Виртуальный лабораторный практикум для исследования колебательных процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Алексеенко, А. В. Виртуальный лабораторный практикум для исследования колебательных процессов / А. В. Алексеенко, А. Е. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40394/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представлен комплект компьютерных моделирующих программ для исследования колебательных процессов при изучении курса физики. Обоснованы преимущества виртуального лабораторного практикума.

Ключевые слова: виртуальный лабораторный практикум, колебательные процессы

При изучении курса физики крайне важна экспериментальная работа, а потому физический лабораторный практикум — существенный и наиболее значимый элемент учебного процесса. Именно в ходе выполнения работ лабораторного практикума обучающиеся углубляют и закрепляют полученные теоретические знания, приобретают практические навыки проведения исследований.

В практике образовательных учреждений в зависимости от состояния учебно-материальной базы физических лабораторий сформировались различные подходы к методике проведения лабораторных занятий. Все чаще образовательный процесс опирается на виртуальный физический эксперимент, заключающийся в замене реального исследования на имитационное компьютерное моделирование изучаемых процессов, при этом сложные реально существующие приборы и устройства заменяются их виртуальными эквивалентами [1].

Использование таких виртуальных аналогов позволяет существенно расширить возможности традиционного эксперимента, исключить формализм при выполнении заданий практикума, сделать акцент на индивидуальную работу с каждым обучающимся.

В качестве примера авторами статьи представлен виртуальный лабораторный практикум к разделу «Колебательные процессы» курса «Общая физика», включающий следующие работы: «Исследование гармонических колебаний», «Исследование затухающих колебаний» и «Основы спектрального анализа».

Виртуальная лабораторная установка «Исследование гармонических колебаний» [2] предназначена для изучения характеристик гармонических колебаний и исследования результата их сложения в двух предельных случаях: сложение колебаний одного направления и сложение взаимно перпендикулярных колебаний.

Программа очень проста в управлении и обладает интуитивно понятным интерфейсом. Работа во вкладке «Сложение сонаправленных колебаний» позволяет пользователю с помощью специальных регуляторов динамически изменять характеристики колебаний, в режиме реального времени наблюдать складываемые гармонические колебания в окне программы, имитирующем экран осциллографа, и анализировать результат сложения этих колебаний. При этом существует возможность отобразить как все три колебания, так и только результирующее колебание.

На рис. 1, а представлены два гармонических колебания одного направления и одинаковой частоты (А1=1 В, А2=2 В; ν12=5 Гц; φ0102=0), на рис. 1, б — результирующее колебание (Арез=3 В, νрез=5 Гц).

а б

Рис. 1. Сложение гармонических колебаний одного направления и одинаковой частоты

Кроме того, программа позволяет визуализировать случай, когда складываемые гармонические колебания одинакового направления имеют неравные, но близкие частоты (рис. 2: ν1=27 Гц и ν2=29 Гц). В этом случае получаются колебания с периодически изменяющейся амплитудой — так называемые амплитудно-модулированные колебания.

Рис. 2. Сложение гармонических колебаний одного направления с близкими частотами

Как известно, если складывать взаимно перпендикулярные колебания с различными частотами, то замкнутая траектория результирующего колебания довольно сложна. Такие замкнутые кривые называют фигурами Лиссажу [3] и их вид зависит от соотношения амплитуд, частот и разности фаз складываемых колебаний. Работая во вкладке «Сложение ортогональных колебаний» разработанной программы, пользователь имеет возможность исследовать картины колебаний при большом количестве вариантов отношения частот и разностей фаз складываемых колебаний (рис. 3).

а б

Рис. 3. Вид фигур Лиссажу для различных соотношений частот и разностей фаз:

а) 2:3 и φ=0; б) 1:4 и φ=90° соответственно

Виртуальная лабораторная установка «Исследование затухающих колебаний» [4] предназначена для исследования процесса затухания колебаний при различных параметрах контура. Внешний вид ее представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Окно программы «Исследование затухающих колебаний»

Слева изображена принципиальная схема установки, реализующей затухающие колебания, справа — окно, имитирующее экран осциллографа. Непосредственно по картине затухающих колебаний пользователь может измерить амплитуду колебаний, увидеть нарушение периодичности затухающих колебаний, измерив «условный» период. Кроме того, программа дает возможность провести анализ влияния параметров колебательного контура — емкости, индуктивности, сопротивления — на характеристики затухающих колебаний.

Виртуальная лабораторная установка «Основы спектрального анализа» [5] разработана с целью познакомить обучающихся с основными принципами спектрального разложения колебаний, базирующихся на выполнении преобразования Фурье. При выполнении работы решаются две основные задачи — это спектральное разложение колебания и восстановление колебания по известной совокупности гармонических составляющих.

Рис. 5. Графическое и спектральное представление последовательности периодически повторяющихся импульсов: а) треугольных; б) прямоугольных

Работа во вкладке «Разложение колебаний на спектральные составляющие» позволяет пользователю визуализировать осциллограмму основных типов периодических колебаний (рис. 5), отобразить их спектральное представление в виде суммы частотных составляющих (гармоник) ряда Фурье, проанализировать влияние исходных параметров колебаний на изменение спектра.

Кроме импульсных сигналов периодических колебаний программа позволяет визуализировать осциллограмму амплитудно-модулированного (АМ) колебания, провести анализ влияния основных параметров АМ колебания на его форму и спектр (рис. 6).

Рис. 6. Графическое и спектральное представление АМ колебания

Вкладка «Восстановление колебаний по спектральным составляющим» предназначена для исследования обратного преобразования, позволяющего восстановить исходное колебание по совокупности гармоник, а также для изучения влияния каждой из них на качество восстановления колебания (рис. 7).

Рис. 7. Качество восстановления колебания при числе гармоник равном 4, 18, 25 соответственно

Таким образом, наглядная и доступная картина исследуемых колебательных процессов, реализуемая с помощью разработанного виртуального лабораторного практикума, возможность всестороннего анализа этих процессов способствует более полному пониманию и усвоению теоретического материала обучающимися; а вариативность заданий физического практикума формирует у последних самостоятельность, ответственность и исследовательские навыки при проведении эксперимента.

Разработанный комплект виртуальных лабораторных установок может быть использован в высших учебных заведениях технического профиля для проведения лабораторного практикума по физике.

Литература:

  1. Ранних В. Н. Роль виртуального лабораторного практикума в улучшении когнитивных и мотивационных показателей в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 4–2. — С. 205–210.
  2. Алексеенко А. В. Программа для исследования гармонических колебаний. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015616362 / А. В. Алексеенко, А. Е. Колесова и др. // Роспатент. — М., 2015.
  3. Трофимова Т. И. Курс физики. — 21-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 560 с.
  4. Алексеенко А. В. Программа для исследования затухающих колебаний. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015616613 / А. В. Алексеенко, А. Е. Колесова и др. // Роспатент. — М., 2015.
  5. Алексеенко А. В. Программа для спектрального анализа импульсных и модулированных сигналов. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015616614 / А. В. Алексеенко, А. Е. Колесова и др. // Роспатент. — М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): колебание, виртуальная лабораторная установка, виртуальный лабораторный практикум, разность фаз, результирующее колебание, изучение курса физики, качество восстановления колебания, лабораторный практикум, одинаковая частота, спектральный анализ.


Ключевые слова

колебательные процессы, виртуальный лабораторный практикум

Похожие статьи

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Интерактивный курс по учебной дисциплине «Химия»

В статье приводятся результаты создания виртуальной лаборатории по учебной дисциплине «Химия» для обучающихся колледжа. Описаны эффекты внедрения.

Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования

В статье указывается на то, что компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования. Он сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления реальными и виртуальными экспериментами. Рассмотрена р...

Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена описанию использования мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности.

Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности

Проект представляет собой учебно-методический программный комплекс (УМПК) по астрономии, включающий приложение для очков виртуальной реальности и учебно-методический курс по предмету. Проект нацелен на оптимизацию и усовершенствование учебного процес...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Уроки окружающего мира с использованием мультимедиа проектора

Данная статья посвящена проблеме проведения уроков окружающего мира в начальной школе с использованием мультимедиапроектора. Авторами статьи подобран практический материал для проведения уроков окружающего мира: кроссворды, ребусы, загадки. Рассказыв...

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Похожие статьи

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Интерактивный курс по учебной дисциплине «Химия»

В статье приводятся результаты создания виртуальной лаборатории по учебной дисциплине «Химия» для обучающихся колледжа. Описаны эффекты внедрения.

Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования

В статье указывается на то, что компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования. Он сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления реальными и виртуальными экспериментами. Рассмотрена р...

Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена описанию использования мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности.

Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности

Проект представляет собой учебно-методический программный комплекс (УМПК) по астрономии, включающий приложение для очков виртуальной реальности и учебно-методический курс по предмету. Проект нацелен на оптимизацию и усовершенствование учебного процес...

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Уроки окружающего мира с использованием мультимедиа проектора

Данная статья посвящена проблеме проведения уроков окружающего мира в начальной школе с использованием мультимедиапроектора. Авторами статьи подобран практический материал для проведения уроков окружающего мира: кроссворды, ребусы, загадки. Рассказыв...

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Задать вопрос