Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Победители конкурса УМНИК в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Варламова, К. С. Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности / К. С. Варламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73596/ (дата обращения: 16.11.2024).



A person standing in front of a body of water

Description automatically generated

Проект представляет собой учебно-методический программный комплекс (УМПК) по астрономии, включающий приложение для очков виртуальной реальности и учебно-методический курс по предмету. Проект нацелен на оптимизацию и усовершенствование учебного процесса с применением технологий виртуальной реальности для эффективного усвоения материала в рамках преподавания астрономии.

Ключевые слова: виртуальнаяреальность, астрономия, средняя школа

Технологии виртуальной реальности стремительно развиваются в последние годы, и, за счёт возможности формирования среды, воспринимаемой человеком через органы чувств, VR позволяет смоделировать комфортную среду для усвоения новых знаний и, таким образом, сформировать у учеников высокую мотивацию к обучению.

Астрономия является одним из наиболее удобных предметов для отработки новых технологий вследствие того, что, с одной стороны, с 2004 года она перестала входить в Федеральный базисный учебный план и перестала носить обязательный характер изучения, вопросы, связанные с методикой ее преподавания практически нигде не рассматривались. С другой стороны, натурный эксперимент в астрономии (то есть непосредственное наблюдение планет и звезд с использованием телескопа) в определенной степени тоже является виртуальным. Наблюдаемые объекты находятся за пределами человеческой досягаемости, работа происходит фактически с изображениями наблюдаемых небесных тел. Поэтому обращение в методике преподавания астрономии к виртуальной игре представляется совершенно естественным.

Использование технологий VR на уроках астрономии позволят построить занятия по принципу геймификации — использование игр в электронном обучении. Этот принцип обучения, несомненно, повысит мотивацию учиться. Внедрение подобных технологий VR является принципиально новым подходом в рамках данной дисциплины.

Приложение для VR-шлемов включает не менее 8 моделей планет Солнечной системы, модель Луны, Солнца, и не менее 3 информационных блоков в методике для каждой планеты. Методика будет включать в себя 3 блока:

  1. Общие данные о планете. Описание внешнего вида планеты, физические характеристики (не менее 3 характеристик), которые будут выводиться в виде надписи над планетой.
  2. Актуальные данные, например, о состоянии атмосферы на планете, гравитация на поверхности, наличие бурь и прочее.
  3. «Полет на планету». Интерактивная часть занятий, на которых будет необходимо в смоделированной ситуации спроектировать собственный летательный аппарат, рассчитать необходимую массу для полета, его скорость, время в полете, затраты на топливо и другие необходимые характеристики, в зависимости от ситуации.

Информация по трём блокам будет взаимосвязана и предусматривать контрольные тестовые задания на знание информации из 1 и 2 блоков, необходимых для участия в интерактивной части занятий.

В среде разработки Unity уже созданы модели планет земной группы, а также спутника Земли — Луны. На каждую модель наложены снимки высокого разрешения для реализации максимального сходства с оригиналом. В программе произведены и реализованы точные расчеты движения планет по орбите.

Модель Земли Рис. 2. Модель Венеры Модель Земли Рис. 2. Модель Венеры

Рис. 1. Модель Земли Рис. 2. Модель Венеры

Меню с выбором планетРис. 4. Инструкция пользования контроллерами Меню с выбором планетРис. 4. Инструкция пользования контроллерами

Рис. 3. Меню с выбором планетРис. 4. Инструкция пользования контроллерами

Реализована поддержка под шлемы виртуальной реальности Oculus Rift, Oculus Rift S, Oculus Quest, Windows Mixed Reality. Создан удобный пользовательский интерфейс. Разработаны интуитивно понятные элементы управления движением, удобные для людей, незнакомых с виртуальной реальностью. Есть возможность просмотреть основную информацию о планетах солнечной системы и их спутниках, а также возможность изменять их период вращения.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, интерактивная часть занятий, модель планет, планет, солнечная система.


Похожие статьи

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов»

В данной статье анализируется использование учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда». Рассматриваются методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» в 7 классе.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся XI класса на тему «Решение стереометрических задач с Cabria 3D»

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Похожие статьи

Программная реализация системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье предложен вариант программной реализации системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специализированной виртуальной аудитории на ...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов»

В данной статье анализируется использование учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда». Рассматриваются методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» в 7 классе.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Исследование технологии дополненной реальности для использования на уроках геометрии

В статье показаны возможности технологии дополненной реальности, которые позволяют интегрировать ее в образовательную и в проектную деятельность. Целью представленной работы является исследование технологии дополненной реальности для применения в под...

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся XI класса на тему «Решение стереометрических задач с Cabria 3D»

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Задать вопрос