Библиографическое описание:

Голованова Л. В., Кунделева О. Е., Романова Л. В. Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 38-42.



 

Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать то, о чём мы говорим и учим детей на уроке – внеурочная деятельность.Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.Разные формы организации данной деятельности помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области ЗОЖ.В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. Внеурочная деятельность призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, безопасность жизнедеятельности, программа внеурочной деятельности.

 

Необъятную сферу наук я себе представляю, как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.

Дидро Д.

Есть одна качественная особенность современной цивилизации: у нас нет тех тысячелетий, которые понадобились нашим предкам для изменения способа своего существования и самих себя. Если наши предки жили в практически не изменяющемся (за время жизни одного поколения) мире, то сегодня ситуация другая. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптировать её и самих себя в окружающем нас мире и главное - умение выжить в данном мире. Наш мир полон опасностей, неприятностей. Они подстерегают нас везде: в быту, на отдыхе. Но, человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую неприятную ситуацию, угрожающей нашей жизни, сумели бы подавить в себе страх, и стали бы действовать в соответствии с выработанным алгоритмом действий. Познание предметов и явлений мира требуют аналитического изучения их частей во всех их признаках и свойствах. Всё это прописано в программах разных предметов. Это и курс окружающего мира и ОБЖ …

Но в наше время появилась прекрасная возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать всё то, о чём мы говорим и учим детей на уроке. А именно – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Разные формы организации данной деятельности и помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области безопасности жизнедеятельности.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности «Будь здоров» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы. В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

      Закон Российской Федерации «Об образовании»;

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

        СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;

        Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

      Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

      О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

      Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Внеурочная деятельность по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. Самым интересным и необходимым считаю выделить формы организации занятий: экскурсии в пожарную часть, организацию праздников и соревнований с участием работников ГИБДД, медицинского персонала, экскурсии на хлебозавод, в продовольственные магазины, завод «Кока-Кола», проведение исследований и опытов о вреде некоторых продуктов, создание проектов. Программа состоит из 4 блоков. Каждому блоку нашей программы отводится 1 год.

1блок «Знания, которые мне необходимы для безопасности» (1 класс)

2 блок «Здоровье – это моё богатство» (2 класс)

3 блок «Разговор о правильном питании» (3 класс)

4 блок «Здоровый образ жизни – это мой девиз» (4 класс)

Мы бы хотели описать самый необычный блок - «Разговор о правильном питании».

Цель блока: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Реализации блока предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  •               формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  •               формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  •               освоение детьми практических навыков рационального питания;
  •               формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  •               информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  •               развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
  •               развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

Общая характеристика блока.

Блок программы составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

Блок программы «Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  •              научная обоснованность и практическая целесообразность;
  •              возрастная адекватность;
  •              необходимость и достаточность информации;
  •              модульность программы;
  •              практическая целесообразность
  •              динамическое развитие и системность;
  •              вовлеченность семьи и реализацию программы;
  •              культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В отличие от многих других обучающих программ данный блок, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура блока обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации данного блока дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Блок состоит из трех модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании»

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»

3 модуль: «Формула правильного питания»

Тематика блока охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1.                            "Самые полезные продукты",
  2.                            "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
  3.                            "Где найти витамины весной",
  4.                            "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
  5.                            "Каждому овощу свое время";

гигиена питания: "Как правильно есть"; режим питания: "Удивительные превращения пирожка"; рацион питания:

  1.                            "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
  2.                            "Плох обед, если хлеба нет",
  3.                            "Полдник. Время есть булочки",
  4.                            "Пора ужинать",
  5.                            "Если хочется пить";

культура питания:

  1.                            "На вкус и цвет товарищей нет",
  2.                            "День рождения Зелибобы".

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"

разнообразие питания:

  1.                            "Из чего состоит наша пища",
  2.                            "Что нужно есть в разное время года",
  3.                            "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";

гигиена питания и приготовление пищи:

  1.                            "Где и как готовят пищу",
  2.                            "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";

этикет:

  1.                            "Как правильно накрыть стол",
  2.                            "Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

  1.                            "Молоко и молочные продукты",
  2.                            "Блюда из зерна",
  3.                            "Какую пищу можно найти в лесу",
  4.                            "Что и как приготовить из рыбы",
  5.                            "Дары моря";

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".

3 модуль "Формула правильного питания"

рациональное питание как часть здорового образа жизни:

  1.                            "Здоровье - это здорово";
  2.                            "Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:

  1.                            "Где и как мы едим",
  2.                            "Ты готовишь себе и друзьям";

потребительская культура: "Ты - покупатель"; традиции и культура питания:

  1.                            "Кухни разных народов",
  2.                            "Кулинарное путешествие",
  3.                            "Как питались на Руси и в России",
  4.                            "Необычное кулинарное путешествие".

Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации данного блока используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по блоку программы, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:

  •              фронтальный метод;
  •              групповой метод;
  •              практический метод;
  •              познавательная игра;
  •              ситуационный метод;
  •              игровой метод;
  •              соревновательный метод;
  •              активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  •               чтение и обсуждение;
  •               экскурсии на пищеблок школьной столовой, в продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
  •               встречи с интересными людьми;
  •               практические занятия;
  •               творческие домашние задания;
  •               праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
  •               конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  •               ярмарки полезных продуктов;
  •               сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  •               мини – проекты;
  •               совместная работа с родителями.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Одним из результатов преподавания блока программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения блока программы:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Ожидаемый результат освоения программы

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Из выше сказанного вытекает целесообразность организации систематической, продуктивной работы по формированию знаний в области безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность, так как данный вид деятельности позволяет использовать разные формы организации занятий, что даёт возможность творчески, нестандартно отрабатывать необходимые знания и умения. Результатом данного обучения будет являться вся последующая деятельность ребёнка. Поэтому на учителя ложиться огромная ответственность за данный курс.

 

Литература:

  1.                Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  2.                Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
  3.                Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  4.                Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  5.                Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  6.                Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
  7.                Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

1

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочной деятельности, образа жизни, области безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, начального общего образования, программа внеурочной деятельности, Внеурочная деятельность, требованиям здорового образа, безопасного образа жизни, освоения учащимися содержания, результатами освоения учащимися, соответствия требованиям здорового, учащимися содержания программы, правильном питании», типичных продуктов питания, зрения соответствия требованиям, формы организации, точки зрения соответствия, следующие умения, формированию здорового.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов