Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства
Авторы: Сулейманов Халилжан Жалилович, Усейнов Мирас Исмаилович, Сагинбеков Курманбек Сагинбекович
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 06.11.2015
Статья просмотрена: 101 раз
Библиографическое описание:
Сулейманов, Х. Ж. Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства / Х. Ж. Сулейманов, М. И. Усейнов, К. С. Сагинбеков. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9052/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нарастающие проблемы в современном обществе, повторяющиеся экономические и духовные кризисы, потрясения устремляют людей к поиску путей их преодоления. Общественные институты сегодня приходят к выводу, что в основе всех потрясений лежит, прежде всего, кризис духовный, который возможно преодолеть лишь через культуру. «Утонченный культурный человек несет в себе и утонченную цивилизацию», — писала Е. И. Рерих [1]. На наш взгляд, данный «постулат» в настоящее время приобретает актуальность.
Как нам известно, религия одна из наиболее значимых компонентов духовной культуры, т. е. форма осознания человеком бытия и окружающего мира, основанная на вере, так как она обуславливает формирование и реализацию систем ценностей, должного поведения, норм мышления, которые способствуют объединению людей в религиозные организации и выступает как форма общественного сознания.
Казахстан согласно конституции утвердил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы [2]. А также, данный аспект светского характера государства зафиксирован в Законе Республики Казахстан " О религиозной деятельности и религиозных объединениях " от 11 октября 2011 г. Государство отделено от религии и религиозных объединений. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство:
1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан;
2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;
3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан;
4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
А в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения:
1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность;
2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью;
3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.
Запрещается деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями [3].
Следовательно, светский характер государства разграничивает сферы влияния государства и религиозных объединений при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом. Президент РК Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставил задачу перед Правительством Казахстана и обществом по формированию правильного религиозного сознания у граждан Казахстана в ХХI веке, а также отметил, что светский характер нашего государства — это важное условие успешного развития Казахстана.
Согласно сведениям Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, зарегистрированные религиозные субъекты Казахстана по состоянию на 20.04.2015 года составляет следующее: [4]
№ |
Конфессии |
на 01.01. 2011 г. |
на 25.10. 2012 г. |
на 01.01. 2014 г. |
на 20.04 2015 г. |
1. |
Ислам |
2811 |
2229 |
2367 |
2459 |
2. |
Православие |
304 |
280 |
293 |
318 |
3. |
Пятидесятники |
400 |
189 |
230 |
219 |
4. |
Союз евангельских христиан-баптистов |
364 |
100 |
185 |
181 |
5. |
Католики |
118 |
79 |
84 |
84 |
6. |
Свидетели Иеговы |
70 |
59 |
60 |
60 |
7. |
Пресвитериане |
229 |
55 |
92 |
101 |
8. |
Адвентисты седьмого дня |
67 |
42 |
42 |
42 |
9. |
Евангелическо-лютеранская церковь |
32 |
13 |
13 |
13 |
10. |
Методисты |
18 |
11 |
12 |
14 |
11. |
Новоапостольская церковь |
47 |
8 |
25 |
26 |
12. |
Кришнаиты |
14 |
8 |
9 |
9 |
13. |
Бахаи |
20 |
6 |
6 |
6 |
14. |
Иудаизм |
26 |
4 |
7 |
6 |
15. |
Буддизм |
4 |
2 |
2 |
2 |
16. |
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) |
1 |
2 |
2 |
2 |
17. |
Меннониты |
6 |
1 |
4 |
4 |
18. |
Церковь объединения Муна (Муниты) |
- |
- |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
4 551 |
3 088 |
3434 |
3547 |
Надо отметить, что Казахстан является многонациональной и поликонфессиональной страной.
Как показывает реальность, религиозную ситуацию в Казахстане можно охарактеризовать как стабильную. Развиваются конструктивные формы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. В частности, сегодня, отношения между государством и крупнейшими конфессиями, реализуются в рамках соглашений, подписанных Комитетом по делам религии Министерства культуры и спорта РК с Духовным управлением мусульман и Православной церковью Казахстана о сотрудничестве в сфере сохранения согласия, взаимопонимания, толерантности, профилактике религиозного экстремизма. А также между представителями различных религий и конфессий сформировались благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Модель межконфессионального отношения в Казахстане стала уникальным примером для других стран, и вызвал интерес стран со схожим полиэтническим составом населения.
Сформирована концептуально новая и отвечающая современным угрозам и вызовам правовая база в сфере религии. Между тем, в международном сообществе наша страна признана как государство, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Наряду с этим внутренняя и внешняя политическая деятельность Казахстана заинтересована в расширении и углублении диалога цивилизаций.
В целях деструктивного воздействия социальных факторов государством производится мониторинг Интернет сайтов. Так, за второе полугодие 2014 года Международным центром культур и религий было проанализировано более 7 тысяч интернет-ресурсов. Мониторинг этих сайтов позволил выявить 170 сайтов деструктивного характера, по результатам которых осуществлены экспертизы, и эти сайты были закрыты. Сегодня центр продолжает эту работу. В текущем году осуществлен мониторинг порядка 5 тысяч интернет-ресурсов, выявлено и закрыто 55 сайтов деструктивной направленности [5]. Ведется работа по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. В этом направлении огромное значение имеет своевременное реагирование и работа неправительственных организаций, традиционных религиозных объединений и этнокультурных центров.
К сожалению, в мире существует конфликты на религиозной почве. Как нам известно, конфликт может, выражаться в форме разногласий, споров и религиозной вражды. Религиозные противоречия являются одной из основных причин многих современных конфликтов в мире. И зачастую лозунги в борьбе за религиозные ценности преследуют совсем другие цели.
А эти конфликты трансформируются в межгосударственные «столкновения», таким образом результатом таких действий является ухудшение отношений между субъектами международного права. Так, например, скандал в 2005–2006 гг. в Дании, спровоцированный серией карикатур на пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), привел к тому, что Министерства иностранных дел одиннадцати исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда они не получили этих извинений. А также международный общественно-политический резонанс, которое получило январское событие 2015 года нападение на редакцию журнала «Шарли Эбдо», публиковавшего карикатуры на пророка. Тем самым вышеуказанные конфликты охватили практически все страны Европы и мусульманского мира. В данном исследовании нами были освещены наиболее яркие примеры, которые происходили на заре ХХI.
Таким образом конфликты на почве религиозных чувств представляют опасность мирного сосуществования человечества на земле. В свете вышесказаного, возникает необходимость разработки комплекса уголовно-правовых средств по противодействию ей. В условиях глобализации перед наукой уголовного права стоит задача предупреждения прступлений, т. к. преступность как и все антиобщественные явления, имеет свои прчины лишь в пределах социальных, т. е. человеческих отношений.
Исходя из вышеизложенного только путем формирования миролюбивого гражданского общества, в котором будут реализованы идеалы свободы и равенства, которое не будет раздираться социальными конфликтами и противоречиями.
Мы предлагаем, внести в уголовное законодательство норму ответственности за карикатуры (сатирическое или юмористическое изображение) на основателя исламской религии. Например, статья 174–1 УК РК «Распространение и разжигание религиозной вражды путем создания карикатур на основателя исламской религии».
На наш взгляд, необходимо подробно рассмотреть концептуальные направления развития уголовной политики в условиях глобализационного процесса, как нам известно, уголовная политика в области борьбы с преступностью основывается на принципе неотвратимости наказания.
Следовательно, речь идет о возникновении новых вызовов и угроз для страны, связанных с воздействием на Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, а также начавшимся процессом разрушения традиционных ценностей, прямо влияющих на религиозную идентичность людей. Как отметил Президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев — «государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Общую озабоченность разделяют и духовные иерархи. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом» [6].
Литература:
- Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих, Мастер-Банк, 2006.с. 109.
- Конституция РК принятая на всеобщем референдуме от 30.08.1995 г.
- Закон Республики Казахстан " О религиозной деятельности и религиозных объединениях " от 11 октября 2011 г.
- www.din.gov.kz
- http://www.inform.kz
- Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»-www.akorda.kz