Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Игнатова, М. А. Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ) / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14484/ (дата обращения: 24.12.2024).



Музыкальный диктант, как известно, является одним из самых сложных заданий на уроках сольфеджио в школах искусств. Основная причина сложности этого задания заключается, на наш взгляд, в том, что для качественного его выполнения потребуется целый ряд хорошо сформированных практических навыков. Необходимо хорошо владеть нотной грамотой и навыками нотного письма, знать и понимать законы метроритмической и ладотональной организации музыки, обладать развитым мелодическим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, а также обладать мобильным логическим мышлением.

Таким образом, если для записи обычного диктанта в общеобразовательной школе требуются знания русского языка и навыки грамотного письма, то запись музыкального диктанта включает в себя внушительный комплекс сложных составляющих. Это и сам сложный музыкальный язык — причём, как письменный нотный, так и интонационный (звуковысотный), определяемый на слух! При записи музыкального диктанта необходимы также и знания в области музыкальной «математики», включающие в себя законы и знания в области метроритмической организации музыки. Кроме того, если диктант по русскому языку зачитывается по мере его записи (частями, разделами), то музыкальный диктант играется сразу целиком, и, в этом случае, необходимой является также и музыкальная память, и мобильное логическое мышление.

Поэтому начинать работу над записью музыкального диктанта целесообразно с позиций одновременной тщательной работы по формированию отдельных навыков. На начальном этапе (1 класс) эта работа начинается с формирования навыков грамотного нотного письма параллельно с работой над развитием ладового музыкального слуха и музыкальной памяти. При этом с самого начала следует обращать внимание на проявление у детей всякого рода небрежностей. Это могут быть, например, плохо отточенные карандаши, отсутствие необходимых учебных принадлежностей и. т.д. К работе над правописанием нот, штилей, знаков (диезов, бемолей) нужно подходить очень ответственно и внимательно, понимая то, что абсолютно все недоработки этого этапа неизбежно придется восполнять в будущем.

Очень хороший результат по формированию навыков грамотного нотного письма даёт систематическое выполнение заданий из «Рабочей тетради» по сольфеджио для 1 и 2 классов ДМШ (автор — Г. Ф. Калинина). Здесь отрабатываются основные необходимые навыки — правописание ключей, нот, длительностей, штилей, знаков альтерации, порядка диезов и бемолей. Все эти необходимые навыки закрепляются во втором и во всех следующих классах при выполнении разных заданий по сольфеджио.

Со 2-го[1] класса, для развития необходимых качеств — концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, можно давать детям несложные и интересные задания по музыкальному редактированию. Суть таких заданий заключается в следующем. Предлагается небольшой фрагмент одноголосного музыкального текста (8 тактов), в котором специально допущены ошибки, которые необходимо найти и исправить. Ошибки могут быть разными. В основном это те ошибки, что обычно и делаются детьми при написании диктанта.

Это может быть, например, отсутствие скрипичного ключа на второй нотной строке. А также — отсутствие знаков на второй нотной строке или же неправильно (не в том порядке) записанные ключевые знаки. Еще один распространённый момент — неправильное расположение нотных знаков и размера относительно друг друга или же запись размера на второй нотной строке. К этому следует добавить неправильно записанные штили или ритмические рисунки, несоответствие долей в такте размеру, несоответствие тоники ключевым знакам и многие другие ошибки, среди которых — знаки альтерации перед нотой, записанные ниже или выше, чем следует.

Само задание состоит в том, чтобы «редактировать» неправильно записанный текст, создав на его основе новый, но уже без ошибок. Плюс этого задания, помимо развития концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, заключается еще и в том, что его можно выполнить в самых разных вариантах, что придаёт, казалось бы, обычному решению задачи творческий характер.

Вне всякого сомнения, это задание параллельно развивает и музыкальный слух, поскольку все примеры проигрываются и анализируются на предмет того, в каком варианте данная мелодия будет звучать лучше. Ниже мы приводим апробированный пример подобного задания для 4 класса и варианты его выполнения.

Пример для задания по редактированию мелодии:

C:\Users\User\Pictures\img239.jpg

Образцы-варианты выполнения задания:

Вариант — 1:

C:\Users\User\Desktop\1.png

Вариант — 2:

C:\Users\User\Desktop\1.png

С 1 класса необходима также тщательная целенаправленная работа над освоением законов метроритмической организации музыки. Эта работа начинается с освоения понятия «пульс» (метр). Очень хороший эффект в данном направлении даёт выполнение по дирижированию в разных размерах (на 2, 3 и 4 четверти). Дирижировать следует стоя и двумя руками, с ощущением движения музыки в сильную долю. Движения рук должны быть свободными и красивыми. При систематической работе в данном направлении дети легко в дальнейшем определяют размер и начинают дирижировать без подсказки с сильной доли сами.

Следующий этап работы над освоением метроритма — теоретическое и двигательное освоение основных ритмоблоков — восьмые, четверти, половинные, целые длительности нот, которые прохлопываются на соответствующие им ритмослоги двумя руками. Левая рука — пульс (дирижёр), правая рука — ритм. При этом четверть мы называем «бом», половинную — «гусь», целую — «слон», восьмые — «ди-ли», шестнадцатые — «та-ка-та-ка» (по системе, подробно изложенной в учебном пособии О. Филатовой) [1]. В левой руке необходимо следить за движением к сильной доле такта. Необходимо также ритмоблоки не только прохлопывать, но и пропевать под аккомпанемент фортепиано, что, как показывает практика, послужит хорошей базой в дальнейшем для сольфеджирования нотного текста с листа.

Выполняя эту работу, необходимо также понимать, что ритм — это, прежде всего, движение. Именно поэтому освоение основных ритмических блоков должно происходить не только теоретически, но и в движении. Как минимум — прохлопывание ритмоблоков двумя руками с ощущением размера в левой руке. Как максимум — в дополнении к предыдущему движение определенными длительностями под метроном, в том числе и одновременное движение несколькими учащимися разными длительностями — один, к примеру, движется четвертными длительностями, другой — половинными, третий — восьмыми. Выполнение заданий с использованием движения следует выполнять так, чтобы они были неразрывны и тесно связаны с графическим изображением ритмоблока. В дальнейшем все эти же задания могут выполняться с применением разных (в соответствии с учебной программой) ритмических усложнений.

После того, как основные ритмоблоки освоены, целесообразно приступать к чтению с листа. На этом этапе можно использовать учебник «Мы играем, сочиняем и поём» Металлиди-Перцовской для 1 класса ДМШ, пропевая и прохлопывая двумя руками на ритмослоги песенки под аккомпанемент фортепиано. Аккомпанемент фортепиано на этом этапе служит хорошей поддержкой слуху, в частности, ощущению метра, к тому же, данный вид заданий способствует и параллельной работе над чистотой вокального интонирования, поскольку мелодия дублируется в фортепианной партии. Ритмические рисунки пропетых песенок рекомендуется записывать по памяти.

Очень хороший эффект в работе над закреплением навыков нотного письма и развитием слуха и музыкальной памяти даёт следующее направление — запись мелодии по памяти с предварительным анализом. Эту работу следует начинать как можно раньше, например, со 2 класса. Задание выполняется в следующем порядке. Предлагается несложная мелодия 8–10 тактов. В предварительный анализ входят элементарные и простые вопросы: сколько здесь тактов, какой размер, какие используются длительности, какие знаки у ключа, какая тоника, какая тональность. По мере усложнения изучаемого теоретического материала перечень вопросов расширяется как в метроритмическом направлении, так и в тонально-ладовом. Так, например, при изучении какого-либо ритмического усложнения (например, четверть с точкой и восьмая) предлагается его найти в данном музыкальном тексте. Или при изучении трёх видов минора предлагается определить не только тональность, но и вид минора. При проведении анализа необходимо добиваться адекватной реакции учащихся на понятийный аппарат, не допуская никаких неточностей.

После предварительного анализа мелодия пропевается на ритмослоги с прохлопыванием двумя руками. Далее — несколько раз сольфеджируется с прохлопыванием двумя руками под аккомпанемент фортепиано. После этого мы пробуем сольфеджировать мелодию по памяти. Далее — пробуем записать то, что запомнили, грамотно и красиво.

Одной из эффективных форм подготовки к записи музыкального диктанта является «фрагментарный диктант». Суть «фрагментарного диктанта» заключается в том, что записать требуется не всю мелодию, а её небольшие фрагменты. Эта форма диктанта значительно облегчает на определённом этапе задачу записи, поскольку дети видят структуру предлагаемой мелодии (она записана на доске), и их работа сосредоточена не на всей мелодии, а на её небольших участках. Например, дана мелодия с указанием размера и тональности, в которой отсутствуют три-четыре такта, и их нужно дописать. Например, в мелодической структуре повторного плана нужно дописать каденции. При дальнейшей целенаправленной работе в этом направлении количество отсутствующих тактов постепенно увеличивается и сводится, в конечном итоге, к минимуму.

Когда, на раннем этапе обучения (3–4 класс), мы начинаем работать собственно над музыкальным диктантом, то, по нашему глубокому убеждению, следует избегать разных излишних сложностей. Мелодии должны быть очень простыми и понятными в метроритмическом и интонационном отношениях. Они должны быть основаны на восходящих и нисходящих поступенных движениях мелодии, включать в себя изученные и хорошо освоенные мелодические обороты, быть несложными по ритму. Лучше всего, когда дети следят за мелодией по клавиатуре, затем пропевают её целиком или частями и только после этого записывают (по памяти). Хороший эффект даёт не комментирование готовых письменных работ, а их проигрывание на фортепиано. Дети, как правило, хорошо слышат, где именно мелодия записана неправильно и с большим энтузиазмом пытаются исправить ошибки.

В старших классах ДМШ хороший эффект для развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания дают диктант с вариациями и рондо-диктант. В основу диктанта с вариациями берётся несложная модель. Моделью может быть и диктант, и выученная на память мелодия для сольфеджирования. После того, как модель качественно записана по памяти, предлагается её вариация (вариации), которые играются 1–2 раза в зависимости от сложности.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Пан воевода», действие 3, Мазурка.

Модель:

C:\Users\User\Desktop\1.png

Вариация 1: (играется 2 раза)

C:\Users\User\Desktop\1.png

Вариация 2: (играется 1 раз)

C:\Users\User\Desktop\1.png

Принцип рондо-диктанта заключается в том, что при достаточно развёрнутой структуре (16 или 24 такта) значительная его часть постоянно повторяется. Такой вид диктанта, помимо развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания, формирует также и осознанное отношение к выстраиванию формы. Ниже мы приводим несложные примеры на этот вид работы:

Вариант 1:

C:\Users\User\Desktop\1.png

C:\Users\User\Desktop\1.png

Вариант 2:

C:\Users\User\Desktop\1.png

В старших классах ДМШ детям может быть также предложено задание, отлично выявляющее уровень сформированных (или нет) взаимосвязей между самим музыкальным произведением и его графикой (нотным текстом). Для этого мы предлагаем исполнить наизусть фрагмент любого произведения из своей исполнительской программы, а далее — самостоятельно записать исполненный фрагмент. Парадоксально, что при выполнении этого задания очень часто встречается ситуация, когда дети не могут записать даже первый такт, поскольку не помнят размер, знаки у ключа (и все остальное), а также с большим трудом пытаются записать ритмический рисунок!

Наш многолетний опыт работы в музыкальной школе подсказывает, что для успешной работы над музыкальным диктантом одинаково важны абсолютно все составляющие учебного процесса. Это не только многогранная творческая и учебная деятельность в классе музыкально-теоретических дисциплин, но и профессиональная грамотная работа (на основе анализа) в классе специальности, направленная на единение музыкальной практики и сведений из области теории музыки.

Литература:

  1. О. Филатова. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. – Москва, «Престо», 1995. – C. 25.

[1]Речь идет о 8-летней предпрофессиональной образовательной программе.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный диктант, музыкальная память, аккомпанемент фортепиано, задание, класс, мелодия, хороший эффект, левая рука, нотная строка, предварительный анализ.

Похожие статьи

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы)

Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки голоса на отделении хорового дирижирования в музыкальных колледжах

Похожие статьи

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы)

Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки голоса на отделении хорового дирижирования в музыкальных колледжах