Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 11.03.2017

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Манзюк, Т. В. Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности / Т. В. Манзюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40427/ (дата обращения: 09.12.2024).



Воспитание детей — очень сложное, тонкое и ответственное дело. Мы, воспитатели, оказываемся перед массой вопросов: как научить детей учиться, трудиться, как воспитать в каждом чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу.

Еще острее эти вопросы стоят, когда работаешь с детьми с ОВЗ.

Дети комплексного реабилитационно-образовательного центра имеют свои особенности. У таких детей наблюдается отклонения во всех видах деятельности, особенно в сфере социально-коммуникативных процессов. Но! Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения социально — коммуникативными умениями в силу интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Сформировать социально — коммуникативные умения, значит, научить ребенка задавать вопросы и формулировать на них ответы, внимательно слушать и обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников.

Наблюдая за ребятами, я отметила, что многим трудно вежливо общаться друг с другом, многие не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой. Наша задача — воспитывать их так, чтобы их поведение во всевозможных жизненных ситуациях соответствовало существующим в нашем обществе социальным нормам.

Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование социально — коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.

Формирование социально-коммуникативных универсальных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности. Что же мы делаем для этого? Проводятся всевозможные игры и упражнения, направленные на формирование социально — коммуникативных учебных действий и умений у младших школьников (игра «Давайте познакомимся», «Изобрази предмет», «Общий круг», «Закончи предложение», «Найди пару»).

Для создания условий для более близкого общения детей и закрепление знаний о школьных правилах были проведены занятия: «Я — ученик», «Права и обязанности школьников», «Как вести себя в школе». Для стимулирования внутригруппового общения — социоигра «Найти пару». Для развития межличностного общения в группе: игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке». Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону», речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: воспитательский час «Мы дружные ребята»; просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Для того, чтобы научиться анализировать свои поступки и поступки других людей — разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт». Для развития положительной самооценки — составление автопортрета «Это — я».

Разобрала основные мотивации стиля здорового образа жизни ребенка и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:

− через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

− через ознакомление с правилами дорожного движения — воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.

На этих же занятиях давались общие представления о понятии «личность» в теме «Знакомство с самим собой», о здоровом образе жизни.

Разобрали, что значит заботиться о себе (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации врачей) — вести здоровый образ жизни.

Продолжаю вести работу по закреплению социальных качеств.

Эти социальные качества развиваются через внеурочную деятельность — подготовка и участие в праздниках, трудовая деятельность, выполнение поручений, воспитательские часы.

Вся работа по социализации помогает нашим детям приобрести:

− четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

− учиться чувствовать и понимать других людей;

− продолжает происходить приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.

Обязательным в такой работе является соучастие в ней родителей и воспитателя. Именно от стиля поведения самих родителей и наставника ребенка, особенностей их взаимодействия с детьми зависит успешность и результативность проводимой работы.

И в заключении хочу сказать, что внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию социально — коммуникативных универсальных действий.

Ну и то, чего я хочу добиться в результате своей работы по формированию социально — коммуникативных действий:

  1. Умение детей учитывать позиции других людей.
  2. Умение слушать, вступать в диалог, спрашивать.
  3. Умение участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, воспитателями. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Литература:

  1. Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. — М: Аспект Пресс, 2003.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.:. Просвещение, 2005.
  3. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/
  4. Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/09/razvitie-kommunikativnoy-funktsii-rechi-u-mladshikh
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/12/23/vneurochnaya-deyatelnost-obuchayushchih-s-ovz
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, действие, здоровый образ жизни, игра, работа, умение.


Похожие статьи

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Похожие статьи

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Задать вопрос