В статье рассматривается возрастная структура представителей основных конфессий населения г. Астаны по результатам переписи населения 2009 г. Данный показатель является информативным маркером социально-демографических процессов, происходящих в городе в последние два десятилетия. Данные по г. Астана сравниваются с материалами по городскому населению других регионов Северного и Восточного Казахстана.
Ключевые слова: Астана, конфессии, социально-демографические процессы, ислам, христианство, возрастная структура, перепись населения
Казахстан является многонациональным, и как следствие, многоконфессиональным государством. По данным Министерства по делам религий и гражданского общества (далее МДРГО РК) на август 2016 г. в стране насчитывалось 18 конфессий, на базе которых функционировало 3 621 религиозное объединение. Стоит отметить, что до 2012 г. в Казахстане функционировало 46 различных конфессий, но это число резко уменьшилось в связи с принятием в октябре 2011 г. нового закона № 408-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», гораздо менее либерального, чем предыдущий закон о религии, и предъявлявшего более жесткие требования для регистрации.
В числе этих 18 конфессий наиболее значительную роль играют две — ислам и православное христианство, к которым принадлежит более 95 % населения страны. Кроме православия, МДРГО РК официально признает в Казахстане следующие христианские конфессии: католицизм, баптизм, пятидесятнические церкви, Свидетели Иеговы, пресвитерианство, адвентисты Седьмого дня, евангелическо-лютеранская церковь, методисты, новоапостольская церковь, мормоны, меннониты. Кроме того, зафиксированы иудаизм, буддизм, а также такие синкретические религии, как муниты и бахаи.
Астана, столица Республики Казахстан и второй по населению город в стране, представляет значительный интерес в плане изучения религиозной ситуации. Доводом в пользу этого может послужить тот факт, что Астана, как едва ли не самая привлекательная дестинация для внутренних мигрантов, и как объект значительных финансовых вложений со стороны государства, стремительно растет и развивается. С момента обретения независимости, в Астане произошел ряд значительных, можно сказать системных, изменений, которые затронули не только экономику или архитектуру города, но и демографию, национальный состав и культурный облик.
К сожалению, ни перепись населения 1989 г., ни перепись 1999 г. не предусматривали фиксацию граждан по религиозному признаку. Однако данные переписи 2009 г. имеют, в том числе, и такую информацию, и позволяют сделать определенные выводы.
На 2009 г. население города представляли 80 национальностей. Из них казахи — 69,4 %, русские — 19,9 %, украинцы — 2,1 %, татары — 1,2 %, узбеки — 1,2 %, немцы — 1,1 %, корейцы — 0,7 %, белорусы — 0,6 %, азербайджанцы — 0,4 %, кыргызы — 0,4 %, турки — 0,4 %, ингуши — 0,3 %, армяне — 0,2 %, чеченцы — 0,2 %, молдаване — 0,1 %, таджики — 0,1 %, башкиры — 0,1 %, чуваши — 0,1 %, дунгане — 0,1 %, китайцы — 0,1 %, уйгуры — 0,1 %. Остальные 59 этносов составляют вместе 2,1 % населения.
Приблизительно 73,8 % представителей наиболее крупных этносов, населяющих город, традиционно исповедуют ислам. 24,1 %, соответственно — христиане разных направлений, в первую очередь православного.
Всего перепись населения 2009 г. зафиксировала в городе 491413 человек в возрасте старше 15 лет. Из них 71,2 % (349950) посчитали себя мусульманами, 25,1 % (123407) — христианами. Буддисты и иудеи составили приблизительно по 0,1 % (523 и 259 человек соответственно). Неверующими себя назвали 2,8 % (13563) опрошенных и 0,7 % (3593) отказались ответить.
Про соотношение в городе количества мусульман и христиан можно сказать, что в принципе оно сравнимо со средними данными в целом по стране. Всего в Казахстане мусульмане составили в 2009 г. 70,19 %, христиане — 26,17 %.
Любопытную картину нам показывают данные по распределению мусульман и христиан по возрастным категориям.
Таблица 1
Распределение мусульман ихристиан вАстане по возрастным категориям (по данным Национальной переписи населения 2009г.).
Возраст |
Всего |
Ислам |
Христианство |
15–19 |
57198 |
45178 (79 %) |
10403 (18,2 %) |
20–24 |
81366 |
63506 (78 %) |
15508 (19,1 %) |
25–29 |
75753 |
57245 (75,6 %) |
15511 (20,5 %) |
30–34 |
60060 |
44683 (74,4 %) |
13120 (21,8 %) |
35–39 |
49137 |
36365 (74 %) |
10901 (22,2 %) |
40–44 |
42082 |
30768 (73,1 %) |
9699 (23 %) |
45–49 |
40329 |
27847 (69 %) |
10971 (27,2 %) |
50–54 |
28152 |
17480 (62,1 %) |
9419 (33,5 %) |
55–59 |
19940 |
11190 (56,1 %) |
7796 (39,1 %) |
60–64 |
11829 |
6034 (51 %) |
5198 (43,9 %) |
65–69 |
9570 |
4062 (42,4 %) |
5101 (53,3 %) |
70 и старше |
15997 |
5592 (35 %) |
9780 (61.1 %) |
491413 |
349950 (71,2 %) |
123407 (25,1 %) |
Как можно увидеть из таблицы 1, соотношение мусульман и христиан в Астане в 2009 г. в разных возрастных категориях различно, причем можно выделить определенную закономерность. Чем старше возрастная группа, тем меньше в ней процент мусульман и тем больше процент христиан. Для удобства представим ее в графическом виде (см. график 1).
Рис. 1. Соотношение мусульман и христиан в г. Астана по возрастным группам %.
Таблица 2
Распределение по возрасту казахов и представителей восточнославянских народов в Астане на 2009 г.
Возраст |
Казахи |
Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) |
15–19 |
50196 |
9885 |
20–29 |
114630 |
29101 |
30–39 |
75585 |
22817 |
40–49 |
55964 |
19865 |
50–59 |
27506 |
16437 |
60–69 |
9549 |
10047 |
70 и старше |
4843 |
9473 |
Всего: |
338273 |
117625 |
Из таблицы 2 следует, что восточные славяне (традиционно православные) составляют 95,3 % от общего количества христиан в Астане. Казахи составляют 96,6 % от общего количества мусульман в Астане. В дальнейшем мы будем оперировать в основном данными по этим этносам.
Сравним информацию по г. Астана с данными по городскому населению некоторых других регионов Казахстана.
Рис. 2. Доля христиан в различных возрастных группах городского населения четырех областей и г. Астаны %.
Рис. 3. Доля мусульман в различных возрастных группах городского населения четырех областей и г. Астаны %
Интерес представляет общий для всех четырех областей тренд, выраженный в уменьшении доли христиан в возрастной группе от 25 до 44 лет, что четко видно на графике 2. Это можно было бы объяснить увеличением количества мусульман, однако в абсолютных цифрах их количество на этом отрезке или уменьшается (Карагандинская и Северо-Казахстанская области) или увеличивается незначительно (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области). Таким образом, можно констатировать в рассматриваемых областях некоторый дефицит наиболее трудоспособного (25–44 года) русского населения. В Астане данный тренд также наблюдается, хотя и несколько менее выражен (см. таблицу 1).
Данные, представленные на графиках 2–3, позволяют сделать вывод, что распределение по Астане является отражением объективных процессов, которые характерны для региона в целом. Как и в Астане, в городском населении четырех рассмотренных областей наблюдается наибольшая доля мусульман в младших возрастных группах и наибольшая доля христиан в старших.
Объяснить сложившуюся картину можно воздействием двух главных и взаимосвязанных факторов. Первый из них — особенности возрастной структуры различных этносов населения Астаны. Второй фактор — внутренняя и внешняя миграция населения. Рассмотрим оба фактора более подробно.
Всего в Астане по результатам переписи на 2009 г. насчитывалось 425298 казахов. Из них в «молодую» возрастную категорию 15–29 лет входило 38,7 % (164826 чел.). Русских, украинцев и белорусов вместе взятых насчитывалось 138750, из которых в эту возрастную категорию входило лишь 28 % (38986 чел.). Что касается детей до 15 лет, то 21125 русских, украинцев и белорусов, входящих в эту возрастную категорию, составили 15,2 %. Количество казахов в этой возрастной категории составило 93364 человек (21,95 %).
В возрастную группу от 60 и старше входило 5431 казахов (1,27 % от общего количества представителей данного этноса). Русских, украинцев и белорусов — 19520 человек (14,06 %).
Таким образом, мы можем констатировать не просто большую — огромную разницу в возрастной структуре основных этносов столицы.
Если говорить о миграционном факторе, то можно выделить два основных вектора миграций в новейшей истории Астаны. Первый из них — эмиграция населения, в первую очередь русскоязычного. На 1989 г. русских, украинцев и белорусов в Астане насчитывалось 186421 человек. На 1999 г. этот показатель составил 153311 человек. Таким образом, убыль в абсолютных цифрах за 10 лет составила -33110 человек (-17,7 %). За межпереписной период (1999–2009 гг.) поток эмиграции несколько сократился, и убыль в абсолютных цифрах составила «лишь» -14561 человек (-9,5 %). К 2016 г. можно констатировать, что тренд «развернулся» и количество представителей рассматриваемых трех этносов достигло 151335 человек, что на 9 % больше, чем в 2009 г.
Таблица 3
Этническая структура населения г. Астаны (1989–2016 гг.) Источник: КС МНЭ РК
Год |
Казахи |
Русские |
Украинцы |
Узбеки |
Татары |
Немцы |
Корейцы |
Белорусы |
1989 |
49798 (17,71 %) |
152147 (54,10 %) |
26054 (9,26 %) |
640 (0,23 %) |
9339 (3,32 %) |
18913 (6,72 %) |
1329 (0,47 %) |
8220 (2,92 %) |
1999 |
133585 (41,83 %) |
129480 (40,55 %) |
18070 (5,66 %) |
429 (0,13 %) |
8286 (2,59 %) |
9591 (3,0 %) |
2028 (0,64 %) |
5761 (1,80 %) |
2009 |
425298 (69,4 %) |
122215 (19,9 %) |
12783 (2,1 %) |
7186 (1,2 %) |
8970 (1,5 %) |
6916 (1,1 %) |
4172 (0,7 %) |
3752 (0,6 %) |
2016 |
658901 (75,51 %) |
133587 (15,31 %) |
13796 (1,58 %) |
9150 (1,05 %) |
10792 (1,24 %) |
8679 (0,99 %) |
5867 (0,67 %) |
3952 (0,45 %) |
Таблица 4
Сальдо внутренней и внешней миграции населения г. Астаны (1999–2014 гг.). Источник: КС МНЭ РК
Год |
Сальдо внешней миграции |
Сальдо внутренней миграции |
1999 |
-4367 |
57609 |
2000 |
-2974 |
33276 |
2001 |
-3833 |
55209 |
2002 |
-2621 |
9382 |
2003 |
-429 |
5801 |
2004 |
-633 |
14819 |
2005 |
-462 |
16141 |
2006 |
-233 |
17941 |
2007 |
-780 |
20095 |
2008 |
-797 |
25677 |
2009 |
-334 |
32209 |
2010 |
715 |
33127 |
2011 |
380 |
30751 |
2012 |
-287 |
19606 |
2013 |
1412 |
16465 |
2014 |
375 |
17505 |
Как бы то ни было, отрицательное в целом сальдо внешней миграции совершенно перекрывает мощнейший поток внутренней миграции. Большую часть мигрантов составляют представители титульного этноса. Так, с 1989 по 2009 гг. казахов в Астане стало на 375500 человек больше. А с 2009 по 2016 гг. их число увеличилось еще на 233603 человек. В целом в 1989–2016 гг. число казахов увеличилось в 13,2 раза.
Говоря о малом количестве представителей старших возрастных групп среди мусульман и большом количестве среди христиан, стоит отметить тут как раз влияние миграционного фактора. Оба тренда, и внешняя и внутренняя миграция, подразумевают относительно высокий уровень мобильности. При этом имеет не такое большое значение, уезжает мигрант на постоянное место жительства в другую страну или приезжает в Астану из другого региона. В любом случае, новая среда — это в первую очередь среда рабочая. Пенсионеры — представители христианских конфессий, очевидно, не обладают столь высоким уровнем мотивации для того, чтобы уезжать из города в другую страну. Так же, как и пенсионеры массово не едут в Астану из других городов Казахстана.
Картина возрастной структуры, сложившаяся в основных конфессиях г. Астана, является отражением ряда объективных социально-демографических процессов, характерных не только для данного города, но и в целом для городского населения Северного и Восточного Казахстана. В числе факторов следует назвать рождаемость и возрастную структуру этноса, тренды внутренней и внешней миграции.
Литература:
- Религиозные объединения Республики Казахстан (по состоянию на 10.08.2016 г.) / Официальный сайт Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. Электронный источник: http://www.din.gov.kz/rus/religioznye_obedineniya/?cid=0&rid=1638 Дата обращения: 14.02.2017 г.
- Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Электронный источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690#pos=1;-159 Дата обращения: 14.02.2017 г.
- Город Астана. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 74 с.
- Карагандинская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 160 с.
- Павлодарская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 144 с.
- Восточно-Казахстанская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 150 с.
- Северо-Казахстанская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 138 с.
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2008 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 15 «Демография». — 2009
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2009 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2013
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2010 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2011
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2011 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2012
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2012 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2013
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2013 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2014
- Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2014 год. Бюллетень КС МНЭ РК. Серия 14 «Демография». — 2015