Эволюция национальных и конфессиональных отношений остается ключевым социокультурным и идеологическим фактором развития многонациональных государств.
В современном мире сложно оценивать текущую поликонфессиональную структуру в странах Азии. Страны, находящиеся в данном регионе, вкладывают массу усилий в регулирование отношений между конфессиями, которые представляют собой важнейший аспект в деле сохранения социальной стабильности. В условиях мировых вызовов современности: нестабильности мирового сообщества, актуализации этнической проблематики в эпоху глобализации, терроризма, политизации этнического и конфессионального вопросов, остроты проблемы социальной справедливости, — актуальность правильного построения и приведения в жизнь поликонфессиональнойполитики выходит на первый план.
Касательно региона Азии, то при изучении тех или иных аспектов исторического развития или современного состояния исламского социума весьма часто не уделяется должного внимания как факту полиэтничности и поликонфессиональности самого общества, так и факту гармоничного присутствия в его культурной традиции автохтонных неисламских элементов. Это замечание может относиться ко многим арабским обществам в качестве объектов изучения. Страна, находящаяся в западной части Азии, Сирия представляет собой ярчайший тому пример.
Еще в эпоху Омейядов и Аббасидов арабская культура представляла собой сложный культурный комплекс, складывавшийся на основе традиций, в первую очередь завоеванных арабами народов. Безусловно, ислам внес огромный культурный вклад в ближневосточную цивилизацию, однако не следует забывать, что местным субстратом была богатейшая, давно сложившейся ближневосточная культура. Хотя вскоре после арабских завоеваний ислам стал доминирующей религией, именно эта культура народов, входивших в состав Византийской империи, народов преимущественно христианского вероисповедания, стала основанием богатой культуры арабского Ближнего Востока. На протяжении последующих веков роль немусульманских общин в культурной жизни халифата была весьма слабой. Как ни парадоксально, именно эпоха Крестовых походов отрицательно сказалась на положении ближневосточных христиан. Сложившаяся равновесная конфессиональная система халифата была нарушена.
В современной Сирии сохраняется достаточно высокий процент христианского населения, однако, несколько меньший, нежели в XIX веке. Причиной тому послужила массовая эмиграция сирийцев — до середины 20-х гг. ХХ в. преимущественно христиан — в Новый Свет, страны Европы, Северную Африку, Австралию. Миграция населения сказалась не столько на количестве христианских общин, так как имела место и ремиграция, и приток армянских, ассирийских и других христиан из Малой Азии, — произошли серьезные сдвиги в социально-политической и экономической структуре сирийского общества, которые в общем сводятся к тому, что христиане во второй половине ХХ в. стали играть значительно меньшую роль в указанных сферах.
В настоящее время 84 % населения страны составляют мусульмане — сунниты и алавиты — 74 %, и 13 % шииты [4]. Первую группу составляют арабы-сунниты и алавиты, большая часть курдов, туркмены, иммигранты с Северного Кавказа, вторую — шииты-имамиты, алавиты, друзы, исмаилиты и др. Среди христиан наибольшую часть составляют православные Антиохийского патриархата, существует значительная армянская община, униатские — греко-католическая, маронитская, сиро-католическая, ассиро-халдейская, армяно-католическая общины, а также ассирийцы-несториане, яковиты и протестанты.
Территория современной Сирии, представляет собой регион, в котором исторически сложился социум, характеризуемый как поликонфессиональный. При этом такой пестрый конфессиональный (и этноконфессиональный) состав сирийского общества в большой степени является результатом естественного исторического процесса и представители многочисленных общин Сирии — это в большинстве своем коренное население, исконно проживавшее на этих землях. Только небольшой процент этноконфессиональных меньшинств являются иммигрантами из соседних регионов.
Власти страны стремятся к наибольшей централизации государства и укреплению единства народа. Таковой по существу в течение 30 лет была линия президента Х. Асада, такой же линии придерживается и его преемник Б. Асад. Отчасти по этой причине власти не поощряют акцентирования в социальных исследованиях вопроса религиозного и национального состава населения Сирии, и такие данные зачастую носят приблизительный, оценочный характер.
Несмотря на тяжелое положение Сирии сегодня, утопающая в гражданской войне, многоконфессиональная и многонациональная Сирия была, в целом, веротерпимой страной, и хотя между различными общинами существовали трения, межрелигиозная вражда никогда не была фактором, определявшим развитие внутриполитической ситуации.
Полагаю, независимая страна в центральной Азии, Казахстан не может остаться незамеченной. Казахстан — поликонфессиональная страна, и отношения между конфессиями — один из важнейших аспектов в деле сохранения социальной стабильности, обширное государство Казахстан, богатое природными ресурсами, занимающее ключевое географическое положение в самом сердце Евразии, простирающееся на огромной территории, является важным игроком на мировой политической арене. Сохранение независимости и дальнейший экономический рост — важнейшие и сложнейшие задачи для страны, невыполнимые без проведения грамотнойэтно-конфессиональной политики. Согласно Конституции, Республика Казахстан — светское государство, где религиозные организации отделены от государства [5]. Однако сегодня религиозная сфера требует самого пристального внимания государства и всего общества. С распадом СССР произошла подмена идеологий, религия, в первую очередь именно ислам, сменила советскую идеологию. Религия стала играть более существенную роль в общественной жизни страны. Укрепляются позиции традиционных для республики религий, появляются новые конфессии, углубляются связи между ними.Из всех мировых религий самая молодая религия — ислам. Но она за небольшой период истории стала религией большинства населения арабских стран, а позже распространилась в другие регионы, такие как Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия и др. В Казахстане проживают более 130 этносов [6]. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий. Нормативным актом, определяющим правовой статус религиозных объединений, является закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV [7]. В Конституции РК 1995 года имеются статьи, имеющие отношения к религии.Казахстанское общество представляет собой огромное социальное пространство, в котором взаимодействуют представители различных религиозных объединений и духовенств. Такая ситуация оказывает непосредственное влияние на все сферы жизни населения, проникая в глубинные пласты жизни общества, меняет менталитет народа. Современное сообщество находится в такой глобальной взаимозависимости, в таком мире духовное единение может обеспечить стабильность и создать предпосылки для мирного существования людей и государства. Это особенно актуально для полиэтнического и поликонфессионального современного Казахстана. Демократическое решение проблем свободы совести в интересах всех членов казахстанского общества, как верующих, так и неверующих, будет способствовать сближению их гражданских и политических позиций, нравственных ценностей.
В современном мире наблюдается тенденция к увеличению численности населения, исповедующего ислам, одновременно с сокращением населения, исповедующего другие религии, в частности христианства, что не может не вызвать некоторые опасения во многих государствах. Особенно остро такие тревоги распространяются в странах западной Европы, где доля мигрантов-мусульман неукоснительно растет, а христианские этносы сокращаются, в связи, с чем некоторые исследователи прогнозируют возможную потерю религиозной и национальной идентичности со стороны коренных этносов Европы.
Таким образом, государство, безусловно, должно играть роль некоего регулятора в отношениях групп, принадлежащих как к разным этническим группам, так и исповедующих разные конфессии. Современная история знает не один конфликт, произошедший на основе этнического или религиозного противостояния. Следовательно, государству требуется проводить гибкую политику в отношении верующих. Последовательное демократическое решение проблем свободы совести в интересах всех членов общества, как верующих, так и неверующих, будет способствовать сближению их гражданских позиций, нравственных ценностей, а также конструктивному диалогу между ними в интересах консолидации общества. В связи с этим востребован исторический опыт становления и прогрессивного развития полиэтничного поликонфесинального социума. Геополитическое расположение Азии между Западом и Востоком — двумя мощными центрами цивилизационного влияния — обусловило своеобразие ее общественного и культурного развития. Для сохранения оригинальности социальной цивилизации, страны Азии и сегодня должны развиваться с учетом традиций ее народов; исторических, экономических, этнических, культурных и религиозных особенностей их жизни.
Литература:
- Авраменко Р. «Проблемы распространения экстремизма в Республике Казахстан».- Астана, 2011.
- Бурова Е., Косиченко А. «Актуальные проблемы развития религиозной ситуации в Республике Казахстан».- Алматы, 2013.
- Почта Ю. М. Возникновение ислама и мусульманского общества. — М., 1993.
- CentralIntelligenceagency [Офиц. сайт] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html
- Официальный сайт Президента Республики Казахстан URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
- Ассамблея народа Казахстана [Офиц. сайт] URL: http://assembly.kz/ru/obshchie-svedeniya
- Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан [Офиц. сайт] URL: http://www.din.gov.kz/rus/pravovaya_baza/zakony_rk/