Библиографическое описание:

Гебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 18-21.

В статье автор делает упор на проблему сохранения здоровья младших школьников, так как от этого зависит успешность в обучении. Предлагает применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности, определила задачи, которые должен реализовать учитель на своих уроках.

Ключевые слова: метод, здоровье, здоровьесберегающие технологии, приоритетные направления.

 

Здоровье человека-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие [1]         

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации этой задачи является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.

Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка младших школьников к самостоятельной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

-                   в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

-                   в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

-                   в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, спослобен удивляться и восхищаться;

-                   в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;

-                   в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе.

Термин здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения [4].

Как утверждал В. А. Сухомлинский, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

Концепция модернизации образования, как мы считаем, предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одним из них-здоровье подрастающего поколения [5]. Это является одним из важных показателей благополучия общества и государства. Проведенные исследования показывают, что 25 % детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину). Фундамент здоровья закладывается в детстве, и эта забота не только медиков, но и учителей. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

-                   на 50 % — от образа жизни;

-                   на 25 % — от состояния окружающей среды;

-                   на 15 % — от наследственной программы;

-                   на 10 % — от возможностей медицины.

Основной задачей школы считается — дать необходимое образование, не менее важной задачей по нашему убеждению является — сохранение здоровья детей в процессе обучения. Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе учителя начальных классов должны придерживаться здоровье сберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого учителю необходимо реализовать в своей практической деятельности следующие задачи:

-                   организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

-                   создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;

-                   научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

-                   воспитание культуры здорового образа жизни;

-                   развитие творческих способностей младших школьников;

-                   мотивация на здоровый образ жизни;

-                   научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

-                   внедрение инновационных педагогических технологий.

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский [2], крайне необходимое условие сдоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы-развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Это, как мы предполагаем, можно достичь путем использования:

-                   игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;

-                   драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

-                   подвижными играми на переменах;

-                   занимательных упражнений на уроках;

-                   творческого характера домашних заданий и дифференциации домашнего задавания.

Все это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому учителю необходимо во время урока чередовать различные виды учебной деятельности:

-                   чтение;

-                   письмо;

-                   слушание;

-                   рассказ;

-                   рассматривание наглядных пособий;

-                   ответы на вопросы и. т.д.

За урок учителю необходимо включить от 4 до 7 видов учебной деятельности. Использование на уроках различных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся являются:

-                   метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор способа действия);

-                   активные методы обучения (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

-                   методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Это методы снимают утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках следующие физкультурные минутки:

-                   упражнения по формированию осанки;

-                   упражнения для ног

-                   расслабление кисти рук;

-                   массаж пальцев рук;

-                   дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

-                   предупреждение утомление глаз и. т.д.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования:

-                   они должны быть разнообразны;

-                   проводятся на начальном этапе утомления;

-                   предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Таким образом, в ходе работы над этой проблемой мы пришли к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей — социальная, и решать её необходимо на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений [3].

Медико-гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.

Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.

И, наконец, психолого-педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого-педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья. Общая система здоровье сберегающей педагогики должна включать в себя:

-                   формирование основ культуры здоровья;

-                   здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

-                   оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства

 

Литература:

 

1.         Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья под ред. Г. С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41.

2.         Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.

3.         Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. — М., Знание, -1990. -С 37.

4.         Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// — 2005. -№ 11, -С 11.

5.         Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -2003. -С 67.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, здорового образа жизни, здоровья младших школьников, здоровья учащихся, сохранения здоровья, здоровьесберегающие образовательные технологии, начальных классов, жизни младших школьников, сохранения здоровья младших, двигательной активности, формирования здоровья школьников, здоровья младшего школьника, и укрепление здоровья младших, улучшение здоровья учащихся, пользу здоровья учащихся, показатели здоровья учащихся, здоровья в период обучения, в плане сохранения здоровья, ребенка в творческий процесс, является — сохранение здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос