Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования
Автор: Данилов Олег Евгеньевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 16.03.2017
Статья просмотрена: 377 раз
Библиографическое описание:
Данилов, О. Е. Компьютер как универсальный инструмент учебного физического исследования / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2117/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье указывается на то, что компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования. Он сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления реальными и виртуальными экспериментами. Рассмотрена роль компьютера в учебных исследованиях.
Ключевые слова: компьютерные технологии, учебный физический эксперимент, компьютерное моделирование, обучающие и контролирующие программы, экспериментальные установки, учебные исследования
Задача введения компьютерной техники в процесс обучения в настоящее время решена, и вполне понятно, как надо обучать студентов использовать компьютер в учебных и научных исследованиях. Посредством применения компьютерной техники достигнута индивидуализация обучения и повышение производительности труда студентов и преподавателей. Педагогические вузы располагают достаточно мощными компьютерами для решения учебных и научно-исследовательских задач.
Применение вычислительной техники является на данном этапе развития науки почти обязательным в экспериментальных физических исследованиях. Это находит отражение и в учебном процессе. Например, при изучении курса общей физики используются такие методы компьютерных исследований, как обработка результатов измерений в лабораторных работах [1], компьютерное моделирование [3], физический натурный эксперимент на основе компьютерных установок [4], применяются информационные, обучающие и контролирующие программы [2]. Как было сказано ранее, современный физик часто прибегает к помощи компьютера, поэтому программирование стало важной частью техники физического исследования — оно представляет элемент исследовательской культуры. Овладение основами работы на компьютере позволяет оперативно и самостоятельно проводить расчеты, которые до недавнего времени считались сложными и трудоемкими. При этом вырабатывается алгоритмический способ мышления.
Если разделить использование компьютера в учебных физических исследованиях на две формы: 1) для вычислений и компьютерного моделирования и 2) для натурного эксперимента на основе компьютерных установок; то можно прийти к следующему выводу. Для того, чтобы при обучении сформировать алгоритмический способ мышления, необходима первая форма, так как при работе с физической установкой это сделать достаточно сложно. Поэтому естественным является то, что современные учебные планы для физических специальностей педагогических вузов предусматривают на 1–3 курсах изучение программирования и компьютерного моделирования, и лишь затем (на 4–5 курсах) — экспериментальной физики. Только на старших курсах в полной мере может быть реализована исследовательская работа с экспериментальными компьютерными установками, предполагающая научный подход к исследованию и получение субъективно новых для обучаемого результатов. Знакомство студента с компьютером, как измерительным прибором, может происходить ранее — при выполнении лабораторных работ курса общей физики, то есть на трех младших курсах. В этом случае студенту для работы предлагаются готовые экспериментальные установки, не требующие анализа и новых конструкторских и программных решений.
Рассмотрим роль компьютерного моделирования в учебных исследованиях. Компьютер оснащен средствами визуализации численного моделирования, что позволяет представлять решение физической задачи в наглядной динамической форме. Кроме того, можно наблюдать зависимость компьютерной модели от различных параметров. Это приближает вычислительный эксперимент к натурному, но не означает полной замены им последнего, — возникает важный и непростой вопрос о соотношении вычислительного (виртуального) и натурного (реального) экспериментов. Если провести разделение моделей на два типа: предметные и знаковые, то можно утверждать, что знаковые модели, используемые исследователем (схемы, чертежи, формулы, изображения на дисплее), получают в настоящее время еще большее распространение, благодаря появлению компьютеров и развитию компьютерного моделирования. Именно поэтому иногда вычислительный компьютерный эксперимент рассматривают как разновидность знакового модельного эксперимента. Различают математические, алгоритмические, имитационные, статистические, функциональные и динамические знаковые модели.
Результатом любого эксперимента является теоретическое осмысление исследователем эмпирических данных и установление им причинно-следственных связей, на основании которых можно предсказывать ход процессов. В более узком смысле результатом эксперимента для исследователя может быть полученная им математическая модель, демонстрирующая функциональные связи между переменными характеристиками изучаемых процессов и явлений. Один из наиболее рациональных современных способов создания и исследования такой модели — провести ее компьютерный анализ.
Таким образом, компьютер является универсальным инструментом учебного физического исследования, так как сочетает в себе функции накопления, хранения, обработки информации и управления как реальными (в составе экспериментальной установки), так и виртуальными (в случае компьютерного моделирования) объектами.
Литература:
- Данилов О. Е. Лабораторный практикум: Компьютерные измерения в молекулярной физике и термодинамике. Учебно-методическое пособие / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ, 2009. — 28 с.
- Данилов О. Е. Обучающая программа-тренажер по физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 256–258.
- Данилов О. Е. Учебное экспериментирование в виртуальной реальности / О. Е. Данилов // Школьная педагогика. — 2016. — № 3. — С. 33–35.
- Данилов О. Е. Экспериментальное изучение дифракции звука на круглом диске с помощью метода компьютерного сканирования полей / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 1. — С. 50–55.
Ключевые слова
компьютерное моделирование, компьютерные технологии, учебный физический эксперимент, обучающие и контролирующие программы, экспериментальные установки, учебные исследованияПохожие статьи
Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»
Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...
Интерактивные учебные пособия как средство подготовки будущих специалистов
В статье авторы показывают важность интерактивных технологий в процессе обучения студентов и подготовки специалистов технических специальностей.
Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе
В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...
Искусственный интеллект в образовании
В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.
Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего
Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...
Актуальность использования нейросетей в образовательных целях
Данная статья рассматривает применение нейросетей в образовательных целях. В статье описываются различные сферы образования, в которых можно использовать нейросети, такие как автоматизированная проверка заданий и тестов, персонализированное обучение,...
Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения
В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...
Технология использования интерактивных методов обучения
Студенты часто чувствуют себя ошеломленными объемом и сложностью знаний и навыков, необходимых для обучения. Наряду с этой проблемой, образовательные технологии постепенно внедряются в филологическое образование для облегчения обучения и улучшения ре...
Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии
Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...
Похожие статьи
Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»
Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...
Интерактивные учебные пособия как средство подготовки будущих специалистов
В статье авторы показывают важность интерактивных технологий в процессе обучения студентов и подготовки специалистов технических специальностей.
Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе
В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...
Искусственный интеллект в образовании
В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.
Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего
Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...
Актуальность использования нейросетей в образовательных целях
Данная статья рассматривает применение нейросетей в образовательных целях. В статье описываются различные сферы образования, в которых можно использовать нейросети, такие как автоматизированная проверка заданий и тестов, персонализированное обучение,...
Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения
В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...
Технология использования интерактивных методов обучения
Студенты часто чувствуют себя ошеломленными объемом и сложностью знаний и навыков, необходимых для обучения. Наряду с этой проблемой, образовательные технологии постепенно внедряются в филологическое образование для облегчения обучения и улучшения ре...
Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии
Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...