This article discussed the system of religion and state relations in Kyrgyz Republic onformer Soviet Union time. Difficulties of partnership between the state and religion. And the process of building relations on the principle of democracy between the state and religion.
Keywords: Madrasah, Kyrgyzstan, Islam, religion, Kyrgyz Republic.
Как известно, в последние годы в Кыргызстане не утихают споры в сфере религии по вопросу взаимоотношений религии и государства, и едва ли все хоть как то хотят внести свою лепту во взаимоотношения религии и государства. В первые годы суверенитета в Кыргызстане взаимоотношения религии и государства строились на либеральном принципе. Первый президент А. Акаев пролоббировал принятие 16 декабря 1991 года в Верховном Совете Кыргызской Республики Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» [1]. Этот закон стал основой понятия о свободе вероисповеданий в новой Конституции Кыргызской Республики, подготовленной и принятой Верховным Советем (ныне о нем говорят: «Легандарный парламент») от 5 мая 1993 года (старая Конституция КР была принята в 1989 году при СССР). В Конституции были заложены такие понятия, как «светское государство» и «свобода вероисповеданий», пока была очень либеральной.
После распада СССР в 1991 году и в то время когда был принят закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций», в Кыргызской Республике функционировали 33 мечети исламского направления [3, 37]. Тогда не было ни одного исламского учебного заведения, но в 1991 году открылась медресе имени Умар ибн Хаттаба, потом его переименовали в Исламский институт, а в 2003 году — в университет.
В сфере религиозно-государственных отношений в последнее время делается немало, кыргызское государство старается многое изменить, однако поиск оптимальной модели взаимоотношений еще до конца не завершен. Как известно, религиозные организации являются важным общественным институтом, одним из компонентов современного кыргызского общества. Общеизвестно, что характер взаимоотношений государства и религиозных организаций строится в первую очередь в зависимости от того, какое это государство, какой в это время политический режим, каково государственное устройство и т. д.
Есть два принципа взаимоотношений государства и религии. Первое, светское государство — нейтральное государство в сфере религии, конституционно не признает никакую из религий в качестве официальной и обеспечивает гражданам возможность права свободного выбора мировоззрения и вероисповедания. Второе, теократическое государство — в основе управления которого находится определённая религия или признана официальной, которая в сфере общественно-управленческой деятельности имеет свою роль и место.
Исследователь А. Сабиров описывает два принципа взаимоотношений религии и государства следующим образом.
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
- За церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
- Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
- Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
- Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.
- Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Отделение религиозных организаций от государства — основополагающая норма светского государства, одна из гарантий свободы совести. Эта норма означает, что:
‒ государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
‒ не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству;
‒ обеспечивает светский характер образования в государственных образовательных учреждениях;
‒ религиозные организации создают свою структуру и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой;
‒ не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
‒ не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
‒ Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом [5, 41–42].
В первые дни независимости Кыргызстана в Законе от 16 декабря 1991 года «О свободе вероисповедании и религиозных организаций» был заложен принцип светскости. Этот закон действительно стал детонатором развития демократизации в сфере религии, общество позволило гражданам Кыргызстана свободно выражать свои убеждения, и конфессии и религиозные организации страны получили свое новое развитие. Ныне стало модным такое выражение как нетрадиционная религия. На территории Кыргызской Республики появились представители и сторонники многих конфессии и религиозных сект.
Бывший руководитель Госкомиссии по делам религии при правительстве КР в начале 2000 года пишет о ситуации, складывавщейся к началу 1996 года, которая показывала, что необходимо изжить иллюзии относительно безучастности государства к проблемам, возникающим в религиозной сфере. Стало абсолютно ясно, что государство не вправе самоустраняться, оно должно, исходя из интересов всех граждан, верующих и неверующих, активно участвовать в процессах, происходящих в этой сфере. Важным шагом в совершенствовании нормативно-правовой базы государственной политики в отношении к религии и религиозным организациям стал Указ Президента Кыргызской Республики от 14 ноября 1996 года «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания». Исходя из анализа религиозной обстановки в республике, недостатков и упущений, имевших место в Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», и рекомендаций международных правовых институтов, были разработаны и утверждены: «Временное Положение о регистрации религиозных организаций»,«Временное Положение о регистрации миссий зарубежных религиозных организаций и лиц иностранного гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности», «Временное Положение о религиозном обучении» [3, 21].
Госкомиссия по делам религии в разные периоды структурно менялась. Сначала имела название госкомиссия, а потом госагентство, и опять на госкомиссию. Функционировало то при правительстве, то при министерстве. В последний раз в 2012 году госкомиссия при правительстве перешла под юрисдикцую президента. Все эти процессы означают, что вопросы религии всегда стояли перед государством остро. Мягко говоря, на религию всегда обращали внимание.
Новое Положение Госкомиссии по делам религии утверждено Указом Президента Кыргызской Республики. В новом Положении принципиальных изменении нет. В общие положениях пишется, что Государственная комиссия по делам религии Кыргызской Республики (далее — Госкомиссия) является центральным органом Кыргызской Республики, проводящим работу по формированию и реализации государственной политики в религиозной сфере и координирующим деятельность государственных органов Кыргызской Республики в области религии. Далее госкомиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, решениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями Правительства Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами и соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением. Госкомиссия в своей деятельности подотчетна Президенту Кыргызской Республики [7].
3 февраля 2014 года под председательством президента КР было проведено заседание Совета Обороны. Этот заседание проводилось после скандальной отставки вынужденно оставившего свой пост муфтия Рахматилла Эгембердиева. На 4 февраля 2014 года планировалось проведение Курултая Мусульман для избрания муфтия. В то время пост и. о. муфтия занимал нынешний глава муфтията Максат Токтомышев. Из-за проведения заседания Совета Обороны Курултай Мусульман отложили на месяц. На этом заседании принято важное решения. Ниже мы приводим некоторые моменты этого решения. Заслушав и обсудив доклад директора Государственной комиссии по делам религии Кыргызской Республики О. А. Молдалиева о религиозной ситуации в Кыргызской Республике, с учетом замечаний и предложений участников заседания, Совет Обороны Кыргызской Республики отмечает, что на сегодняшний день государственная политика в религиозной сфере не в полной мере отвечает современным вызовам национальной и региональной безопасности, запросам современного демократического, светского общества.
Исходя из этого, Совет Обороны решил:
Признать ошибочной сложившуюся в последние годы практику дистанцирования государственных органов от регулирования процессов в религиозной сфере. Считать первоочередной задачей государства формирование четкой системы регулирования деятельности религиозных организаций на основе положений Конституции Кыргызской Республики по обеспечению прав человека и свободы вероисповедания [6].
На основе указа была разработана концепция Государственной политики в сфере религии. Концепция рассматривалось в Совете Обороны и утверждена Указом Президента КР. В этой концепции имеется три направления. Государство и РО сотрудничают в различных сферах, а также в целях обеспечения общественной безопасности, включая профилактику экстремизма. Государство не препятствует развитию религиозного многообразия в Кыргызстане. Государство проводит свою политику в отношении религии на основе гармоничного сосуществования и взаимоуважения между светской и религиозной системами ценностей. Государство регулирует сферу деятельности религиозных организаций. 1 Государственная политика по взаимодействию с религиозными организациями. 2 Государственная политика в сфере религиозного и религиоведческого образования. 3 Предупреждение религиозного экстремизма. Исходя из приоритета гармонизации государственно-конфессиональных отношений и процессов в религиозной сфере, в целях обеспечения национальной безопасности, государство создает условия для укрепления и развития традиционных умеренных форм суннитского ислама на основах религиозно-правовой школы ханафизма и матуридийсткого вероубеждения [2]. Об этом десять лет назад бывший глава Госкомиссии по делам религии писал решения которые были приняты в Совете Обороне. На них обратили внимание только через десять лет. Под религиозным фактором понимается необходимость в первую очередь развивать и культивировать традиционный для последователей ислама в республике мазхаб (ахли Суннат вал Жамаат, мазхаб Абу Ханифа). С этой целью духовным лидерам, богословам нужно предпринять шаги по активной популяризации и разъяснению среди верующих, населения традиционно сложившийся в республике мазхаб, акцентируя внимание на вопросах миролюбия, веротерпимости, конфессионального согласия. Своевременным явилось бы издание доступных и содержательных методических пособий, разъясняющих учение Имама Аъзама. Процессу устойчивого развития традиционных канонов ислама способствовала бы также активизация доведения до верующих традиционного мазхаба. Большую роль в укреплении традиционного, свойственного для республики ислама может сыграть улучшение качества религиозного образования, повышение интеллектуального уровня духовенства [4, 45].
Государство всегда должно уделять внимание религиозному образованию. Именно все финансы на себя должен брат. Все вышеперечисленные проблемы можно решить через образование с четкой программой обучения. Кнутом или пряником ситуацию не исправить. Будет правильным решение формировать идентичность гражданина через образование.
Литература:
- Закон о свободе вероисповедания и религиозных организаций № 656 — XII. — Бишкек, 1991.
- Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2014–2020 годы, 3 ноября 2014 г.
- Мамаюсупов О. Религиозная ситуация в Кыргызской Республике // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. — Ош, 2004.
- Мамаюсупов О. Религиозный экстремизм: субъективное и объективное // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. — Ош, 2004.
- Сабиров А. Взаимоотношения государства и религии (государственно-церковные отношения) // Ислам в Центральной Азии: Сборник материалов конференции. Вестник ОшГУ. Спецвыпуск. — Ош, 2004.
- Указ «О реализации решения Совета Обороны Кыргызской Республики о государственной политике в религиозной сфере» http://www.president.kg/ru/novosti/3468_podpisan_ukaz_o_realizatsii_resheniya_soveta_oboronyi_kyirgyizskoy_respubliki_o_gosudarstvennoy_politike_v_religioznoy_sfere/
- ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 71.