Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бадеева, Т. Л. Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы) / Т. Л. Бадеева, В. К. Дыбина, Н. Н. Рычкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17392/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов.

К. С. Станиславский

«Методическое пособие «Театр на фартуке» — это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организацию театрализованной деятельности дошкольников.

Поскольку для эффективного показа спектакля важно все — декорации, их размещение, куклы и ширма, размещение детей и т. д., педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр — фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации двигаются вместе с актёром, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр-зритель», — отмечает Н. Н. Кондратьева [1].

Данное пособие мы изготовили в виде фартука (фон — декорации на «сцене»), на котором изображена сказочная лесная поляна, изготовленная из ткани зеленого цвета. На фартук, как на основу мы прикрепили фетровый домик (трансформируется в теремок), заборчик, речку, тропинку, деревья, цветы. К фартуку в качестве игрового материала мы изготовили вязаный пальчиковый театр с героями сказок «Репка», «Теремок», «Колобок, а также из фетра фигурки героев потешек, стихов, других сказок.

С детьми раннего возраста мы используем фартук для иллюстрирования различных сказок во время рассказывания или чтения их детям. Мы используем его в процессе сюжетной игры, вместе инсценируем сказки, стихи, потешки, рассматриваем, беседуем, устанавливаем логическую последовательность событий, составляем предложения, небольшие рассказы, попутно происходит и развитие мелкой моторики у детей.

В раннем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке используется нами как метод организации. Организовать её можно как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей.

Цель пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру.

Задачи:

  1. Научить воспринимать содержание сказок и отражать его в играх- драматизациях, в театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, звукоподражание сказочным персонажам. Развивать связную речь детей.
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх.
  3. Воспитывать умение играть дружно, не ссориться.

Во время рассказывания сказок вовлекаем малышей в процесс восприятия, предлагаем, например, вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно — фартук фигурки героев сказки.

После прочтения мы предлагаем детям игровые упражнения, которые рекомендует Л. С. Зорина. [2]:

«Назови ласково героев сказки «Репка»

Дед — дедушка. Бабка — бабушка. Внучка — внученька. Собака — собачка. Кошка — кошечка. Мышь — мышка.

— «Назови имена героев сказки «Теремок»

Мышка-норушка. Лягушка-квакушка. Зайка-попрыгайка.

Волк-зубами щелк. Лисичка-сестричка…

— «Спой песенку Колобка»

— «Помоги показать сказку»

Мы вместе с детьми прикрепляем на лесную полянку сказочных героев и предлагаем детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания: «Покажите, как ходит медведь? Покажите, как мышка пищит? Покажите, как прыгает зайчик?

Материалы пособия можно использовать в работе с детьми и раннего, и дошкольного возраста. В старших группах Н. Н. Кондратьева рекомендует в процессе театрализованной деятельности с фартуком использовать как фрагмент НОД: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; для работы над художественным произведением; для разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов [1].

В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, зимний фартук.

В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический (раздаточный и т. д.). Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами, как из известных сказок, так и из придуманных детьми.

Данного пособие в нашем детском саду эффективно используется и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей от 4-х лет, также мы рекомендуем родителям взять на вооружение данную идею для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье.

Итак, в процессе театрализованной деятельности с применением многофункционального пособия «Театр на фартуке», наши малыши стали пользоваться такими выразительными средствами как мимика, жесты и голос. Они научились говорить тихо, громко, ласково и грубо, имитировать крики и копировать движения животных, птиц, жесты людей, у них появилось желание выполнять движения под музыку, подпевать, Постепенно дети с помощью воспитателя научились инсценировать знакомые сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок», народные пестушки и потешки, песенки, научились обращаться с куколками пальчикового, фетрового и настольного театра на игровом панно-фартуке.

Таким образом «Театр на фартуке» является эффективным и оригинальным элементом развивающей предметно — пространственной среды группы, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно, безопасно и соответствует требованиям ФГОС ДО.

C:\КОНКУРСЫ,ФЕСТИВАЛИ 20-21\СЕМИНАРЫ РЦ\Дыбина\IMG_6659.JPG

C:\КОНКУРСЫ,ФЕСТИВАЛИ 20-21\СЕМИНАРЫ РЦ\Дыбина\IMG_6668.JPG

Литература:

  1. Кондратьева Н. Н. Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «сказочный фартук» для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/18/didakticheskoe-posobie-skazochnyy-fartuk
  2. Зорина Л. С. Театр на фартуке по русским народным сказкам. https://www.maam.ru/detskijsad/teatr-na-fartuke-po-ruskim-narodnym-skazkam.html
  3. Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение, 1991 —207 с.;
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
  5. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. -М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с.
  6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова.- М.: Зимородок, 2006. — 416 с.
  7. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Г. М. Лямина. — М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.- 96 с.
  8. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие/ Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 168 с.

Похожие статьи

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по музеям страны»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Похожие статьи

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по сказкам» в работе педагога-психолога по познавательно-речевому развитию в ДОУ

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по музеям страны»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков