Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 11.03.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Манзюк Т. В. Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/144/40427/ (дата обращения: 22.05.2018).



Воспитание детей — очень сложное, тонкое и ответственное дело. Мы, воспитатели, оказываемся перед массой вопросов: как научить детей учиться, трудиться, как воспитать в каждом чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу.

Еще острее эти вопросы стоят, когда работаешь с детьми с ОВЗ.

Дети комплексного реабилитационно-образовательного центра имеют свои особенности. У таких детей наблюдается отклонения во всех видах деятельности, особенно в сфере социально-коммуникативных процессов. Но! Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения социально — коммуникативными умениями в силу интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Сформировать социально — коммуникативные умения, значит, научить ребенка задавать вопросы и формулировать на них ответы, внимательно слушать и обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников.

Наблюдая за ребятами, я отметила, что многим трудно вежливо общаться друг с другом, многие не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой. Наша задача — воспитывать их так, чтобы их поведение во всевозможных жизненных ситуациях соответствовало существующим в нашем обществе социальным нормам.

Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование социально — коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.

Формирование социально-коммуникативных универсальных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности. Что же мы делаем для этого? Проводятся всевозможные игры и упражнения, направленные на формирование социально — коммуникативных учебных действий и умений у младших школьников (игра «Давайте познакомимся», «Изобрази предмет», «Общий круг», «Закончи предложение», «Найди пару»).

Для создания условий для более близкого общения детей и закрепление знаний о школьных правилах были проведены занятия: «Я — ученик», «Права и обязанности школьников», «Как вести себя в школе». Для стимулирования внутригруппового общения — социоигра «Найти пару». Для развития межличностного общения в группе: игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке». Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону», речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: воспитательский час «Мы дружные ребята»; просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Для того, чтобы научиться анализировать свои поступки и поступки других людей — разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт». Для развития положительной самооценки — составление автопортрета «Это — я».

Разобрала основные мотивации стиля здорового образа жизни ребенка и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:

− через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

− через ознакомление с правилами дорожного движения — воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.

На этих же занятиях давались общие представления о понятии «личность» в теме «Знакомство с самим собой», о здоровом образе жизни.

Разобрали, что значит заботиться о себе (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации врачей) — вести здоровый образ жизни.

Продолжаю вести работу по закреплению социальных качеств.

Эти социальные качества развиваются через внеурочную деятельность — подготовка и участие в праздниках, трудовая деятельность, выполнение поручений, воспитательские часы.

Вся работа по социализации помогает нашим детям приобрести:

− четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

− учиться чувствовать и понимать других людей;

− продолжает происходить приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.

Обязательным в такой работе является соучастие в ней родителей и воспитателя. Именно от стиля поведения самих родителей и наставника ребенка, особенностей их взаимодействия с детьми зависит успешность и результативность проводимой работы.

И в заключении хочу сказать, что внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию социально — коммуникативных универсальных действий.

Ну и то, чего я хочу добиться в результате своей работы по формированию социально — коммуникативных действий:

  1. Умение детей учитывать позиции других людей.
  2. Умение слушать, вступать в диалог, спрашивать.
  3. Умение участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, воспитателями. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Литература:

  1. Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. — М: Аспект Пресс, 2003.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.:. Просвещение, 2005.
  3. Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/
  4. Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/09/razvitie-kommunikativnoy-funktsii-rechi-u-mladshikh
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/12/23/vneurochnaya-deyatelnost-obuchayushchih-s-ovz
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, универсальных действий, коммуникативных универсальных действий, коммуникативных учебных действий, внеурочной деятельности, развитие младших школьников, развития коммуникативных способностей, близкого общения детей, компетенции младших школьников, коммуникативных действий, Развитие коммуникативных навыков, социально-коммуникативных универсальных действий, стимулирования внутригруппового общения, развития межличностного общения, час общения «Добрые, детей санитарным навыкам, Умение детей, всевозможных жизненных ситуациях, жизненных ситуаций «Я, час «Мы дружные.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос