкально-творческого развития учащихся на уроках фортепиано является актуальной, поскольку она затрагивает множество аспектов личностного и социального роста детей, а также развитие музыкальной культуры в целом. Возникла необходимость разработки и внедрения в учебный процесс ДМШ и ДШИ программы, которая помимо развития фортепианных умений и навыков, фокусируется на музыкально-творческом воспитании детей. Такая авторская программа рассчитана на тех учащихся ДМШ и ДШИ, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Программа отражает разнообразие форм работы, а также основана на индивидуальном подходе к каждому ученику. При этом в одном и том же классе программа может отличаться по формам работы и по уровню трудности.

Проблемой музыкально-творческого развития учащихся детских музыкальных школ и школ искусств занимались многие ученые и педагоги. Так, Н.Касымова, А. Тимурбаева, Н. Митина, Ж. Мусина исследовали вопросы педагогики музыки и творческого развития детей. В свою очередь акцентировали внимание на методах обучения чтению нот с листа Ю. Камаева и А. Ф. Камаев, О. А. Курнавина, А. Г. Румянцев, Е.Мырзабаев, Г.Аманжолова, Нургалиева Л. Освещают вопросы аккомпанирования и исполнения в ансамбле Г. А. Ионкина, Т. Сиротина, Т. Самарцева, А. Султанов, А. Сагимбаев.

Чтение нот с листа, подбор музыки по слуху, аккомпанирование и исполнение в ансамбле — это важные умения и навыки, которые формируются у учеников в процессе обучения игре на фортепиано. Каждый из этих аспектов развивает различные стороны музыкальных способностей и требует внимания к определенным техникам. Мы постараемся более подробно рассмотреть каждый из этих навыков и их значение на уроках фортепиано. Чтение нот с листа является одним из фундаментальных навыков, который требуется для любого музыканта, особенно пианиста. Это навык, при котором исполнитель должен мгновенно воспроизвести музыкальное произведение по нотам, не имея возможности заранее его разучить. Чтение с листа требует не только знания нотной грамоты, но и способности быстро анализировать музыкальный материал, что делает этот процесс неотъемлемой частью музыкального обучения в ДМШ и ДШИ. Однако в существующих программах по фортепиано чтению нот с листа уделяется недостаточно внимания. В результате у среднего ученика умение читать с листа за годы обучения не улучшается, а зачастую даже ухудшается.

Основные трудности при чтении с листа, с которыми сталкиваются учащиеся ДМШ и ДШИ:

– страх ошибок. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются ученики, является страх ошибиться. Этот страх может блокировать уверенное исполнение и мешать быстрому восприятию нотного текста;

– внутреннее напряжение. При чтении с листа учащиеся часто концентрируются только на нотах, забывая о расслабленности тела и эмоциональной интерпретации. Это может приводить к усталости и снижению качества исполнения. Для того, чтобы избежать внутреннего напряжения, важно научиться контролировать свое дыхание и расслабление тела во время игры. Это поможет не только снизить стресс, но и улучшить качество исполнения;

– темп произведения. Если темп произведения довольно быстрый, учащиеся могут испытывать трудности при чтении нот. Поэтому необходимо начинать развитие зрительных и слуховых координаций (вижу-слышу-исполняю) в медленном темпе.

Чтение нот с листа помогает развивать у учащихся важные когнитивные функции, такие как внимание, концентрация и быстрота реакции, а также значительно ускоряет процесс изучения нового репертуара на занятиях фортепиано в ДМШ и ДШИ. Ученик, который хорошо владеет этим навыком, может легко освоить большое количество произведений за короткий промежуток времени, что позволит нам значительно расширить репертуар. В свою очередь, чтение с листа способствует развитию музыкальной интуиции. Ученик, владеющий этим навыком на высоком уровне, способен предугадывать, какие звуки и аккорды должны прозвучать в дальнейшем, а также он гораздо быстрее разучивает новые произведения при исполнении в ансамбле. Практиковаться в чтении с листа следует ежедневно, начиная с нескольких минут и постепенно увеличивая время, уделяемое этому занятию. Регулярность — ключ к успеху. Регулярная практика чтения с листа позволяет развивать в учениках уверенность в своих силах.

Чтению с листа обязательно должен предшествовать анализ нотного текста. Понимание ритмической структуры и гармонической основы произведения помогает быстрее ориентироваться в нотах и делать исполнение более выразительным. Также стоит отметить, что чтение с листа связано не только с техническими и музыкальными аспектами, но также требует психологической подготовки. Процесс моментального восприятия музыкального текста и его последующего воспроизведения на инструменте может вызывать стресс, особенно у начинающих исполнителей. Развитие этого навыка на занятиях фортепиано требует от учащихся уверенности и способности справляться с возможными ошибками в процессе игры. Задача педагога — помочь ученику постепенно, незаметно для себя самого, овладеть трудностями читки с листа и научиться получать удовольствие от этого процесса.

Другим, немало важным аспектом музыкально-творческого развития учащихся, согласно авторской программы по фортепиано, является подбор по слуху. Одним из ключевых преимуществ развития навыка подбора музыки по слуху является улучшение слухового восприятия музыки в целом. Это не только помогает ученикам ориентироваться в произведении без помощи нотного текста, но и развивает способность «слышать» музыку внутри себя, что крайне важно для исполнения и сочинения.

Необходимость включения подбора по слуху в структуру комплексного музыкально-творческого развития учащихся ДМШ и ДШИ обусловлено рядом причин, а именно:

1) подбор по слуху стимулирует развитие всех видов музыкального слуха;

2) в процессе подбора ученик интуитивно ощущает гармонию и мелодию, что активизирует его музыкальное восприятие;

3) подбор музыки по слуху требует от ученика запоминания и воспроизведения услышанного материала. Таким образом развивается музыкальная память;

4) перед учащимся открываются возможности для импровизации. что способствует расширению творческого потенциала ученика.

Так, подбор музыки по слуху — это важный навык, который помогает развивать у учащихся ДМШ и ДШИ музыкальные способности, включая слух, память и интуицию. Умение воспроизвести музыкальную композицию, основываясь только на слуховых ощущениях, позволяет исполнителю глубже понимать музыкальный материал и более свободно взаимодействовать с ним.

Подбор аккордов по слуху помогает развить у учащихся гармоническое мышление и понимание аккордовых последовательностей. Это важный элемент для успешного аккомпанирования и импровизации. Подбор мелодий и ритмических структур способствует развитию музыкальной памяти, что помогает быстрее осваивать новый репертуар. Таким образом, подбор музыки по слуху не только улучшает музыкальные способности, но и развивает важные когнитивные навыки, такие как память, внимание и восприятие, что делает этот процесс неотъемлемой частью обучения в ДМШ и ДШИ.

Авторская программа по фортепиано для ДМШ и ДШИ, поможет учащимся, не обладающим гармонической интуицией и считающим, что эта форма музицирования слишком сложна, овладеть навыком подбора по слуху. При этом необходимо: соблюдать принцип «от простого к сложному». Слушать и воспроизводить простые мелодии и попевки. Начинать лучше с мелодий, которые на слуху у ребенка: казахских народных песен или детских мотивов, которые легко запомнить и воспроизвести. Постепенно, путем повторения и закрепления, развивать этот навык на новом, более сложном материале. На начальном этапе обучения желательно опираться на диатонику. Позже, когда ученики приобрели необходимые навыки подбора по слуху, вводятся более сложные средства гармонизации мелодии, связанные с хроматикой. Ученик должен осваивать различные виды фигураций в традиционных формах: соединение аккордов, игра периода, гармоническая последовательность и др.

Другим, немало важным навыком в системе комплексного музыкально- творческого развития учащихся, согласно авторской программе по фортепиано для ДМШ и ДШИ, является аккомпанемент. Аккомпанемент раздвигает рамки привычного педагогического процесса и способствует развитию творческих возможностей учащихся, имеющих разные уровни музыкальных способностей. Аккомпанирование также предполагает взаимодействие с певцом или другими инструменталистами, что требует от ученика умения подстраиваться под чужую манеру игры или вокала. Г.Нейгауз говорил: «Аккомпанемент играть точно, как хороший дирижер, у которого партитура в голове, а не голова в партитуре» [1, с.29].

Искусство аккомпанемента — это такое исполнение, где фортепиано принадлежит огромная роль, которая не исчерпывается гармонической и ритмической функциями поддержки партнера. Оба исполнителя, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными участниками целостного музыкального процесса. Практические навыки, приобретенные учащимися в процессе обучения аккомпанементу, помогут им свободно музицировать в кругу семьи или друзей.

Ансамблевое музицирование — это также один из важных аспектов комплексного музыкально-творческого развития учащихся ДМШ и ДШИ. Ансамблевая игра на занятиях фортепиано учит учащихся взаимодействовать друг с другом, закладывает основы для воспитания слухового внимания, развития ритмической дисциплины и гармонического слуха, чувства ответственности, взаимоуважения и партнерства. Таким образом, ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса музыкальных способностей учащихся, расширяется музыкальный кругозор, формируется художественный вкус.

Важнейшим условием успешной реализации задач авторской программы по фортепиано для ДМШ и ДШИ является правильный подбор учебного репертуара. В него должны входить наилучшие образцы музыкального искусства, разнообразные по жанрам и стилям, а также необходимо соответствие возрастным возможностям ученика. При выборе репертуара мы предлагаем опираться преимущественно на произведения композиторов Казахстана. В авторской программе по фортепиано нами разработаны репертуарные списки произведений для сольного исполнения, чтения с листа, аккомпанирования, подбора по слуху и исполнения в ансамбле. Соответствие этого репертуара уровню музыкально-творческих компетенций ученика, прописанных в годовых требованиях программы по классам, обеспечит высокий результат. В программе также прилагается список сборников произведений казахстанских авторов, что расширит и обновит фортепианный педагогический репертуар, поможет учащимся стать истинными ценителями и пропагандистами казахстанской музыкальной культуры. Таким образом, авторская программа по фортепиано для ДМШ и ДШИ значительно улучшит качество обучения, будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей учащихся на базе национального музыкального репертуара, сделает ученика-пианиста более универсальным и успешным.

Литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.- М.: Музыка, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): авторская программа, учащийся, чтение нот, лист, слух, комплексное музыкально-творческое развитие, навык, фортепиано, подбор музыки, ученик.


Ключевые слова

авторская программа, аккомпанемент, музыкально-творческое развитие, чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле

Похожие статьи

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Особенности формирования исполнительского мастерства скрипача на этапе предпрофессиональной подготовки

В статье рассматривается проблема становления исполнительского мастерства учащихся старших классов струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ на этапе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Понятие исполнительского мастерства трактуется как с...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Похожие статьи

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Творческие задания на уроках в начальной школе

В статье раскрывается значение активного использования творческих заданий в условиях внедрения ФГОС. Значимость подобных заданий связано с необходимостью развивать познавательную активность, интеллектуального творчества младших школьников. Автор стат...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Особенности формирования исполнительского мастерства скрипача на этапе предпрофессиональной подготовки

В статье рассматривается проблема становления исполнительского мастерства учащихся старших классов струнно-смычковых отделений ДМШ и ДШИ на этапе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Понятие исполнительского мастерства трактуется как с...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Задать вопрос