Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ)
Автор: Игнатова Мария Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.09.2018
Статья просмотрена: 746 раз
Библиографическое описание:
Игнатова, М. А. Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ) / М. А. Игнатова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14484/ (дата обращения: 21.11.2024).
Музыкальный диктант, как известно, является одним из самых сложных заданий на уроках сольфеджио в школах искусств. Основная причина сложности этого задания заключается, на наш взгляд, в том, что для качественного его выполнения потребуется целый ряд хорошо сформированных практических навыков. Необходимо хорошо владеть нотной грамотой и навыками нотного письма, знать и понимать законы метроритмической и ладотональной организации музыки, обладать развитым мелодическим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, а также обладать мобильным логическим мышлением.
Таким образом, если для записи обычного диктанта в общеобразовательной школе требуются знания русского языка и навыки грамотного письма, то запись музыкального диктанта включает в себя внушительный комплекс сложных составляющих. Это и сам сложный музыкальный язык — причём, как письменный нотный, так и интонационный (звуковысотный), определяемый на слух! При записи музыкального диктанта необходимы также и знания в области музыкальной «математики», включающие в себя законы и знания в области метроритмической организации музыки. Кроме того, если диктант по русскому языку зачитывается по мере его записи (частями, разделами), то музыкальный диктант играется сразу целиком, и, в этом случае, необходимой является также и музыкальная память, и мобильное логическое мышление.
Поэтому начинать работу над записью музыкального диктанта целесообразно с позиций одновременной тщательной работы по формированию отдельных навыков. На начальном этапе (1 класс) эта работа начинается с формирования навыков грамотного нотного письма параллельно с работой над развитием ладового музыкального слуха и музыкальной памяти. При этом с самого начала следует обращать внимание на проявление у детей всякого рода небрежностей. Это могут быть, например, плохо отточенные карандаши, отсутствие необходимых учебных принадлежностей и. т.д. К работе над правописанием нот, штилей, знаков (диезов, бемолей) нужно подходить очень ответственно и внимательно, понимая то, что абсолютно все недоработки этого этапа неизбежно придется восполнять в будущем.
Очень хороший результат по формированию навыков грамотного нотного письма даёт систематическое выполнение заданий из «Рабочей тетради» по сольфеджио для 1 и 2 классов ДМШ (автор — Г. Ф. Калинина). Здесь отрабатываются основные необходимые навыки — правописание ключей, нот, длительностей, штилей, знаков альтерации, порядка диезов и бемолей. Все эти необходимые навыки закрепляются во втором и во всех следующих классах при выполнении разных заданий по сольфеджио.
Со 2-го[1] класса, для развития необходимых качеств — концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, можно давать детям несложные и интересные задания по музыкальному редактированию. Суть таких заданий заключается в следующем. Предлагается небольшой фрагмент одноголосного музыкального текста (8 тактов), в котором специально допущены ошибки, которые необходимо найти и исправить. Ошибки могут быть разными. В основном это те ошибки, что обычно и делаются детьми при написании диктанта.
Это может быть, например, отсутствие скрипичного ключа на второй нотной строке. А также — отсутствие знаков на второй нотной строке или же неправильно (не в том порядке) записанные ключевые знаки. Еще один распространённый момент — неправильное расположение нотных знаков и размера относительно друг друга или же запись размера на второй нотной строке. К этому следует добавить неправильно записанные штили или ритмические рисунки, несоответствие долей в такте размеру, несоответствие тоники ключевым знакам и многие другие ошибки, среди которых — знаки альтерации перед нотой, записанные ниже или выше, чем следует.
Само задание состоит в том, чтобы «редактировать» неправильно записанный текст, создав на его основе новый, но уже без ошибок. Плюс этого задания, помимо развития концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, заключается еще и в том, что его можно выполнить в самых разных вариантах, что придаёт, казалось бы, обычному решению задачи творческий характер.
Вне всякого сомнения, это задание параллельно развивает и музыкальный слух, поскольку все примеры проигрываются и анализируются на предмет того, в каком варианте данная мелодия будет звучать лучше. Ниже мы приводим апробированный пример подобного задания для 4 класса и варианты его выполнения.
Пример для задания по редактированию мелодии:
Образцы-варианты выполнения задания:
Вариант — 1:
Вариант — 2:
С 1 класса необходима также тщательная целенаправленная работа над освоением законов метроритмической организации музыки. Эта работа начинается с освоения понятия «пульс» (метр). Очень хороший эффект в данном направлении даёт выполнение по дирижированию в разных размерах (на 2, 3 и 4 четверти). Дирижировать следует стоя и двумя руками, с ощущением движения музыки в сильную долю. Движения рук должны быть свободными и красивыми. При систематической работе в данном направлении дети легко в дальнейшем определяют размер и начинают дирижировать без подсказки с сильной доли сами.
Следующий этап работы над освоением метроритма — теоретическое и двигательное освоение основных ритмоблоков — восьмые, четверти, половинные, целые длительности нот, которые прохлопываются на соответствующие им ритмослоги двумя руками. Левая рука — пульс (дирижёр), правая рука — ритм. При этом четверть мы называем «бом», половинную — «гусь», целую — «слон», восьмые — «ди-ли», шестнадцатые — «та-ка-та-ка» (по системе, подробно изложенной в учебном пособии О. Филатовой) [1]. В левой руке необходимо следить за движением к сильной доле такта. Необходимо также ритмоблоки не только прохлопывать, но и пропевать под аккомпанемент фортепиано, что, как показывает практика, послужит хорошей базой в дальнейшем для сольфеджирования нотного текста с листа.
Выполняя эту работу, необходимо также понимать, что ритм — это, прежде всего, движение. Именно поэтому освоение основных ритмических блоков должно происходить не только теоретически, но и в движении. Как минимум — прохлопывание ритмоблоков двумя руками с ощущением размера в левой руке. Как максимум — в дополнении к предыдущему движение определенными длительностями под метроном, в том числе и одновременное движение несколькими учащимися разными длительностями — один, к примеру, движется четвертными длительностями, другой — половинными, третий — восьмыми. Выполнение заданий с использованием движения следует выполнять так, чтобы они были неразрывны и тесно связаны с графическим изображением ритмоблока. В дальнейшем все эти же задания могут выполняться с применением разных (в соответствии с учебной программой) ритмических усложнений.
После того, как основные ритмоблоки освоены, целесообразно приступать к чтению с листа. На этом этапе можно использовать учебник «Мы играем, сочиняем и поём» Металлиди-Перцовской для 1 класса ДМШ, пропевая и прохлопывая двумя руками на ритмослоги песенки под аккомпанемент фортепиано. Аккомпанемент фортепиано на этом этапе служит хорошей поддержкой слуху, в частности, ощущению метра, к тому же, данный вид заданий способствует и параллельной работе над чистотой вокального интонирования, поскольку мелодия дублируется в фортепианной партии. Ритмические рисунки пропетых песенок рекомендуется записывать по памяти.
Очень хороший эффект в работе над закреплением навыков нотного письма и развитием слуха и музыкальной памяти даёт следующее направление — запись мелодии по памяти с предварительным анализом. Эту работу следует начинать как можно раньше, например, со 2 класса. Задание выполняется в следующем порядке. Предлагается несложная мелодия 8–10 тактов. В предварительный анализ входят элементарные и простые вопросы: сколько здесь тактов, какой размер, какие используются длительности, какие знаки у ключа, какая тоника, какая тональность. По мере усложнения изучаемого теоретического материала перечень вопросов расширяется как в метроритмическом направлении, так и в тонально-ладовом. Так, например, при изучении какого-либо ритмического усложнения (например, четверть с точкой и восьмая) предлагается его найти в данном музыкальном тексте. Или при изучении трёх видов минора предлагается определить не только тональность, но и вид минора. При проведении анализа необходимо добиваться адекватной реакции учащихся на понятийный аппарат, не допуская никаких неточностей.
После предварительного анализа мелодия пропевается на ритмослоги с прохлопыванием двумя руками. Далее — несколько раз сольфеджируется с прохлопыванием двумя руками под аккомпанемент фортепиано. После этого мы пробуем сольфеджировать мелодию по памяти. Далее — пробуем записать то, что запомнили, грамотно и красиво.
Одной из эффективных форм подготовки к записи музыкального диктанта является «фрагментарный диктант». Суть «фрагментарного диктанта» заключается в том, что записать требуется не всю мелодию, а её небольшие фрагменты. Эта форма диктанта значительно облегчает на определённом этапе задачу записи, поскольку дети видят структуру предлагаемой мелодии (она записана на доске), и их работа сосредоточена не на всей мелодии, а на её небольших участках. Например, дана мелодия с указанием размера и тональности, в которой отсутствуют три-четыре такта, и их нужно дописать. Например, в мелодической структуре повторного плана нужно дописать каденции. При дальнейшей целенаправленной работе в этом направлении количество отсутствующих тактов постепенно увеличивается и сводится, в конечном итоге, к минимуму.
Когда, на раннем этапе обучения (3–4 класс), мы начинаем работать собственно над музыкальным диктантом, то, по нашему глубокому убеждению, следует избегать разных излишних сложностей. Мелодии должны быть очень простыми и понятными в метроритмическом и интонационном отношениях. Они должны быть основаны на восходящих и нисходящих поступенных движениях мелодии, включать в себя изученные и хорошо освоенные мелодические обороты, быть несложными по ритму. Лучше всего, когда дети следят за мелодией по клавиатуре, затем пропевают её целиком или частями и только после этого записывают (по памяти). Хороший эффект даёт не комментирование готовых письменных работ, а их проигрывание на фортепиано. Дети, как правило, хорошо слышат, где именно мелодия записана неправильно и с большим энтузиазмом пытаются исправить ошибки.
В старших классах ДМШ хороший эффект для развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания дают диктант с вариациями и рондо-диктант. В основу диктанта с вариациями берётся несложная модель. Моделью может быть и диктант, и выученная на память мелодия для сольфеджирования. После того, как модель качественно записана по памяти, предлагается её вариация (вариации), которые играются 1–2 раза в зависимости от сложности.
Н. Римский-Корсаков. Опера «Пан воевода», действие 3, Мазурка.
Модель:
Вариация 1: (играется 2 раза)
Вариация 2: (играется 1 раз)
Принцип рондо-диктанта заключается в том, что при достаточно развёрнутой структуре (16 или 24 такта) значительная его часть постоянно повторяется. Такой вид диктанта, помимо развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания, формирует также и осознанное отношение к выстраиванию формы. Ниже мы приводим несложные примеры на этот вид работы:
Вариант 1:
Вариант 2:
В старших классах ДМШ детям может быть также предложено задание, отлично выявляющее уровень сформированных (или нет) взаимосвязей между самим музыкальным произведением и его графикой (нотным текстом). Для этого мы предлагаем исполнить наизусть фрагмент любого произведения из своей исполнительской программы, а далее — самостоятельно записать исполненный фрагмент. Парадоксально, что при выполнении этого задания очень часто встречается ситуация, когда дети не могут записать даже первый такт, поскольку не помнят размер, знаки у ключа (и все остальное), а также с большим трудом пытаются записать ритмический рисунок!
Наш многолетний опыт работы в музыкальной школе подсказывает, что для успешной работы над музыкальным диктантом одинаково важны абсолютно все составляющие учебного процесса. Это не только многогранная творческая и учебная деятельность в классе музыкально-теоретических дисциплин, но и профессиональная грамотная работа (на основе анализа) в классе специальности, направленная на единение музыкальной практики и сведений из области теории музыки.
Литература:
- О. Филатова. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. – Москва, «Престо», 1995. – C. 25.
[1]Речь идет о 8-летней предпрофессиональной образовательной программе.