Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)
Авторы: Бадеева Татьяна Леонидовна, Дыбина Венера Кашафовна, Рычкова Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)
Дата публикации: 19.07.2022
Статья просмотрена: 1102 раза
Библиографическое описание:
Бадеева, Т. Л. Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы) / Т. Л. Бадеева, В. К. Дыбина, Н. Н. Рычкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17392/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов.
К. С. Станиславский
«Методическое пособие «Театр на фартуке» — это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организацию театрализованной деятельности дошкольников.
Поскольку для эффективного показа спектакля важно все — декорации, их размещение, куклы и ширма, размещение детей и т. д., педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр — фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации двигаются вместе с актёром, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр-зритель», — отмечает Н. Н. Кондратьева [1].
Данное пособие мы изготовили в виде фартука (фон — декорации на «сцене»), на котором изображена сказочная лесная поляна, изготовленная из ткани зеленого цвета. На фартук, как на основу мы прикрепили фетровый домик (трансформируется в теремок), заборчик, речку, тропинку, деревья, цветы. К фартуку в качестве игрового материала мы изготовили вязаный пальчиковый театр с героями сказок «Репка», «Теремок», «Колобок, а также из фетра фигурки героев потешек, стихов, других сказок.
С детьми раннего возраста мы используем фартук для иллюстрирования различных сказок во время рассказывания или чтения их детям. Мы используем его в процессе сюжетной игры, вместе инсценируем сказки, стихи, потешки, рассматриваем, беседуем, устанавливаем логическую последовательность событий, составляем предложения, небольшие рассказы, попутно происходит и развитие мелкой моторики у детей.
В раннем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке используется нами как метод организации. Организовать её можно как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей.
Цель пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру.
Задачи:
- Научить воспринимать содержание сказок и отражать его в играх- драматизациях, в театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, звукоподражание сказочным персонажам. Развивать связную речь детей.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх.
- Воспитывать умение играть дружно, не ссориться.
Во время рассказывания сказок вовлекаем малышей в процесс восприятия, предлагаем, например, вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно — фартук фигурки героев сказки.
После прочтения мы предлагаем детям игровые упражнения, которые рекомендует Л. С. Зорина. [2]:
— «Назови ласково героев сказки «Репка»
Дед — дедушка. Бабка — бабушка. Внучка — внученька. Собака — собачка. Кошка — кошечка. Мышь — мышка.
— «Назови имена героев сказки «Теремок»
Мышка-норушка. Лягушка-квакушка. Зайка-попрыгайка.
Волк-зубами щелк. Лисичка-сестричка…
— «Спой песенку Колобка»
— «Помоги показать сказку»
Мы вместе с детьми прикрепляем на лесную полянку сказочных героев и предлагаем детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания: «Покажите, как ходит медведь? Покажите, как мышка пищит? Покажите, как прыгает зайчик?
Материалы пособия можно использовать в работе с детьми и раннего, и дошкольного возраста. В старших группах Н. Н. Кондратьева рекомендует в процессе театрализованной деятельности с фартуком использовать как фрагмент НОД: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; для работы над художественным произведением; для разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов [1].
В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, зимний фартук.
В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический (раздаточный и т. д.). Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами, как из известных сказок, так и из придуманных детьми.
Данного пособие в нашем детском саду эффективно используется и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей от 4-х лет, также мы рекомендуем родителям взять на вооружение данную идею для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье.
Итак, в процессе театрализованной деятельности с применением многофункционального пособия «Театр на фартуке», наши малыши стали пользоваться такими выразительными средствами как мимика, жесты и голос. Они научились говорить тихо, громко, ласково и грубо, имитировать крики и копировать движения животных, птиц, жесты людей, у них появилось желание выполнять движения под музыку, подпевать, Постепенно дети с помощью воспитателя научились инсценировать знакомые сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок», народные пестушки и потешки, песенки, научились обращаться с куколками пальчикового, фетрового и настольного театра на игровом панно-фартуке.
Таким образом «Театр на фартуке» является эффективным и оригинальным элементом развивающей предметно — пространственной среды группы, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно, безопасно и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Литература:
- Кондратьева Н. Н. Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «сказочный фартук» для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/18/didakticheskoe-posobie-skazochnyy-fartuk
- Зорина Л. С. Театр на фартуке по русским народным сказкам. https://www.maam.ru/detskijsad/teatr-na-fartuke-po-ruskim-narodnym-skazkam.html
- Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение, 1991 —207 с.;
- Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. -М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова.- М.: Зимородок, 2006. — 416 с.
- Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Г. М. Лямина. — М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.- 96 с.
- Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие/ Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 168 с.